Имена | Как Василий Качалов стал героем для московских гимназистовАлександра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.06.2020 Василий Качалов вошел в труппу МХТ в 1900 году и стремительно стал известен – сыграл Берендея в «Снегурочке», Барона в «На дне», Тригорина в «Чайке». Но особенно публика полюбила его после роли Юлия Цезаря в одноименной трагедии Шекспира, сыгранной в 1903-м. Неслучайно Немирович-Данченко писал Чехову: «От Цезаря все чурались, а я говорил, что это самая эффектная роль, и чуть не силой заставил Качалова прославиться». Спектакль поражал не только игрой Качалова. Но и изображением пестрой и очень достоверной уличной толпы, и попыткой воссоздания самого Древнего Рима – города удивительно живого, а вовсе не застывшего в мраморе. «Вся труппа занята собиранием материала и изучением эпохи» – вспоминал о репетициях Станиславский. «Юлий Цезарь» не на шутку захватил публику, даже детей. Милиционер Алексей Гаврилов, дежуривший в Московском Художественном театре в конце 1920-х годов, писал об этом в дневнике, вспоминая о своем гимназическом отрочестве. Учился будущий милиционер (кстати, за свою образованность и манеры в театре получивший прозвище Князь) в одной из лучших московских школ. Седьмая мужская гимназия выделялась своими преподавателями, там изучали древние языки, а однокашниками Гаврилова были дети элиты. На переменах гимназисты, как всякие мальчишки, разыгрывали бои. Десятилетия спустя это были бы мушкетеры, сегодняшние школьники играют в супергероев. А в начале ХХ века гимназисты разыгрывали сцену убийства Цезаря. Вот что пишет Гаврилов: «Постановка “Юлия Цезаря” наделала в свое время массу шума среди интеллигенции; билеты брались с бою; с ночи дежурили у кассы в день выдачи билетов на новый репертуар; давали в кассе не более 2-х билетов. В то время я был в 4 классе гимназии; гимназисты увлекались постановкой; в перемены между уроками они начинали хором кричать “прощенья, Цезарь”, подражая сенаторам, а потом толпой накидывались на кого-нибудь, большею частью на А. Конюса, сына профессора консерватории, учившегося вместе со мной, и закалывали его тетрадками, свернутыми трубкой». Дневник Алексея Гаврилова цитируется по книге издательства «АРТ» «Художественный театр после революции. Дневники и записи. Федор Михальский. 1920–1924. Алексей Гаврилов. 1927–1932». На фото: гимназисты начала ХХ века; Василий Качалов в роли Юлия Цезаря, 1903 год (фото Музея МХАТ). Пресса 125 лет назад родился Московский Художественный театр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2023 Быть или не быть? К 100-летию встречи двух Гамлетов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 18.09.2021 МХАТ в эвакуации в Тбилиси: «Счастье было столь огромно, что мы забывали о войне», Александра Оболонкова, Sputnik (Грузия), 8.05.2021 Как Василий Качалов стал героем для московских гимназистов, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 16.06.2020 Почти столетие спустя впервые опубликованы письма Василия Качалова к Лидии Кореневой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 12.06.2020 Василий Качалов: «Люблю как умею, как могу теперь», Мария Львова, Экран и сцена, 5.06.2020 МХАТ в эвакуации в Тбилиси: «Счастье было столь огромно, что мы забывали о войне», Александра Оболонкова, Sputnik (Грузия), 5.05.2020 Видеозапись лекции искусствоведа Алексея Бартошевича «Люди Художественного театра и 1917 год. Лекция. doс», 20.03.2019 Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребёнком», Мария Михайлова, Театрал, 8.03.2019 Внучка Василия Качалова. Почему имя деда не прижилось в семье Шверубовичей, Ольга Любимова, Аргументы и факты (Казань), 24.02.2015 Слово секретаря Василия Качалова Виталия Виленкина по случаю 10-летней годовщины памяти (13.10.58г), Театрология, 13.10.1958 Василий Качалов читает монолог пастора из пьесы Бранд Г. Ибсена (три варианта записи), Театрология, 1956 Василий Качалов. Творческий портрет. 1962 г., Старое радио |