Имена | Роман Козак о Шекспире В и витамине ТПавел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002 - В последнее время все ваши интервью посвящены Театру им. Пушкина, которым Вы руководите. Я же хочу вспомнить дела давно минувших дней, Вашу работу в студии «Человек» и, в частности, легендарный спектакль «Маяковский». Что это было и как это было? Тогда раскрылись мои глаза на мир, на профессию, на самого себя. Наверное, с этой роли я ощутил, что могу претендовать на то, чтобы называться артистом. Это произошло не только благодаря Маяковскому. Он стал лишь поводом. Главной виновницей была Людмила Рошкован, которая руководила в Институте Связи театром-студией «Человек». Я был студентом этого института, занимался исключительно физикой и об актерстве не помышлял. В студию меня приняли, хотя и не без скепсиса, потому что я читал какие-то юморески. В студии я был счастлив даже тогда, когда изображал в массовке бойца с винтовкой. Через некоторое время Рошкован предложила мне роль Маяковского. И начался совершенно другой этап в моей жизни. Я примеривал на себя не жизнь Маяковского, а энергетику этого любящего сердца. Этот спектакль был о любви, хотя речь шла и о стране, и о сомнениях поэта в коммунизме. С первых шагов по «планете Театр» мне дали понять что театр это сердечное дело. Мне в этом смысле повезло, потому что многие доходят до этого очень поздно. А некоторые вообще не доходят. После этой роли Вы окончательно решили стать артистом? Да, проучившись три года на связиста, я бросил институт и поступил в Школу-студию МХАТ, на курс к Олегу Ефремову. В его команде были очень сильные педагоги, такие как Алла Покровская и Андрей Мягков. Учась там, я продолжал работать в студии «Человек» и прожил с нею все перипетии ее непростой жизни. Но все же Вы не станете отрицать, что с самых ранних шагов в режиссуре у вас появилась страсть к необычной, острой форме, абсурдистской драматургии. Не МХАТ же вас этому научил? Наверное, это оттого, что у меня голова не очень нормальная? Учили меня одному, а высекается другое. Я привык ученье воспринимать так: учить следует не тому, что должно получаться в результате, а тому, чего еще не знаешь. Действительность наша резка, абсурдна, остра, алогична. Живем не по правилам. И в этом трагикомичность. Скорее даже трагифарс. Поэтому и драматургия, которая отражает жизнь таковой, становится актуальной. Но в последнее время я прихожу к выводу, что важнее всего человеческое переживание, боль, которая высекается драматургией. Как формируется режиссерское мировоззрение? Это сумма накопленных знаний или нечто, не зависящее о тебя, как походка, например? Это хорошее сравнение походка. Нет людей, ходящих одинаково. А режиссера, на самом деле, формирует его личная жизнь: друзья, актеры, женщины. У режиссера в отличие от художника или музыканта нет других инструментов, кроме собственных нервов и биографии. Ну и, конечно, необходимы и кое-какие основополагающие знания. Тот, кто сидит в подвале и «точит свой камень», рано или поздно его выточит. Рано или поздно мы о нем узнаем и захотим посмотреть этот камушек. Но это при условии, если у «точильщика» есть два необходимых качества: витамин Т, то есть талант, и художественный смысл того, что он делает. Можно ведь точить свой камень всю жизнь и наслаждаться самим собой? Почему Вы занялись пьесой Шекспира «Ромео и Джульетта»? Это будет мой первый спектакль на основной сцене пушкинского театра в «сане» художественного руководителя. Там сыграют главные роли третьекурсники из Школы-студии МХАТ: Александра Урсуляк, Сергей Лазарев, Александр Матросов и другие. Шекспир написал историю, которая происходит почти с детьми. И я взял на главные «детские» роли совсем молоденьких и, думаю, уникальных ребят. Очень хочется, чтобы уже сейчас они стали звездами. И чтобы театральная Москва почувствовала их талант и энергетику. Лучше этой пьесы ничего нет. И нет ничего лучше и интересней Шекспира. Все остальное в жизни и театре каким-то образом «вытекает» из 37-ми пьес Шекспира, так или иначе повторяет их сюжеты, замыслы, жанры. Чем больше погружаешься в этого автора, тем острее понимаешь, что Шекспир «занесен из космоса». Нечеловеческое знание людей и театра? Думаешь, думаешь, что такое любовь. И ничего не можешь придумать кроме того, что есть в «Ромео и Джульетте». Пресса Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022 «Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015 Выходит в свет книга о Романе Козаке, Театрал, 26.05.2015 Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Алла Сигалова: «Я многих раздражаю. И это замечательно», Мария Пескова, Профиль, 16.04.2007 Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007 Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005 Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005 Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005 Не на жизнь, а на смерть, Итоги, 1.03.2005 Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005 Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005 Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005 Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005 Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005 На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005 Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005 Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005 Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина, Ваш досуг, 17.02.2005 «Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005 И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005 Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 Станцевать Платонова, 27.01.2005 «Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005 «Меня бесит театр, нацеленный на приятное времяпрепровождение», Газета «Газета», 11.01.2005 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Тяни-толкай с лицами Константина Райкина и Романа Козака, Григорий Заславский, НГ, 28.02.2004 Черный принц, черный, черный
, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002 Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002 Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002 В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002 Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002 Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002 ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002 О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002 Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002 Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002 Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002 Нет повести счастливее на свете
, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002 Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002 Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002 Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002 Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002 В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002 Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002 Роман Козак: Спектакль это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002 Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002 Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002 Роман Козак: «Настоящее искусство всегда скандал», Алиса Никольская, Культура, 25.10.2001 Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001 Весь мир Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001 Роман Козак: «Я чувствую себя частью пятна, которое выводят», Марина Давыдова, Время новостей, 15.10.2001 Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001 Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001 По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001 К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001 Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001 Роман Козак: « Меня останавливало ефремовское отчаяние», Алексей Филиппов, Известия, 15.08.2001 |