Имена | Монах и два тинейджераАртур Соломонов, Газета, 25.03.2002 «Ромео и Джульетта» вторая постановка Романа Козака в качестве худрука Театра имени А. Пушкина. Предыдущий спектакль, «Академия смеха» с Николаем Фоменко и Андреем Паниным в главных ролях, стал одной из самых больших удач нынешнего сезона. Кажется, все в курсе, что «нет повести печальнее на свете», что «в Вероне встречают нас событья» и «друг друга любят дети главарей, но им судьба подстраивает козни». Но иногда за событиями следишь с таким напряжением, словно «Ромео и Джульетты» никогда не видел, не читал и не сдавал экзамена по истории зарубежного театра. Концепцию, эстетику, все достоинства и просчеты спектакля определяет одно: молодость исполнителей. На роли Ромео и Джульетты приглашены студенты школы-студии МХАТ Сергей Лазарев и Александра Урсуляк. Тысячекратно поставленная пьеса, источник диссертаций и ученых степеней, исследованная слева направо и сверху донизу, конечно, нуждается в кардинальной встряске. Пролог, где вкратце излагается суть предстоящего зрелища, Козак убирает вовсе зритель так и не узнает, что все предопределено, все умрут и ничего хорошего не будет. Жизнеутверждающий настрой спектакля настолько силен, что, когда появляется первый труп умирает Меркуцио (Александр Арсентьев), зритель не принимает эту смерть всерьез. Молодые люди в современном «прикиде», с вполне модными прическами, танцуют, ходят парами, пробегают мимо прозрачных пластмассовых кубов, забираются на верх сложной железной конструкции и там то целуются, то дерутся. Открывается небольшая дверца в глубине сцены, там виднеется яблоня вот вам и сад Джульетты. Из пластмассовых фигур, которые раньше были то сиденьями, то подставкой для часов, в одну минуту сооружается фамильный склеп Капулетти (художник Георгий Алекси-Месхишвили). «Оживляж» вносится постоянно. Беседуют родители Ромео и Джульетты, а на заднем плане молодежь подбрасывает мяч. Когда кормилица, в комичной шляпке, которую украшают то ли большие белые лепестки, то ли куцые перья, приходит к Ромео, трое молодых людей, встав на головы, угрожающе надвигаются на нее, и она поспешно уносит свое дородное тело. Но главный «живчик» этой трагедии конечно, Джульетта. Она впервые появляется, шныряя меж кубами из прозрачной пластмассы, пытаясь испугать кормилицу. Смотрит на мир так, словно ей не тринадцать лет, а тринадцать месяцев, и ей хочется потрогать все, что вызывает любопытство. В сцене первого объяснения с Ромео она то подползает к нему, то стремительно отползает; когда кормилица опаздывает, она «торопит время» гонит по циферблату стрелки часов. Ромео и Джульетта, как и их окружение, показаны как современные люди, живущие, однако, в некой абстрактной Вероне, с герцогом политическим лидером и многоуважаемым монахом Лоренцо лидером духовным. Когда Ромео в одежде, которую можно приобрести во многих московских магазинчиках, видимо, не так давно побывавший в столичной парикмахерской, врывается в келью монаха и жарко, с ходу, исповедуется, это выглядит странновато. Произошла, возможно, слишком прямая актуализация образов, и потому некоторые моменты, такие, как сцена исповеди тинейджера монаху, при всем уважении к театральным условностям, режут слух. Пару месяцев назад в «Ленкоме» была поставлена пьеса современника Шекспира Флетчера «Укрощение укротителей». Там с текстом елизаветинца обошлись по-свойски: что хотели, сократили, ввели, кстати, цитаты из «Ромео и Джульетты», а все пафосные и романтические моменты разбавили почти площадным юмором. Но с комедией так поступить легко, а «Ромео и Джульетта» (хотя в программке осторожно избегают определять жанр и уклончиво пишут «спектакль в двух действиях») как ни крути, трагедия. Это не значит, что зритель должен с самого начала обливаться слезами и чувствовать, что рок неумолим, а правды нет и выше. Но второе действие спектакля Козака стилистически повторяло первое: не становилось ни страшнее, ни тревожнее. Нагромождение смертей, отравлений, воскрешений и следующих за ними самоубийств, способное утомить самый закаленный зрительный зал, вышло очень трогательным, но лишенным трагической мощи. Ну. .. что ворчать. Пусть трагедия получилась не очень трагичной в этом есть своя прелесть. Пресса Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022 «Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015 Выходит в свет книга о Романе Козаке, Театрал, 26.05.2015 Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Алла Сигалова: «Я многих раздражаю. И это замечательно», Мария Пескова, Профиль, 16.04.2007 Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007 Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005 Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005 Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005 Не на жизнь, а на смерть, Итоги, 1.03.2005 Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005 Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005 Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005 Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005 Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005 На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005 Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005 Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005 Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина, Ваш досуг, 17.02.2005 «Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005 И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005 Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 Станцевать Платонова, 27.01.2005 «Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005 «Меня бесит театр, нацеленный на приятное времяпрепровождение», Газета «Газета», 11.01.2005 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Тяни-толкай с лицами Константина Райкина и Романа Козака, Григорий Заславский, НГ, 28.02.2004 Черный принц, черный, черный
, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002 Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002 Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002 В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002 Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002 Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002 ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002 О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002 Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002 Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002 Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002 Нет повести счастливее на свете
, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002 Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002 Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002 Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002 Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002 В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002 Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002 Роман Козак: Спектакль это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002 Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002 Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002 Роман Козак: «Настоящее искусство всегда скандал», Алиса Никольская, Культура, 25.10.2001 Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001 Весь мир Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001 Роман Козак: «Я чувствую себя частью пятна, которое выводят», Марина Давыдова, Время новостей, 15.10.2001 Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001 Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001 По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001 К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001 Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001 Роман Козак: « Меня останавливало ефремовское отчаяние», Алексей Филиппов, Известия, 15.08.2001 |