Имена | Эрос без ТанатосаИрина Корнеева, Время МН, 26.10.2002 Инсценировку романа сделала сама Айрис Мэрдок. Не для Театра Пушкина, конечно, ее пьеса по ее же роману «Черный принц» в мире шла, и все ж права на первую постановку в России получил именно Роман Козак, который весьма успешно возглавил Театр Пушкина, буквально за один сезон сделав из всеми забытой площадки театр-ньюсмейкер. И подарил валом повалившей туда публике удовольствие лицезреть, как выглядит писатель-неудачник Брэдли Пирсон, на склоне лет влюбившийся по уши в дочь своих давних знакомых, какой должна быть юная Джулиана, что за чудовище ее мать Рейчел и какой английский туман ползет в наши души. Если вы сравните свои представления о персонажах Мэрдок, вы не разочаруетесь: на сцену они выйдут именно такими, какими вы их себе и рисовали в воображении. Более точного распределения ролей вы не увидите ни в одном московском театре здесь попадание в десяточку всех, буквально всех. Так не бывает? Судите сами. На роль Брэдли Пирсона Роман Козак пригласил Александра Феклистова, с которого, кажется, в 73-м году сама Мэрдок писала героя своего «платоновского романа». На Рейчел мать девочки ангажирована Оксана Мысина, в безграничных возможностях которой передать что угодно хоть достоевщину, хоть детективщину. Чудо-девочку Джулиану, парой невинных жестов вскружившую голову пожилому мужчине, доверили сыграть чудо-студентке Школы-студии МХАТ Александре Урсуляк, о ком после исполнения Джульетты в спектакле Козака заговорили как о сложившейся, очень яркой и очень перспективной актрисе. Вера Воронкова, изгнанная из МХАТа по давним скандальным профсоюзным делам, теперь блистает в Театре Пушкина и очень искусно передает взвинченность и неврастению сестры главного героя Присциллы. Но главное даже не то, что все очень хорошо играют, а то, что картина «Черного принца» получается объемной и живой. И что драматургический ремейк пошел роману на пользу спустя двадцать лет сделав спектакль даже лучше, чем замечательная и любимая многими книга. Он не перегружен ни ее символами, ни ее философской концепцией, ни бесконечными отступлениями на тему Эроса и Танатоса. С учением о любви и смерти и вообще с Эросом как с посредником между природой вечной и смертной, демоном, связывающим небо и землю, там обходятся по-свойски. «Черный принц, или Праздник любви» называется спектакль, с жирным акцентом на последнем. Истину Мэрдок раньше искали в ответе на вопрос: где любовь праведная, а где эгоистичная и ведущая к несчастью других и преступлению; в разных ликах Эроса, врывающемся в жизнь людей и ломающем их; в определениях страсти Брэдли и демонической одержимости убивающей мужа Рейчел Козак совершает большой прорыв, в том числе и в литературоведении. В спектакле нет демонов и ангелов, нет лейтмотива романа «жизнь ужасна», как нет и четкого деления мира на реальный и воображаемый. Есть страсть, сметающая все на своем пути, и есть бесконечный бег на месте, который предлагает всем без исключения судьба, без построения человечества на лагеря правых и виноватых. Там, не в ущерб роману, после ложного обвинения в убийстве Брэдли Пирсон не погибает в тюрьме. В финале он - существо интернациональное, рода писательского, с блаженной улыбкой моет грязные стекла, которые окружали повсюду его чувства на свободе, и предается воспоминаниям о своей последней безумной любви. За этим занятием он и прощается со зрителями, оставляя их в раздумье: должны ли мы в своем воображении убивать близких нам людей, чтобы не сделать это в реальности, или не стоит себя провоцировать? И где человеку лучше с людьми на свободе или наедине со своими мыслями? Романы пишутся словами. Спектакли настроениями. Особенно те, про которые, как про «Черного принца», можно сказать: поставлено с блеском. Пресса Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022 «Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015 Выходит в свет книга о Романе Козаке, Театрал, 26.05.2015 Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Алла Сигалова: «Я многих раздражаю. И это замечательно», Мария Пескова, Профиль, 16.04.2007 Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007 Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005 Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005 Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005 Не на жизнь, а на смерть, Итоги, 1.03.2005 Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005 Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005 Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005 Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005 Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005 На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005 Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005 Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005 Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина, Ваш досуг, 17.02.2005 «Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005 И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005 Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 Станцевать Платонова, 27.01.2005 «Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005 «Меня бесит театр, нацеленный на приятное времяпрепровождение», Газета «Газета», 11.01.2005 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Тяни-толкай с лицами Константина Райкина и Романа Козака, Григорий Заславский, НГ, 28.02.2004 Черный принц, черный, черный
, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002 Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002 Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002 В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002 Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002 Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002 ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002 О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002 Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002 Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002 Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002 Нет повести счастливее на свете
, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002 Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002 Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002 Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002 Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002 В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002 Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002 Роман Козак: Спектакль это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002 Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002 Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002 Роман Козак: «Настоящее искусство всегда скандал», Алиса Никольская, Культура, 25.10.2001 Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001 Весь мир Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001 Роман Козак: «Я чувствую себя частью пятна, которое выводят», Марина Давыдова, Время новостей, 15.10.2001 Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001 Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001 По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001 К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001 Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001 Роман Козак: « Меня останавливало ефремовское отчаяние», Алексей Филиппов, Известия, 15.08.2001 |