Имена | Моцарта сгубили бабы?Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Великий Моцарт не дает покоя потомкам. Только в МХТ им. Чехова спектакль о его жизни «Амадей» главный долгожитель. Теперь взялись за смерть композитора. «Концерт обреченных» так называется премьера, которую сыграли на Малой сцене Художественного. Драматург Дмитрий Минченок предложил свою версию смерти великого музыканта. Ее разыграли силами двух больших актрис. Про смерть смотрят бифронтально: сцена расположена меж двух трибун, на которых сидят зрители. Но этого мало: друг напротив друга, но по диагонали расположены два квартета, и каждый по очереди играет музыку то Моцарта, то Сальери. Прямо как два дуэлянта: один «резвый, кудрявый, влюбленный», другой минуэтно-пафосный. «Стреляются» на струнных инструментах. В качестве секундантов а вот это самое интересное выступают вдовы Моцарта и Сальери. Дамы встретились, чтобы положить конец расхожей легенде: завистник Сальери отравил душку Моцарта. Вдова душегуба солидная дама в черном, как следователь с Лубянки, вопросами загоняет в угол вдову недруга своего мужа такую же ветреную и верткую, как покойный гений. Констанца, покажите ваши каблуки. Каблук раздвоен! А теперь смотрите на следы на этой картине: на них тоже раздвоение, как на каблуке. Констанца ведет себя как птица, загнанная в угол. Следствие по делу ведет Тереза Сальери. По ходу призывая в свидетели квартет пожилых музыкантов, который играет музыку ее мужа весьма грамотную, но унылую. Хотя одна из них называется «Тарантелла. Праздник молодого вина». От такого вина явно не словишь кайфа. Зато молодые музыканты под руководством Констанцы Моцарт наяривают витальность. Следственный эксперимент, восстанавливающий события последнего дня, режиссер Юрий Еремин строит на двух дуэтах актерском и музыкальном. Первый интересен сочетанием двух столь разных индивидуальностей Евдокии Германовой (Констанца Моцарт) и Ольги Барнет (Тереза Сальери). Ломкая пластика Констанцы как об утес бьется с монументальностью Терезы. Беззащитность схлестывается с амбицией, сдавая одну позицию за другой. И кажется, что мы вот-вот поверим, что Моцарт пал не от руки Сальери, а от руки собственной женушки. Однако Впрочем, не все ли теперь равно, от чего умер гений, он давно сгнил в общей могиле. Интересно другое: жены достойны своих мужей, или мужчины выбирают жен по себе. Во всяком случае, Констанца в парике и камзоле внешне походит на исторический портрет супруга. Но что важнее и внутренне безумна, как гений, вдохновенно интуитивна. Жена Сальери грамотна, образованна, закомплексованна и со своей тайной. А тайна в том, что она всю жизнь любила Моцарта и отравила его невольно. Последняя сцена действительно полна трагизма и держится на Ольге Барнет. Всякая версия имеет право на существование: Моцарт мог стать жертвой, например, героина, но любовная романтичнее. Доказательная база убедительна в своей актерской части. А вот музыкальная Послушаем мнение профессионала. Композитор Лора Квинт: Красивая фантазия, хотя я уверена, что Моцарт умер от сифилиса, который в то время не лечили. Мне не понравилось другое: музыканты сознательно так играют музыку Сальери, что она выглядит унылой. А ведь он был очень хорошим композитором. Это достаточно грубый режиссерский прием на контрасте музыки доказать превосходство одного композитора над другим. Пресса Телеверсия спектакля «Возвращение» (2005), 9.05.2020 «Возвращение», Григорий Заславский, телеканал «Театр», 20.12.2011 Юкио Мисима и антреприза, Катерина Антонова, Новые известия Театрал, 30.03.2007 Ветряные мельницы, Анна Коваева, Независимая газета, 6.02.2007 Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007 Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007 Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007 Всем на каток, Елена Губайдуллина, Театрал, 16.01.2007 Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007 Кавалеры, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 11.12.2006 Недоношенная вдова, Роман Должанский, Коммерсант, 8.12.2006 Ну что, женихи, поехали?, Любовь Лебедина, Труд, 6.12.2006 Шоу на колесах, Итоги, 4.12.2006 Звезды на роликах, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.12.2006 Ерёмин представляет «Кавалеров», Радио «Культура», 30.11.2006 Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005 Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003 Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003 Марина Зудина: «Своих героинь не порицаю», Екатерина Васенина, exclusiveИЗВЕСТИЯ, 24.12.2003 Сентиментальный роман, Итоги, 23.12.2003 Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003 Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003 У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003 Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003 Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003 Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003 Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003 Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003 Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003 Дед погибает, а бабе смех, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2003 Гафту Достоевский по размеру, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 25.11.2002 Школа мужей, Ирина Алпатова, Культура, 21.11.2002 Валентин Гафт оказался плохим мужем, Марина Шимадина, Коммерсант, 21.11.2002 Петербургское привидение, Елена Губайдуллина, Известия, 11.11.2002 |