Имена

Монах и два тинейджера

Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
«Ромео и Джульетта» — вторая постановка Романа Козака в качестве худрука Театра имени А. Пушкина. Предыдущий спектакль, «Академия смеха» с Николаем Фоменко и Андреем Паниным в главных ролях, стал одной из самых больших удач нынешнего сезона.
Кажется, все в курсе, что «нет повести печальнее на свете», что «в Вероне встречают нас событья» и «друг друга любят дети главарей, но им судьба подстраивает козни». Но иногда за событиями следишь с таким напряжением, словно «Ромео и Джульетты» никогда не видел, не читал и не сдавал экзамена по истории зарубежного театра.

Концепцию, эстетику, все достоинства и просчеты спектакля определяет одно: молодость исполнителей. На роли Ромео и Джульетты приглашены студенты школы-студии МХАТ — Сергей Лазарев и Александра Урсуляк. Тысячекратно поставленная пьеса, источник диссертаций и ученых степеней, исследованная слева направо и сверху донизу, конечно, нуждается в кардинальной встряске. Пролог, где вкратце излагается суть предстоящего зрелища, Козак убирает вовсе — зритель так и не узнает, что все предопределено, все умрут и ничего хорошего не будет. Жизнеутверждающий настрой спектакля настолько силен, что, когда появляется первый труп — умирает Меркуцио (Александр Арсентьев), — зритель не принимает эту смерть всерьез.

Молодые люди в современном «прикиде», с вполне модными прическами, танцуют, ходят парами, пробегают мимо прозрачных пластмассовых кубов, забираются на верх сложной железной конструкции и там то целуются, то дерутся. Открывается небольшая дверца в глубине сцены, там виднеется яблоня — вот вам и сад Джульетты. Из пластмассовых фигур, которые раньше были то сиденьями, то подставкой для часов, в одну минуту сооружается фамильный склеп Капулетти (художник — Георгий Алекси-Месхишвили).

«Оживляж» вносится постоянно. Беседуют родители Ромео и Джульетты, а на заднем плане молодежь подбрасывает мяч. Когда кормилица, в комичной шляпке, которую украшают то ли большие белые лепестки, то ли куцые перья, приходит к Ромео, трое молодых людей, встав на головы, угрожающе надвигаются на нее, и она поспешно уносит свое дородное тело. Но главный «живчик» этой трагедии — конечно, Джульетта. Она впервые появляется, шныряя меж кубами из прозрачной пластмассы, пытаясь испугать кормилицу. Смотрит на мир так, словно ей не тринадцать лет, а тринадцать месяцев, и ей хочется потрогать все, что вызывает любопытство. В сцене первого объяснения с Ромео она то подползает к нему, то стремительно отползает; когда кормилица опаздывает, она «торопит время» — гонит по циферблату стрелки часов.

Ромео и Джульетта, как и их окружение, показаны как современные люди, живущие, однако, в некой абстрактной Вероне, с герцогом — политическим лидером и многоуважаемым монахом Лоренцо — лидером духовным. Когда Ромео — в одежде, которую можно приобрести во многих московских магазинчиках, видимо, не так давно побывавший в столичной парикмахерской, — врывается в келью монаха и жарко, с ходу, исповедуется, это выглядит странновато. Произошла, возможно, слишком прямая актуализация образов, и потому некоторые моменты, такие, как сцена исповеди тинейджера монаху, при всем уважении к театральным условностям, режут слух.

Пару месяцев назад в «Ленкоме» была поставлена пьеса современника Шекспира Флетчера «Укрощение укротителей». Там с текстом елизаветинца обошлись по-свойски: что хотели, сократили, ввели, кстати, цитаты из «Ромео и Джульетты», а все пафосные и романтические моменты разбавили почти площадным юмором. Но с комедией так поступить легко, а «Ромео и Джульетта» (хотя в программке осторожно избегают определять жанр и уклончиво пишут «спектакль в двух действиях») — как ни крути, трагедия. Это не значит, что зритель должен с самого начала обливаться слезами и чувствовать, что рок неумолим, а правды нет и выше. Но второе действие спектакля Козака стилистически повторяло первое: не становилось ни страшнее, ни тревожнее. Нагромождение смертей, отравлений, воскрешений и следующих за ними самоубийств, способное утомить самый закаленный зрительный зал, вышло очень трогательным, но лишенным трагической мощи.

Ну. .. что ворчать. Пусть трагедия получилась не очень трагичной — в этом есть своя прелесть.
Пресса
Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001