Имена

«Меня бесит театр, нацеленный на приятное времяпрепровождение»

, 11.01.2005
Время от времени директора театров приглашают кого-нибудь из известных режиссеров занять пост художественного руководителя. Обычно союз длится не дольше двух сезонов и режиссеру не дают возможности вмешаться во внутренние дела театра, однако союз директора театра им. Пушкина и Романа Козака оказался прочным. Режиссер возглавляет театр уже четвертый сезон и в ближайшее время выпускает здесь сразу два спектакля: «Джан» по одноименной повести Андрея Платонова и «Косметику врага» по пьесе Амели Нотомб. С Романом Козаком беседовала Ольга Романцова.

 — Три года назад вы возглавили театр им. Пушкина. Вы довольны тем, что удалось сделать?
 — Когда работаешь, думаешь прежде всего о деле. Анализировать, чем я доволен, просто некогда. Мне кажется, что наладилась жизнь театра, в который я пришел. Вы до 2001 года брали интервью в театре им. Пушкина?

 — Нет…
 — Вот и ответ на ваш вопрос. Придя в театр, я понимал, что практически весь его репертуар требует изменения, и поставил перед собой цель сделать это. Теперь на сцене филиала идут спектакли Кирилла Серебренникова, Нины Чусовой, Александра Огарева. Он стал одной из самых интересных площадок в Москве. Гораздо больше меня заботит основная сцена, но процесс еще не окончен.

 — А что не удалось сделать?.. Чем вы недовольны?
 — Практически всем. Дело не в том, что я такой требовательный человек, — просто стремление к совершенству бесконечно, а недостатки можно найти всегда.

 — Худруку приходится решать множество проблем, от психологических до хозяйственных. Это не мешает вам заниматься режиссурой?
 — Нет, мне пока удается отделять семена от плевел и не испытывать из-за этого неудобства.

 — А есть возможность самому играть на сцене?
 — Такой возможности не было, но сейчас появилась. Мы с Константином Райкиным сейчас репетируем спектакль «Косметика врага» и будем играть его то в «Сатириконе», то в театре им. Пушкина. Герои этой пьесы — два человека, которые никогда друг с другом не расстанутся и в то же время не могут быть вместе. И хотя эту историю играют двое мужчин, получается спектакль о женщине. Они затевают опасную игру. Прочитав эту прозу, я понял, что в такой игре могут встретиться два артиста, два художественных руководителя. И решил ее поставить. Но поскольку я сам играю в «Косметике врага», у нас есть второй режиссер — Алла Борисовна Покровская. Это наш третий глаз, без которого невозможно обойтись. Она была моим педагогом, так что я как будто снова окунулся в годы студенчества.

 — И научились чему-то новому?
 — Знаете, начиная работать над новой ролью, ты как будто поступаешь на первый курс. Заново учишься говорить, ходить, освобождаться от зажима. Проходишь второй курс, третий и к премьере получаешь диплом. Если возникает такое ощущение, значит, все сделано правильно.

 — Если в театральном зале 1000 мест, как в театре им. Пушкина, волей-неволей приходится думать о его заполнении. Как вы выбираете пьесы и составляете репертуарные планы?
 — Составляя репертуар на сезон, я учитываю занятость труппы, состояние афиши, пожелания зрителей, свои пристрастия. И не хочу один занимать своими спектаклями все сценическое пространство. Гораздо интереснее, если в репертуаре есть постановки Серебренникова, Чусовой, Огарева, Петрова и других. Скоро я начну репетировать на большой сцене «Самоубийцу» Эрдмана. Это спектакль, в котором занята почти вся труппа, премьера состоится в начале следующего сезона. А если говорить о том, как я выбираю пьесы для себя? По-моему, не я нахожу пьесу, а она меня находит: вдруг выныривает, и понимаешь, что ее нужно обязательно поставить. Наверное, это связано с тем этапом биографии, который я проживаю в данный момент. Может быть, позже, сочиняя научный труд, кто-нибудь сделает вывод, что в черный период своей жизни Козак поставил «Черного принца» Айрис Мэрдок. А может, это был розовый период жизни?

 — Стиль Чусовой не похож на то, что делает Серебренников или, например, Огарев. Кто принимает их спектакли? Существует ли в театре худсовет или каждому дается карт-бланш — делай что хочешь, никто не будет вносить исправлений в твою работу?
 — Нет, так не бывает. Официального худсовета в театре нет, я его упразднил, придя сюда. И стараюсь не вмешиваться в работу других режиссеров даже в момент распределения ролей: это живой процесс, я не хочу в него внедряться, могу только дать совет. Но когда начинаются прогоны, я обязательно их смотрю, потом разговариваю с режиссером, делаю замечания. После прогонов «Сна в шалую ночь» у нас был довольно подробный, серьезный разговор с Ниной Чусовой, и она сделала многое из того, о чем я ее просил. Естественно, режиссеры — разные люди, они по-разному реагируют на мои предложения, к каждому нужно искать особый подход. Но если кто-нибудь сделает провальный спектакль, его придется закрыть. Я же подписываю афишу театра как художественный руководитель.

 — Раньше на сцене филиала выпускали по несколько премьер. Почему в этом сезоне вышли только «Дети священника»?
 — Был момент, когда в репертуаре филиала было восемь спектаклей. И я специально сделал паузу и не выпускал новых постановок, чтобы спектакли шли, игрались. А теперь начался новый этап работы, какие-то спектакли уже прожили свою жизнь, пора возникать новым. Через две недели у нас состоится премьера спектакля «Джан» по повести Андрея Платонова. Мы делаем его вместе с Аллой Сигаловой. Она будет играть «Джан» с двумя молодыми актерами Александром Матросовым и Ильей Барабановым (они учились на моем курсе и уже второй сезон работают в театре). В конце сезона Виктор Рыжаков выпускает спектакль по пьесе современного немецкого драматурга.

 — Почему вы решили поставить «Джан» именно сейчас?
 — Это одно из моих самых любимых прозаических произведений. Я давно хотел его поставить. В этом произведении есть и библейские образы, и эротика, и боль, и страсть, раскаленная, как кипящее масло. Эту температуру прозы необходимо перевести на язык театрального действия. Но дело даже не в этом. Знаете, когда я был в одном из центральных театров страны, перед началом спектакля звучала запись: худрук просил отключить пейджеры и мобильные телефоны, а в конце пожелал всем приятного вечера. Я ужасно разозлился: я театром занимаюсь совсем для другого, удачно или неудачно — не мне судить. И меня бесит театр, «нацеленный на приятное времяпрепровождение». Поэтому возник «Джан», возникла потребность в страстном театре. Я не обещаю «приятного вечера» зрителям «Джан». Жаркого — да, волнующего — да?

 — Это произведение требует особого способа работы?
 — Материал первичен, он всегда диктует иной способ. Например, репетируя Хармса, неплохо было бы уехать куда-нибудь в Тибет. «Джан» требует абсолютно иного подхода, я никогда не делал ничего подобного. Проза Платонова очень пластична, поэтому мы ищем пластические образы, адекватные его образам. Спектакль наполнен музыкой тела, но в то же время это не пластическая драма в чистом виде. Без платоновского слова «Джан» просто не имеет смысла.

 — Сейчас все чаще говорят о том, что русский репертуарный театр вырождается, становится бульварным и коммерческим. Вы согласны с этим?
 — Мне кажется, что это не так. Хотя, если возникают живые спектакли, совершенно неважно, где они появились — в антрепризе, в репертуарном театре или в экспериментальном. Но традиция репертуарного театра помогает актерам поддерживать профессиональную форму, думать не только о заработке. Мне кажется, что в нашей социальной ситуации для людей, говорящих на нашем языке, репертуарный театр просто необходим. Не зря он существует уже несколько веков. Конечно, сейчас те силы, которые могут прервать эту традицию, становятся все активнее. Но я работаю на этой территории, верю в идею русского репертуарного театра и сделаю все, чтобы эта традиция существовала как можно дольше.

 — Вы поддерживаете связь с МХТ только через школу-студию, где уже несколько раз выпускали актерские курсы?
 — Нет, мне кажется, что за последние годы эта связь стала крепче. Мы несколько раз встречались с Олегом Павловичем Табаковым, обсуждая планы моей постановки на основной сцене МХТ. Нужно только выбрать подходящее время. Нас пригласили на празднование Старого нового года в МХТ. А в 300-м, юбилейном спектакле «Амадей» Олег Павлович попросил меня в финале выйти на сцену как одного из Моцартов, которых он укокошил. Я одним из первых играл эту роль.

 — Художественный руководитель театра должен быть Карабасом-Барабасом или же может оставаться спокойным человеком?
 — Я иногда бываю в гневе, но это случается очень редко. Стараюсь избегать этого состояния. Мой учитель Олег Николаевич Ефремов говорил: «Не забывайте, что вы люди». По-моему, любой худрук должен иногда вспоминать, что он тоже человек. Так просто, на всякий случай.

 — Обычно говорят, что у творческих людей сложные характеры, с ними сложно ужиться. В вашей семье два творческих человека — вы и Алла Сигалова. Что получается, когда вы вместе?
 — Получается сын Миша.
Пресса
Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001