Имена | Не на жизнь, а на смерть, 1.03.2005 БЕЛЬГИЙСКУЮ ПИСАТЕЛЬНИЦУ АМЕЛИ Нотомб, как рассказывают сами участники спектакля, сначала открыл Роман Козак. Прочел, восхитился, придумал сыграть и заразил идеей Константина Райкина. А Райкин, известное дело, натура увлекающаяся, и уж если что решил, то, как поется в песне Высоцкого, «выпьет обязательно». Взаимный восторг естественным образом вылился в постановку. Да не в одну, а сразу в две. Чтобы не спорить, на какой сцене играть (напомним, Роман Козак руководит Театром им. Пушкина, а Райкин «Сатириконом»), решили играть сразу на двух. То есть в Москве теперь будет сразу два спектакля «Косметика врага». Одна и та же постановка (Роман Козак) с двумя комплектами одинаковой сценографии (Александр Орлов) пойдет в разных театрах, а уж зрители выберут, в какой театр им привычнее и удобнее добираться. Кому-то эта путаница покажется вздорной заморочкой, но для Амели Нотомб это в самый раз. Достаточно только прочитать в предисловии к ее романам, какие подробности из своей жизни она рассказывает журналистам, чтобы уже ничему не удивляться, увидев эту фамилию на суперобложке или афише. Западная пресса именует ее королевой неожиданностей, ну а мы пока только знакомимся.Роман «Косметика врага», в сущности, сам просится на сцену, даже инсценировку делать не нужно бери в руки и ставь, как написано, убрав некоторые длинноты. Два персонажа, застрявшие в аэропорту из-за отложенного рейса, ведут полный ужасающих откровений диалог с весьма неожиданной развязкой. Один из них Жером Ангюст (Роман Козак), человек солидный, респектабельный и приличный во всех отношениях, другой Текстор Тексель ( Константин Райкин), воплощенная мерзость. Именно он задает тон во всей этой истории, главная партия, как ни крути, сыграна им. Зал ожидания в среднестатистическом аэропорту, неподвижно сидящие спиной к публике черные фигуры в черных шляпах, экраны с мигающей на них информацией о полетах в этом статичном антураже в течение двух часов стремительно раскручивается почти детективный сюжет спектакля. Текстор Тексель, говорливый голландец, не дает покоя Жерому Ангюсту. Подходит, представляется и уже не отпускает от себя ни на шаг. Цепляется, корчит рожи и говорит, не умолкая, забрасывая собеседника все более дикими подробностями своей личной жизни. Как изнасиловал однажды на кладбище понравившуюся ему женщину, а потом искал в течение десяти лет по всему Парижу и наконец встретил снова, уже на другом кладбище, пришел к ней домой и там зарезал, испытывая чувство вины, восторг и безграничную любовь одновременно. Райкин играет блистательно и так виртуозно, что дух захватывает. Последовательно и неумолимо он подводит публику к развязке, о которой даже такой лопух, как Жером Ангюст, начинает догадываться. Поскольку речь шла о его жене, убитой десять лет назад. Чем все кончилось, лучше не рассказывать, чтобы не испортить впечатления будущим зрителям. Но именно там, где действие резко ломается, режиссер Роман Козак (и исполнитель роли, которая в этот момент становится главной) продолжает катиться по наезженной уже колее. В поворот, предложенный Амели Нотомб, он, увы, не вписался, и абсолютно «достоевский» по замыслу финал этого, в общем-то хорошо сделанного спектакля разочаровывает. Пресса Роман Козак и его театр для людей, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 29.06.2022 «Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015 Выходит в свет книга о Романе Козаке, Театрал, 26.05.2015 Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Алла Сигалова: «Я многих раздражаю. И это замечательно», Мария Пескова, Профиль, 16.04.2007 Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007 Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005 Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005 Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005 Не на жизнь, а на смерть, Итоги, 1.03.2005 Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005 Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005 Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005 Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005 Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005 На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005 Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005 Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005 Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина, Ваш досуг, 17.02.2005 «Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005 И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005 Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 Станцевать Платонова, 27.01.2005 «Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005 «Меня бесит театр, нацеленный на приятное времяпрепровождение», Газета «Газета», 11.01.2005 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Тяни-толкай с лицами Константина Райкина и Романа Козака, Григорий Заславский, НГ, 28.02.2004 Черный принц, черный, черный
, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002 Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002 Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002 В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002 Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002 Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002 ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002 О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002 Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002 Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002 Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002 Нет повести счастливее на свете
, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002 Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002 Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002 Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002 Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002 В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002 Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002 Роман Козак: Спектакль это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002 Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002 Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002 Роман Козак: «Настоящее искусство всегда скандал», Алиса Никольская, Культура, 25.10.2001 Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001 Весь мир Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001 Роман Козак: «Я чувствую себя частью пятна, которое выводят», Марина Давыдова, Время новостей, 15.10.2001 Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001 Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001 По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001 К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001 Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001 Роман Козак: « Меня останавливало ефремовское отчаяние», Алексей Филиппов, Известия, 15.08.2001 |