Имена | «Джан»Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 КультураФилиал Московского театра им. А. С. Пушкина в Сытинском переулке по замыслу его художественного руководителя известного режиссера Романа Козака должен был стать «местом культурных событий». За четыре года пребывания Козака «у власти» здесь, действительно, произошло немало таких событий. В течение четырех лет Козак, не колеблясь, шел на эксперименты, приглашая ставить спектакли на малой сцене самых продвинутых, а порой и маргинальных московских режиссеров: Серебренникова, Чусову, Огарева, Агеева, Брусникину, etc? Сам худрук, по долгу службы вынужденный заботиться о нуждах всего коллектива вверенного ему театра, ставил спектакли на большой сцене, пытаясь сбалансировать свои художнические замыслы с реалиями рыночных отношений. Однажды, видимо, вспомнив свою бесшабашную театральную молодость, он все же «согрешил», поставив на сцене филиала спектакль не для широкой публики «Академию смеха» японца Коки Митани. И вот в конце января Роман Козак и его очаровательная супруга Алла Сигалова пригласили народ в филиал театра на спектакль по произведению, пожалуй, самого «не сценичного» российского автора. Козак вместе со своей супругой известным хореографом Аллой Сигаловой посягнул на повесть Андрея Платонова «Джан». Пересказ сюжета вряд ли сможет адекватно передать удивительную притягательность повести Платонова. Суть дела в самом общем виде такова. Молодой человек по имени Назар, живущий в Москве 30-х годов, вдруг решает ехать в Среднюю Азию для того, чтобы принести счастье своему народу, который называется Джан. Он уехал оттуда 15 лет назад, оставив дом и мать. Теперь, воодушевленный «масштабами социалистических преобразований» в родной стране, он вознамеривается помочь обрести новую жизнь своим соплеменникам. На пути к счастью своего народа парню приходится преодолевать множество преград, он сталкивается с предательством, любовью, ненавистью, страхом и даже ужасом. Назару встречаются и красивые женщины, и древние старцы, и экзотические животные, и хищные птицы? Найти какие-то аналогии этому спектаклю очень сложно. Потому что не так часто на нашей сцене появляются по настоящему «синтетические» зрелища, в которых органично сочетаются драматическое искусство, музыка и пластика. В «Джане» это произошло. Козаку и Сигаловой удалось, казалось бы, невероятное: они переложили прозу Платонова на театральный язык, сохранив в неприкосновенности ее загадочную притягательность. Более того, им удалось почувствовать и воплотить на сцене мощную энергетику и нерв платоновской повести, переведя некоторые ее эмоциональные доминанты на «язык» пластики. Одним из определяющих факторов успеха спектакля наряду с мощной и динамичной режиссурой Романа Козака стала не только хореография Аллы Сигаловой, но и ее дебют в качестве драматической актрисы. И она справилась со своей ролью блистательно! Вернее с ролями, потому что актрисе по ходу спектакля приходится перевоплощаться не только в женские образы: от 15 летней девочки до глубокой старухи, но даже в животных и птиц. И именно в этих бессловесных ролях Сигаловой удается проявить свой феноменальный пластический дар правдоподобию. Это именно поэтическое, порой на грани эмоционального срыва, воплощение души того или иного персонажа или животного. Невозможно передать словами зловещий танец ее хищной птицы, которая старается вонзить свой клюв в горло Назару. Или душераздирающие предсмертные муки и прощальный взгляд верблюда. После премьеры ваш корреспондент встретился с виновницей торжества. Алла, что послужило импульсом для рождения спектакля: желание воплотить на сцене прозу Платонова или просто создать драматический спектакль с элементами пластики? Сначала было желание поставить «Джан», мы об этом думали лет пять. А когда началась работа, то мне казалось проще поставить абсолютно хореографический спектакль. Потому что проза Платонова «не произносится» со сцены. Мне кажется, что, как ни странно, проза теряет что-то на сцене. Она настолько гениальна, когда ее читаешь, но как только начинаешь ее произносить, что-то с ней происходит? Вам всегда была свойственна такая душераздирающая хореография, как в «Джане»? Думаю, всегда. Это то, что очень многим нравится и многим же не нравится. Многие не принимают такую чрезмерную страстность и «энергетичность». Но я такая, какая я есть, и мне с этой энергией хорошо. И партнерам моим тоже. Как вы себя чувствовали в качестве драматической актрисы? Для меня это было не просто. Я, естественно, не имею права показывать, что бываю слабой и неуверенной в себе. Потому что рядом со мной партнеры, которые верят в меня и идут за мной. При том, что они чувствовали мои колебания и помогали мне. Но эту неуверенность я преодолела. Проза Платонова вам не сопротивлялась? Думаю, что он пошел нам навстречу. Прежде всего, потому что мы его безумно любим. Спектакль сразу разделил театральную общественность на два лагеря: восторженных поклонников и непримиримых противников. Но это и хорошо: странно было бы, если бы значительное, необычное и непривычное произведение вызывало бы только бурный восторг или неприятие. Пресса Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022 «Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015 Выходит в свет книга о Романе Козаке, Театрал, 26.05.2015 Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Алла Сигалова: «Я многих раздражаю. И это замечательно», Мария Пескова, Профиль, 16.04.2007 Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007 Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005 Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005 Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005 Не на жизнь, а на смерть, Итоги, 1.03.2005 Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005 Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005 Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005 Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005 Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005 На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005 Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005 Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005 Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина, Ваш досуг, 17.02.2005 «Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005 И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005 Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 Станцевать Платонова, 27.01.2005 «Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005 «Меня бесит театр, нацеленный на приятное времяпрепровождение», Газета «Газета», 11.01.2005 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Тяни-толкай с лицами Константина Райкина и Романа Козака, Григорий Заславский, НГ, 28.02.2004 Черный принц, черный, черный
, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002 Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002 Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002 В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002 Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002 Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002 ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002 О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002 Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002 Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002 Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002 Нет повести счастливее на свете
, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002 Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002 Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002 Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002 Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002 В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002 Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002 Роман Козак: Спектакль это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002 Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002 Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002 Роман Козак: «Настоящее искусство всегда скандал», Алиса Никольская, Культура, 25.10.2001 Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001 Весь мир Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001 Роман Козак: «Я чувствую себя частью пятна, которое выводят», Марина Давыдова, Время новостей, 15.10.2001 Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001 Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001 По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001 К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001 Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001 Роман Козак: « Меня останавливало ефремовское отчаяние», Алексей Филиппов, Известия, 15.08.2001 |