Имена | Слегка абсурдный вымыселРоман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002 Московский театр имени Пушкина показал премьеру спектакля «Черный принц, или Праздник любви» по пьесе Айрис Мердок в постановке Романа Козака. Художественный руководитель доказал, что всерьез настроен на претворение в жизнь заявленной год назад для большой сцены программы: делать хороший театр для нормальных зрителей. Комментирует РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ. Обычно, если пьеса на основе романа оказывается хуже самого романа, можно пенять инсценировщику. Но в случае с «Черным принцем» такой возможности нет: версия для театра была написана самим автором Айрис Мердок. Переделывая свое детище под нужды сцены, автор своими руками лишила знаменитый роман, в свое время опубликованный в «Иностранке» и полюбившийся интеллектуалам, многих тонкостей изощренной литературной игры. Ничего не поделаешь: театр искусство грубоватое. Мердок, естественно, боролась с собственной «литературностью», и в тех нескольких местах, где герои застревают на обсуждении задач искусства, спектакль, пробуксовывает. Но увлекательная фабула, естественно, остается, отличные диалоги тоже. Историю про злоключения стареющего писателя-неудачника Брэдли Пирсона, мечтающего наконец написать главный роман своей жизни, но в конце концов попадающего в тюрьму по ложному обвинению в убийстве, Роман Козак превратил в качественный, отлично сыгранный спектакль. Главное, что удалось,- передать то ощущение слегка абсурдной вымышленности, которой подсвечены вроде бы вполне житейские коллизии, в которые попадает главный герой. Что появление свалившихся как снег на голову сестры Присциллы и бывшей жены Кристин, что ревность к успеху друга, преуспевающего литератора Арнольда Баффина, что внезапные домогательства к Пирсону жены Баффина Рейчел, что, наконец, короткий и бурный роман с их дочерью Джулианой у Мердок все это имеет намеренный привкус обостренной литературности, Козак находит эквивалент в намеренном привкусе обостренной театральности. Тут было важно точно попасть с актерами и не переборщить. Кажется, у Козака получилось и то и другое. Правда, главных героев романа режиссер омолодил как минимум лет на десять. Незадачливого Пирсона, который постоянно пытается уехать из Лондона, чтобы наконец-то начать творить литературу, да все время попадает в досадные бытовые переделки, отлично играет Александр Феклистов. Оксана Мысина и Вера Воронкова (соответственно Рейчел и Присцилла) добавляют в спектакль уместной живой эксцентрики. Борис Дьяченко превращает Баффина в однообразного неврастеника, но в расклад персонажей такое решение тоже укладывается. Очень хороша молодая актриса Александра Урсуляк в роли Джулианы. В предыдущей постановке Романа Козака она играла шекспировскую Джульетту, а здесь в одной из сцен является черным Гамлетом с черепом в руке, то есть тем самым таинственным «черным принцем», который вынесен в название и присутствует у Айрис Мердок как главный закулисный персонаж литературной игры. Собственно говоря, из всей своей нескучной игры театр умудряется даже извлечь простую мораль, и она вполне соответствует типу театра, выбранному Романом Козаком,- доступное качественное зрелище для культурных зрителей. Чтобы эту идею донести до публики, потребовались усилия художника Валерия Левенталя. Дело даже не в имитирующих мелкую кирпичную кладку благопристойной Англии стенах, а в полупрозрачных перегородках, дозирующих глубину пространства для разных сцен. Когда одна из этих перегородок первый раз поплыла вверх, я обратил внимание, что она как-то не очень чиста, и огорчился неаккуратности. Но оказалось, что эта мутность была неспроста. В финале спектакля, уже после того, как Рейчел убила мужа и свалила вину на Пирсона, невинный бедолага был осужден, а выжившие герои произнесли монологи о своем видении событий, заключенный Брэдли опять появился на сцене, но теперь в спецодежде мойщика стекол, со стремянкой и шваброй. В оригинале «Черного принца» он умирает на нарах, в спектакле выживает. Пирсон все-таки написал свой роман и стал писателем. Занавес закрывается, а герой энергично моет стекла: чтобы художник мог наконец увидеть мир ясным и незамутненным, он должен свое отстрадать. Пресса Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022 «Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015 Выходит в свет книга о Романе Козаке, Театрал, 26.05.2015 Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Алла Сигалова: «Я многих раздражаю. И это замечательно», Мария Пескова, Профиль, 16.04.2007 Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007 Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005 Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005 Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005 Не на жизнь, а на смерть, Итоги, 1.03.2005 Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005 Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005 Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005 Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005 Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005 На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005 Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005 Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005 Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина, Ваш досуг, 17.02.2005 «Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005 И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005 Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 Станцевать Платонова, 27.01.2005 «Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005 «Меня бесит театр, нацеленный на приятное времяпрепровождение», Газета «Газета», 11.01.2005 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Тяни-толкай с лицами Константина Райкина и Романа Козака, Григорий Заславский, НГ, 28.02.2004 Черный принц, черный, черный
, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002 Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002 Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002 В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002 Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002 Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002 ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002 О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002 Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002 Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002 Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002 Нет повести счастливее на свете
, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002 Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002 Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002 Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002 Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002 В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002 Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002 Роман Козак: Спектакль это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002 Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002 Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002 Роман Козак: «Настоящее искусство всегда скандал», Алиса Никольская, Культура, 25.10.2001 Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001 Весь мир Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001 Роман Козак: «Я чувствую себя частью пятна, которое выводят», Марина Давыдова, Время новостей, 15.10.2001 Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001 Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001 По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001 К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001 Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001 Роман Козак: « Меня останавливало ефремовское отчаяние», Алексей Филиппов, Известия, 15.08.2001 |