Имена

«Невинный при всей своей массе человек очень тонкий»

Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004
Вячеслав Михайлович Невинный отпразднует во вторник свой 70-летний юбилей. Непревзойденный комический актер, с первого взгляда заметный на сцене или в кадре не столько из-за объемистой фигуры, сколько благодаря масштабу таланта, всю жизнь, еще с момента окончания Школы-студии, служит МХАТу. Были у него, конечно, и выдающиеся кинороли (незабываемый Собакевич в фильме Швейцера «Мертвые души», например, или неподражаемо противный Весельчак У в фильме «Гостья из будущего»), но сам он к кинематографу относится снисходительно, на первое место в своей жизни ставя театр. Сейчас из-за проблем со здоровьем он, увы, играет мало, но в его мхатовском репертуаре до сих пор числятся Сорин в «Чайке» и блестящая роль Яичницы в спектакле Романа Козака «Женитьба». О своих встречах с Вячеславом Невинным режиссер Роман Козак, занимающий ныне должность художественного руководителя театра имени Пушкина, рассказал Ольге Романцовой.

- Роман Ефимович, когда вы в первый раз встретились с Вячеславом Невинным?

 — Наша главная встреча была на «Чайке». Олег Николаевич Ефремов ввел меня на Треплева, а Невинный играл Шамраева. У этих героев в спектакле не самые богатые взаимоотношения. Но у нас сложились замечательные закулисные отношения. Он, несмотря на свою, как мне казалось тогда, важность, очень хорошо понимал меня и Лену Майорову — цыплят, которых швырнули в эту звездную компанию. Негласно и незаметно помогал нам и опекал. Потом у нас были другие спектакли: «Иванов» и «Перламутровая Зинаида». Вячеслав Михайлович очень многому научил меня как партнера, я учился у него, даже когда ставил «Женитьбу», а он в ней играл.

- Почему вы пригласили его сыграть роль Яичницы?

 — Потому что другого варианта в природе просто не существует. Все сходится: пьеса Гоголя, МХТ, уникальный артист. Вячеслав Михайлович невероятно правдив и в то же время невероятно фантасмагоричен. Есть хорошие артисты, есть замечательные, а есть артисты-планеты. Он - планета. И я благодарен судьбе, что смог работать рядом с этим человеком.

- Когда Вячеслав Михайлович играет на сцене, он тянет одеяло на себя?

 — Еще как! Но я ничего не могу с собой поделать, мне на это одеяло приятно смотреть. Он накрывает им весь зал. Естественно, когда он играл в «Женитьбе», я как режиссер пытался этому сопротивляться. Иногда получалось, иногда — нет.

- Невинный — послушный артист?

 — Нет. Вячеслав Михайлович мог остановить репетицию и сказать: «Подождите, ребята. Вранье! Тут нужно сделать так». Мог и меня остановить. Особо не стеснялся, он не из стеснительных и осторожных людей, но в то же время очень культурен. Понятно, что репетицию останавливает человек, чье обостренное чувство правды дает право сделать это. Бывало так, что Вячеслав Михайлович шуткой разряжал атмосферу на репетициях, а иногда, наоборот, напрягал. По его реакции всегда легко понять, естественна атмосфера или нет. Невинный при всей своей массе человек очень тонкий. Не замыкается, не отгораживается от жизни и все воспринимает. Он приходил на репетиции в разном настроении. Иногда был грустным, больным, иногда приходил обозленный каким-то эпизодом, относящимся не к репетиции, а к внутренним делам театра или к поведению руководства. А иногда счастливый, озаренный какой-то идеей и очень возбужденный. Я считаю, что так и должно быть. Артист — не робот, а живое существо, и он не может не слышать и не чувствовать дыхание жизни. Благодаря этому и рождаются неожиданные предложения, интересно сыгранные роли, талантливые спектакли. И в то же время, Невинный очень дисциплинирован. Я бы сказал, что он - человек старой школы, жесткой дисциплины и невероятной профессиональной чести.

Мы с «Женитьбой» часто ездили на гастроли. Даже когда я уже не работал во МХТ, театр приглашал меня, чтобы я на гастролях поддерживал уровень спектакля. Обычно после первого спектакля устраивали прием или посиделки. Я их с нетерпением ждал. Юрский, Калягин и Невинный сходились вместе, рассказывали истории, шутили, соревновались и кто кого «переисторит». Это было потрясающее соревнование титанов. Невинный на этих вечерах был настоящим королем. Трудно вспомнить, что именно он говорил. Проще показать. О Невинном вообще нужно не рассказывать, а показывать. Потому что всегда важнее, не что он делает, а как.

- Какую роль вы бы ему предложили? Только отвечайте без раздумий, прямо сейчас.

 — Мефистофеля. Я построил бы его роль так, что он бы вообще не двигался, просто смотрел бы в зал, и этого было бы достаточно.

- Чем актеры старой школы отличаются от новой?

 — Не хочется говорить банальные вещи… Масштабом личности, наверное. Чтобы быть артистом, недостаточно обаяния, красивого голоса, мужественной пластики и романтически спадающих прядей волос. Да, это нравится зрителям и приводит в экстаз женскую часть зала. Но мне кажется, что к этому нужно прибавить еще что-то, что транслируется совсем на другом уровне. Актеры старой школы этим владеют. Но таких людей остается все меньше.
Пресса
Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001