Имена | В Театре Пушкина открыли дело писателейОлег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002 Роман Козак руководит Театром им. Пушкина второй сезон и за это время сумел добиться главного: если два года назад ходить в этот театр было совершенно незачем, то теперь любопытно. Не сказать, чтобы новый репертуарный конвейер производил шедевры, но его задача, как можно понять, пока в другом.Сделать театр неглупый, но доступный хотели бы, вероятно, многие; удача Козака в том, что для него это стремление, судя по последним премьерам, органично. Он не подыгрывает зрителю антреприз, но умеет сделать так, чтобы этому зрителю было нескучно. Он пересказывает интеллектуальный роман Айрис Мердок упрощенным языком love story, но не забывает о его втором шекспировском сюжете. И то и другое выходит, по-моему, более плоско, чем могло бы быть, но затеянная Козаком репертуарная игра по крайней мере занимательна. Его первым спектаклем в качестве худрука Театра им. Пушкина была «Академия смеха», в которой японский драматург приносил цензору пьесу «Джулио и Ромьетта» пародию на шекспировскую драму. Следующей постановкой оказалась «Ромео и Джульетта». Теперь вышел «Черный принц», по которому белой ниткой прошит гамлетовский мотив. Забавно, кстати, представить, какой душераздирающий кич можно сочинить из переделанного в пьесу романа Айрис Мердок: ее сюжет готовая ловушка для любителей бульварного фрейдизма; в нее наверняка угодил бы, например, Андрей Житинкин. Роман Козак осмотрительно обошел стороной. Стареющий писатель Брэдли Пирсон, не опубликовавший за всю жизнь ни одной книги, влюбляется в 20-летнюю дочь своего друга и конкурента, пекущего романы как пирожки. Любовная история начинается с того, что Брэдли по просьбе девушки трактует «Гамлета» сперва в духе расхожего психоанализа, затем, все больше увлекаясь, излагает собственную концепцию, основанную на том, что Гамлет самый автобиографический из шекспировских героев. Его бездействие в чем-то сродни неспособности самого Брэдли написать книгу, и сюжет трагедии начинает, как в кривом зеркале, отражаться в комедии положений, в которой увяз писатель, собравшийся было сбежать из Лондона в домик у моря, но каждый раз спотыкающийся буквально на пороге: то из Америки приезжает бывшая жена, то ушедшая от мужа сестра съедает упаковку снотворного, то друг-писатель бьет свою жену по голове кочергой и т. д. Затем Брэдли влюбляется в юную Джулиану и, разумеется, видит в ней не Лолиту, но Офелию. Вероятно, интереснее и сложнее всего разыграть эту историю как трагедию несоответствия невозможности и комичности гамлетовских жестов и гамлетовской рефлексии в пространстве и обстоятельствах буржуазной мелодрамы. Вероятно и то, что приглашенный на главную роль Александр Феклистов мог бы справиться с этой задачей как, впрочем, мог и проиграть. Рассуждать об этом, однако, излишне, потому что Роман Козак ставил перед собой и актерами совсем другие задачи. Его «Черный принц» первым делом, конечно, love story возможно, поэтому интересней смотреть не на устало рефлексирующего Феклистова, а на Александру Урсуляк в роли Джулианы: она прелестна и пока что очень искренна, а большее ее Лолите-Офелии вряд ли нужно. Остальные роли получились по большей части плоскими: Оксана Мысина играет жену друга-писателя так, что, не зная сюжета, нетрудно догадаться: ее героиня подстроит Феклистову какую-нибудь гадость; Елена Новикова в роли экс-супруги героя занята главным образом пародированием американских манер; Вера Воронкова в роли сестры однообразно капризничает. В этом упрощении и шаржированности есть понятный расчет на таком фоне главные герои должны выглядеть живыми людьми, а их чувства подлинными. Тем более что именно подлинность и мнимость главный сюжет спектакля. У Козака все, в общем, просто и внятно: Брэдли Пирсон истинный художник, его друг и конкурент Арнольд Баффин (Борис Дьяченко) удачливый ремесленник. Пережив настоящее чувство и настоящую драму, потеряв Джулиану и попав в тюрьму по ложному обвинению, Брэдли Пирсон пишет наконец свою главную книгу и предстает в финале не проигравшим, а победителем. Мне нечего добавить к этой морали, кроме сожаления, что в результате «Черный принц» стал похож не на трагикомедию, а на мелодраму. Если, конечно, не принимать в расчет сегодняшнюю трагикомичность сюжета «писатель должен сидеть в тюрьме». Пресса Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022 «Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015 Выходит в свет книга о Романе Козаке, Театрал, 26.05.2015 Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Алла Сигалова: «Я многих раздражаю. И это замечательно», Мария Пескова, Профиль, 16.04.2007 Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007 Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005 Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005 Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005 Не на жизнь, а на смерть, Итоги, 1.03.2005 Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005 Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005 Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005 Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005 Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005 На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005 Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005 Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005 Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина, Ваш досуг, 17.02.2005 «Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005 И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005 Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 Станцевать Платонова, 27.01.2005 «Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005 «Меня бесит театр, нацеленный на приятное времяпрепровождение», Газета «Газета», 11.01.2005 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Тяни-толкай с лицами Константина Райкина и Романа Козака, Григорий Заславский, НГ, 28.02.2004 Черный принц, черный, черный
, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002 Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002 Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002 В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002 Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002 Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002 ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002 О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002 Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002 Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002 Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002 Нет повести счастливее на свете
, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002 Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002 Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002 Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002 Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002 В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002 Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002 Роман Козак: Спектакль это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002 Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002 Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002 Роман Козак: «Настоящее искусство всегда скандал», Алиса Никольская, Культура, 25.10.2001 Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001 Весь мир Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001 Роман Козак: «Я чувствую себя частью пятна, которое выводят», Марина Давыдова, Время новостей, 15.10.2001 Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001 Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001 По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001 К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001 Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001 Роман Козак: « Меня останавливало ефремовское отчаяние», Алексей Филиппов, Известия, 15.08.2001 |