Имена | Худруки показали актерский мастер-классРоман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005 Сразу два художественных руководителя известных московских театров участвуют в новом спектакле «Косметика врага». Константин Райкин и Роман Козак играют в совместной постановке возглавляемых ими театров «Сатирикон» и имени Пушкина. Спектакль по прозе бельгийской писательницы Амели Нотомб, поставленный Романом Козаком, будет идти поочередно на обеих сценах. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ. Спектакль «Косметика врага» порадует образованного зрителя возможностью выстроить ряд культурных ассоциаций с уже хорошо известными произведениями. Одно только место действия современный европейский аэропорт способно выпустить из кладовки памяти целый рой кадров, страниц и сцен. Самолет, естественно, задерживается, и между двумя пассажирами завязывается странный диалог, который один из героев бесцеремонно и даже агрессивно навязывает другому. Теряющего «по техническим причинам» в зале ожидания время усталого коммивояжера играет Роман Козак, неприятного навязчивого субъекта, который, кажется, никуда и не собирался лететь, Константин Райкин. Оба в похожих черных костюмах и шляпах, на практически пустой сцене, холодно оформленной художником Александром Орловым в духе Рене Магритта. Пока истинные мотивы остаются неясными, вспоминается «Случай в зоопарке» Эдварда Олби. Слово за слово, реплика за реплику: сверх меры общительный незнакомец почему-то жаждет вывалить случайному встречному такие вещи про самого себя, которые люди предпочитают тщательно скрывать. Постепенно вырисовывается и третий, внесценический персонаж истории. Это женщина, которую герой Константина Райкина двадцать лет назад изнасиловал, а десять лет назад вновь случайно встретил и, оставшись неузнанным, убил. Следующий важный поворот сюжета кто-то из съевших собаку на интеллектуальных детективах зрителей, возможно, угадает раньше, чем Амели Нотомб крутанет руль: жертва одного из героев была женой второго. Теперь изощренный мерзавец пришел за возмездием и просит мужа своей жертвы выполнить роль палача. Двое случайно встретившихся мужчин, один из которых просит другого убить его. Что-то до боли знакомое? Правильно, есть у Славомира Мрожека пьеса «Контракт». Имя Мрожека уже горячо. Потому что Роман Козак играл в легендарном спектакле 80-х годов «Эмигранты», а потом сам ставил известного польского постабсурдиста. Тут есть над чем задуматься. Но прежде стоит закончить с фабулой. Пересказывать ее последние виражи означало бы, вероятно, навредить будущему прокату «Косметики врага». Скажу только, что, с одной стороны, они освежают зрительский интерес к действию, которое пока заметно пробуксовывает в середине длящегося два часа без антракта спектакля, но, с другой стороны, рождают желание схватить за руку невидимую бельгийку Амели Нотомб и предостеречь ее от стремления все расставить по местам, все назвать своими именами и абсолютно исчерпать историю. Даром что сюжет уходит от реальности в полнейшую метафизику, заставляя вспомнить теперь уже «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда». Впрочем, для внимательных зрителей конкретика событий не так уж важна. Кормили нас со сцены фрейдистскими блюдами и поострее. Самое интересное в новом спектакле два персонажа на сцене. Вернее, два Персонажа: не просто герои изобретательной литераторши и даже не просто две актерские индивидуальности (кстати, господин Козак давно уже не выходил на сцену, сосредоточившись на режиссуре), но именно два архетипических сценических характера, взращенных на совершенно разных литературно-драматургических полях. Персонаж господина Козака всегда сам по себе. Он хоть и затерян в джунглях современной цивилизации, но его непременно узнаешь в толпе. Он продукт недавно закончившегося века, вернее даже, второй его половины. Когда герои прямо на чемодане устраивают походную трапезу с бутылкой и сосиской, как не вспомнить «Чинзано» Людмилы Петрушевской, где господин Козак сыграл одну из лучших своих ролей. Невротик-марионетка, погруженный в свои комплексы и готовый отчаянно дернуться на любое незначительное изменение окружающего мира. Этого персонажа видно за километр, его ни с кем не перепутаешь. Именно поэтому, но еще, наверное, отчасти и потому, что вынужден сам себя режиссировать, Роман Козак играет своего героя психологическими и физическими рывками. А Константин Райкин играет как по маслу, без стыков и швов. Потому что его персонаж существовал всегда и везде, перекочевывая из эпохи в эпоху. Не случайно странный субъект в начале спектакля сидит спиной к залу в ряду одинаковых черных фигур-манекенов, а потом будто оживает, внезапно выделяется из безликой окружающей массы. Его нельзя заранее распознать, он невидимкой скрывается везде, точно вирус, с которым райкинский убийца сам себя сравнивает, и поэтому от его появления невозможно застраховаться. Конечно, руководитель «Сатирикона» поднаторел в изображении злодеев самого разного свойства. Но в любом случае наблюдать за пластической и психической изменчивостью этого отвратительного существа, за его угодливостью и наглостью, за его улыбками и оскалами удовольствие для театрального гурмана. Как подстраиваются два эти героя друг к другу, как распределяются актеры по тексту, как дают друг другу поиграть или, наоборот, взаимно укорачивают игру тоже зрелище из разряда рождающих неординарные ощущения. Хотя и ординарное суждение окажется справедливым: исполнение «Косметики врага» выглядит гораздо значительнее материала. Пресса Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022 «Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015 Выходит в свет книга о Романе Козаке, Театрал, 26.05.2015 Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Алла Сигалова: «Я многих раздражаю. И это замечательно», Мария Пескова, Профиль, 16.04.2007 Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007 Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005 Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005 Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005 Не на жизнь, а на смерть, Итоги, 1.03.2005 Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005 Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005 Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005 Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005 Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005 На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005 Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005 Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005 Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина, Ваш досуг, 17.02.2005 «Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005 И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005 Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 Станцевать Платонова, 27.01.2005 «Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005 «Меня бесит театр, нацеленный на приятное времяпрепровождение», Газета «Газета», 11.01.2005 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Тяни-толкай с лицами Константина Райкина и Романа Козака, Григорий Заславский, НГ, 28.02.2004 Черный принц, черный, черный
, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002 Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002 Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002 В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002 Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002 Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002 ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002 О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002 Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002 Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002 Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002 Нет повести счастливее на свете
, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002 Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002 Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002 Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002 Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002 В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002 Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002 Роман Козак: Спектакль это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002 Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002 Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002 Роман Козак: «Настоящее искусство всегда скандал», Алиса Никольская, Культура, 25.10.2001 Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001 Весь мир Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001 Роман Козак: «Я чувствую себя частью пятна, которое выводят», Марина Давыдова, Время новостей, 15.10.2001 Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001 Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001 По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001 К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001 Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001 Роман Козак: « Меня останавливало ефремовское отчаяние», Алексей Филиппов, Известия, 15.08.2001 |