Заслуженный деятель искусств РФ Василий Васильевич Лужский | ||
Имена | (31.12.1869, Шуя — 2.7.1931, Москва) Настоящая фамилия Калужский. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Один из основателей Художественного театра, в труппе его оставался до конца жизни. Родом из купеческой семьи. Учился в школе при Обществе искусства и литературы, играть здесь начал с сезона 1890/91 г. (Карп в «Лесе» Островского, 3-й мужик в «Плодах просвещения» Толстого) и сыграл 44 роли. Некоторые из этих работ были повторены на сцене МХТ: сэр Тоби, «Двенадцатая ночь», 1899. В первый сезон играл Ивана Петровича Шуйского («Царь Федор Иоаннович»), Сорина («Чайка»), Креона («Антигона»), принца Мароккского («Венецианский купец»); был первым исполнителем Серебрякова («Дядя Ваня»), Андрея («Три сестры»), Бессеменова («Мещане»). Бубнова («На дне»), Лебедева («Иванов»), Чепурного («Дети солнца»); играл в «Одиноких» старика Фокерата. Он любил сценическую яркую определенность, даже преувеличенность (свойства, которые ему подчас приходилось умерять). Среди его крупных работ — Федор Павлович в «Братьях Карамазовых». Из сделанного актером после революции наиболее заметен Бартоло («Безумный день, или Женитьба Фигаро»); играл Манюкина в «Унтиловске». Всего в Художественном театре сыграл 64 роли. Еще в Обществе искусства и литературы занялся режиссурой (среди его постановок здесь — «Горячее сердце»); был сорежиссером 23 спектаклей МХТ. Талантливо проявлял себя Лужский в постановке народных сцен (наибольшую славу ему принесла картина «Мокрое» в «Братьях Карамазовых» и картина в суде, которая заканчивает «Живой труп», а также массовые сцены в «Анатэме»; принимал участие в постановке народной драмы «Пугачевщина»). Его самостоятельные режиссерские пробы оставались, однако, проходными и нуждались в доработке («Иван Мироныч», где Лужский играл заглавную роль; «Стены»). Успехом пользовался спектакль «Продавцы славы», поставленный им с Н. М. Горчаковым (Лужский играл здесь господина Башле). Режиссировал во Второй студии («Узор из роз»); в Музыкальной студии (Комической опере), созданной Немировичем-Данченко, участвовал в постановке «Дочери Анго» и «Периколы». В работах Комической оперы нашел себе применение свойственный Лужскому талант юмористической импровизации, шутливого экспромта (сыграл в «Периколе» вице-короля). В воспоминаниях Станиславского, знавшего Лужского с юных лет, есть размышления о том, что блестящий дар имитатора, которым был наделен артист, на первых порах мешал ему найти самого себя, свою индивидуальность. В дальнейшем талант Лужского определился как талант психологической характерности: Немирович-Данченко в нем и как исполнителе, и как сорежиссере ценил «острую наблюдательность, богатство жизненной фантазии, типичных житейских подробностей в отдельных фигурах, в обстановке, в эпохе и яркое умение находить простые и в то же время сценические мизансцены. Этот дар расцвел в Василии Васильевиче, несомненно, под влиянием блестящих работ Станиславского». Среди заслуг Лужского перед театром — сотрудничество с художниками; на его даче в Иванькове проходила работа над эскизами и макетами. Административные способности с первых лет жизни театра делали Лужского непременным участником внутренних органов руководства. Вклад Лужского в дело МХТ, как находил Станиславский, не был достаточно оценен. Оттого он стал «актером, мало в себе уверенным и вечно сомневающимся». Накопившаяся горечь чувствуется в его дневниках, до сих пор не опубликованных. И. Соловьёва. Пресса 125 лет назад родился Московский Художественный театр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2023 «Я признаю гибель своего класса», Павел Руднев, журнал «Знамя», № 10, 31.10.2022 |