Имена

«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА»

Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
17 августа 1935 года в Саратове родился мальчик. Родители, конечно, надеялись на его счастливую судьбу, но ни в каких снах им не виделось, что их чадо станет народным артистом СССР и выдающимся театральным деятелем. И уж тем более, что в 29 лет он перенесет инфаркт и что именно болезнь подстегнет его к неукротимому творческому совершенствованию. ..

Многие до сих пор называют этого человека Леликом (вспоминая данное ему мамой ласковое прозвище). Но произносят его по-разному: кто с любовью, кто с опаской, а кто и с неприязнью. И для этого есть основания, потому что натура этого человека на редкость противоречивая. И вряд ли кто-нибудь, включая его самого, может точно сказать, какая из граней характера превалирует.

Накануне своего юбилея Олег Павлович Табаков убыл в долгосрочную командировку на съемки у Иштвана Сабо, сделав тем самым изрядную «козу» журналистам, пытавшимся взять у него интервью. Не избежал подобной участи и автор этих строк, которому будущий юбиляр накануне отъезда, расплывшись в своей знаменитой улыбке, мягко, но решительно «дал отлуп». Кстати, об этой улыбке. Она может быть официальной, чиновничьей. Или хитрой, ироничной и пронизывающей. Иногда эта улыбка становится нежной и доброй. Но это — когда речь заходит о близких людях, учениках, коллегах, с которыми съедено немало центнеров соли. Но такая улыбка появляется редко, и уж во всяком случае не перед объективами камер и множеством охочих до сенсаций глаз. При этом все, кого Олег Павлович любит, ощущают на себе не только его улыбку. Если требуется, он в лепешку разобьется, но сделает для них все возможное и невозможное. У учеников, какими бы знаменитыми они ни стали, при упоминании имени учителя теплеют глаза. Как-то я заговорил о Табакове с Евгением Мироновым:

 — Евгений, почему актеры, рассказывая о своей судьбе, так часто вспоминают своих учителей? Педагог для актера — это его визитная карточка?

 — Это даже не визитная карточка, а группа крови, по которой можно определить, кто ты. Вот и Олег Павлович Табаков дал мне немного своей крови. Я ему по гроб жизни буду благодарен за это и за то, что он помог моей семье. Работая в первые годы в его театре, я сильно заболел. Приехали родители, и он их устроил без всякой прописки. Олег Павлович никогда не афиширует свою помощь, а просто помогает.

 — Говорят, в Школе-студии МХАТ он с вас «кожу сдирал»?

 — Он был очень строгим учителем, как Роден, отсекал все ненужное, в том числе наши фальшивые представления о театре. У нас в «Табакерке» все очень много работают. Это — хитрость и мудрость Олега Павловича, потому что в театре, где нет работы, начинаются гадости, а у нас все заняты, и на спектаклях всегда полно зрителей.

…Однако вернемся к натуре ОП, которая не ограничивается лишь разными оттенками его улыбки. Одному Богу известно, как ему удается по несколько раз в день перевоплощаться из одного образа в другой: личину актера менять на директора-худрука, менеджера — на политика, творца — на бухгалтера. Наблюдать за ним — огромное удовольствие. Вот он на трибуне: мощный, умный, решительный, бескомпромиссный, порой — едкий. А подойди к нему через пять минут с каким-нибудь колким вопросом, ни дать ни взять — котяра Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» Иногда он может глянуть «сквозь» тебя, увидев и не увидев одновременно. Но подобное случается редко и, наверное, по недоразумению. Обычно, если позвонишь даже домой и, может быть, совсем не вовремя, — услышишь мягкий, вежливый ответ. И если попросишь сказать что-то об актере, коллеге, ученике — всегда получаешь согласие. Но вот на интервью «о себе, любимом» соглашается редко. «Да не-ет, — тянет вкрадчиво, — я уж о себе столько наговорил. .. пожалуй, хватит!»

Раз просидел полчаса у его кабинета, ожидая аудиенции для интервью. В предбаннике было слышно все, что происходит в кабинете: это был глас истинного Зевса-громовержца! Не хотел бы я оказаться на месте его оппонентов в ту минуту. Табаков работает от зари до зари и зарабатывает достаточно. У нас в России не любят богатых, им в лучшем случае завидуют. Но по поводу ОП, думаю, ни у кого не возникнет подобных эмоций. Потому что все заработано честно. Секрет прост: «Надо, господа, дело делать!» Кстати, в этом деле та самая улыбка, о которой шла речь, — штука не последняя. Деловые партнеры, думаю, «раскалываются» через полчаса под ненавязчивым натиском его суперобаяния. 

Надо отметить, что в этом стремлении обаять Олега Палыча иногда «заносит». Заигрывается. Но это — издержки актерства, которые тотчас прощаются. Ибо главное в его натуре — вовсе не деловая хватка и не организаторский талант, а необыкновенный актерский дар. Сколько бы лавров ни стяжал он на «худруковских» и директорских постах, ничто не сравнится с его Олегом из розовского «Шумного дня» или с юным героем-художником из фильма Митты «Гори, гори моя звезда». Я уже не говорю про Павла Петровича Щербука из «Неоконченной пьесы для механического пианино» с его брачным криком марала. Но кино — это, простите за трюизм, лишь вершина айсберга. Главная его часть — на сцене. И здесь можно бесконечно и сладко ностальгировать: Адуев-старший, Иван Коломийцев, Иван Жуков, Сальери, Мольер, Нильс Бор, Флор Федулыч Прибытков, профессор Серебряков, etc., etc.

Автор этих строк вот уже три года не может опомниться от его Луки в горьковском «На дне», поставленном в «Табакерке» Адольфом Шапиро. Много я видел актеров в этой роли: и столичных, и провинциальных, но лишь ОП вызвал слезы счастья. Наверное, здесь проявился истинный Табаков — сильный, умный, сострадающий, осторожный, любящий. ..

Кстати, такой актерище, будучи худруком, вполне мог бы потащить одеяло на себя и играть в МХТе и своем «подвале» все возможное и невозможное. ОП этим не грешит: блюдет честь. (Да и о других надо думать: актеры ведь без работы хиреют и бузят). Между тем иногда начинаешь фантазировать: какой бы из него получился Лир, Фальстаф, Городничий, Крэпп! А он… (И тут приходится подпустить несколько «неюбилейных» колючек). Иногда так и подмывает воскликнуть:"Ну, зачем вам, дорогой Олег Павлович, полуяпонский «Король Лир» Тадаши Судзуки, замешанный на Шекспире?! Или урка-Тартюф с блатными песнями в спектакле Нины Чусовой «Тартюф»? Или пошлятина с пионерским хором в постановке «Лес», изменившая Александра Островского до неузнаваемости?! Воскликнуть-то хочется, но не можется. Потому что видишь, каких трудов стоило этому Гераклу очистить авгиевы конюшни под названием МХАТ-МХТ.

Он рубит лес, и, как водится, щепки летят во все стороны. Не щадит балласт — решительно выбрасывает с борта. Не всем это по нутру, особливо балласту. И расползаются слухи о «волке-Табаке», для которого люди — это только материал для строительства собственной карьеры. Но это — вранье. Просто ОП очень честолюбивый (по-хорошему) мужик, и ему непременно надо доказать миру, что не зря взвалил на себя эту ношу — два театра. Иной присвистнет: оно ему надо, в семьдесят-то годков? Надо! Да и молодая жена с малым Павлом Олеговичем — тоже хороший стимул. И поэтому в его двух театрах жизнь бурлит и все ходит ходуном. На малых сценах пробует себя молодежь, на большой — мэтры. А иногда и на большой — совсем желторотики, вроде литовца Миндаугаса Карбаускиса, который всегда сдержан и холоден, но когда речь заходит о Табакове, мягчает.

 — Бывало ли так, что Олег Павлович не соглашался с вашим распределением ролей и настоятельно советовал взять кого-то другого?

 — Для Табакова распределение ролей — один из основных моментов в работе. Он очень любит своих артистов, заинтересован в них. Я всегда выслушивал все его предложения и не раз пользовался его гениальными подсказками.

 — Можете привести пример?

 — Ирина Пегова — Соня в «Дяде Ване» Чехова.

…А что касается иногда появляющейся на МХТовской сцене безликой «творческой продукции», то, думаю, ОП сам все прекрасно понимает. Однако, зная законы бизнеса, иногда идет против себя — художника. Но зато порой решительно разрубает гордиев узел и снимает спектакли с репертуара. Несмотря на это, ему часто приходится надевать латы и отражать удары «злобных» критиков. Делает он это смущенно, немного как бы с ленцой. А в начале сезона собирает этих «злобных» на чашку кофе и в тесном кабинете выкладывает все начистоту. И тогда Леопольд-Матроскин превращается в усталого абсолютно искреннего мудреца, на плечах которого висит такая громадина — МХТ. Он не пытается что-то внушить работникам пера — просто «просит понять». И они его понимают. Понимают и зрители, заполняя два его театра каждый вечер.

ОП очень любит дарить братьям-актерам цветы — невероятной красоты букетищи, которые можно увидеть, пожалуй, только на картинах-натюрмортах. Уверен, сегодня благодарные ученики и зрители преподнесут ему такие же.
Пресса
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
«Личный подход»: Евгений Миронов, Ольга Журавлева, Москва FM, 14.08.2020
«ТеатРалли».В столице прошел благотворительный велозабег, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2019
В МХТ прошел вечер-посвящение Александру Солженицыну, Анна Анфиногентова, Российская газета, 12.12.2018
В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018
Жизнь и игра Евгения Миронова, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 3.12.2016
И народные артисты, и артисты «из народа», Виктор Борзенко, Театрал, 13.06.2016
Олег Табаков отпраздновал 80-летие на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Мир 24», 22.08.2015
Олег Табаков отмечает юбилей, телеканал «Культура», 17.08.2015
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 4.09.2014
Два открытия и третье желание Олега Павловича, Анна Балуева, Комсомольская правда, 3.09.2014
Евгений Миронов в программе «Познер», Владимир Познер, Первый канал, 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Сегодня юбилей отмечают в «Табакерке», видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2012
Каскад мистерий, Константин Рылёв, Взгляд (vz.ru), 20.10.2007
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Пыль в глаза, Марина Гайкович, Независимая газета, 18.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
«Это круто — это глупо», Майя Крылова, Ольга Егошина, Новые известия, 16.10.2007
Черная мистерия, Алена Карась, Российская газета, 16.10.2007
«Мистерион» от Курентзиса и Серебренникова, Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
Ярославские студенты вернулись с «Территории», Телекомпания НТМ (Ярославль), 15.10.2007
Мировая премьера спектакля «Мистерион», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 13.10.2007
Общее дело, Павел Сигалов, Коммерсантъ-Weekend, 12.10.2007
Битва светлых и темных сил, Юрий Тимофеев, Новые известия, 11.10.2007
Культурно-подрывная деятельность, Алла Шендерова, Коммерсант, 5.10.2007
Культурный теракт, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.10.2007
На «Территории» не будет границ, Вести — Москва, 4.10.2007
Введут в курс тела, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 4.10.2007
Под лозунгом «Искусство сейчас», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 3.10.2007
Как убить плохого актера, Любовь Лебедина, Труд, 3.10.2007
Территория конца времен, Алена Карась, Российская газета, 3.10.2007
«Территория»: «Искусство сейчас», Радио «Культура», 3.10.2007
Новый взгляд на театр, Телеканал «Звезда», 3.10.2007
Евгений Миронов и Кирилл Серебренников открывают фестиваль «Территория», Светлана Полякова, Агентство национальных новостей, 3.10.2007
Территория прекрасного, Юлия Черникова, Утро.ру, 3.10.2007
Евгений Миронов зовет на «Территорию», Ирина Шведова, Московская правда, 2.10.2007
В Москве убьют плохого артиста, Наталья Киселева, Дни.Ру, 2.10.2007
Из «Спичек» возгорелся Чехов, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.09.2007
Театральная Мекка меняет адрес, Саша Маслова, Гудок, 1.06.2007
Быть лишь красивой — некрасиво, Любовь Лебедина, Труд, 11.04.2007
Есть такая роль: подруга, Михаил Садчиков, Труд, 15.03.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Типа Фигаро, Алексей Москвичев, Русский курьер, 5.02.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Тяжкое ярмо мейнстрима, Марина Квасницкая, Россiя, 1.02.2007
Фигаро здесь и там, Алексей Филиппов, Московские новости, 26.01.2007
«Фигаро» кусочками и комом, Екатерина Васенина, Гудок, 23.01.2007
Фигаро — не вы, Мария Ганиянц, Профиль, 22.01.2007
Оливье завалит рукколу?, Анна Гордеева, Время новостей, 16.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, 12.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, 10.01.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.01.2007
А фиг вам Фигаро!, Рита Болотская, Собеседник, 9.01.2007
Вездесущий Фигаро, Маргарита Удовиченко, Финанс, 8.01.2007
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.12.2006
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, 29.12.2006
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Драма уставшего цирюльника, Алена Карась, Российская газета, 29.12.2006
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.12.2006
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 28.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, 27.12.2006
Миронов здесь, Миронов там…, Алена Карась, Радио «Маяк», 27.12.2006
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2006
События одного дня, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Страсти по театру наций, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.12.2006
МИРОНОВ здесь, МИРОНОВ там., Ольга Фукс, Культпоход, 12.2006
Строгая пора Евгения Миронова, Авангард Леонтьев, Литературная газета, 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, 29.11.2006
Евгений Миронов: Вижу над собой не потолок, а звезды, Мария Безрук, Татьяна Болотовская, Любовь Владимирова, Леонид Павлючик, Михаил Садчиков, Труд, 29.11.2006
Два юбилея Миронова, Арина Богдан, Радио «Культура», 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 29.11.2006
МИРОНОВ ЗДЕСЬ, МИРОНОВ ТАМ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Евгений МИРОНОВ: Дурачка могу сыграть только я!, Петр Шепотинник, Комсомольская правда, 23.11.2006
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, 19.10.2006
Турандот показала козу, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.06.2006
КОЗА В ФАТЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.06.2006
Принцесса быстрого реагирования, Роман Должанский, Коммерсант, 27.06.2006
Очаровательная спонтанность, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2006
Неправильная красавица, Александра Машукова, Искусство кино, № 6 за 2006 год, 06.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
НЕМАЯ РОЛЬ ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА, Ирина Данилова, СЕМЬ ДНЕЙ, 27.04.2006
Бойцовые рыбки, МК-Бульвар, 3.04.2006
Машков разделся. Миронов тоже, Наталья Ртищева, РОДНАЯ ГАЗЕТА, 31.03.2006
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: «Хотел сыграть гада», Роман Широков, ВАШ ДОСУГ, 30.03.2006
Угрюм-лекарство от тоски, Светлана Хохрякова, Культура, 30.03.2006
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
?И ПЛЮСЫ, Павел Руднев, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
МИНУСЫ?, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
Евгений Миронов, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 10.2005
Театр не одного актера, Елена Михайлина, Московский комсомолец, 17.09.2005
Миронов скупает в Минске оружие, Олег Улевич, Комсомольская правда, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Я делаю Гамлета, а Гамлет делает меня, Мария Безрук, Труд, 14.04.2005
Е. Миронов в поисках потрясений, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 6.04.2005
Гамбит Ольги Красько, Аглая Смирнова, Ваш досуг, 27.12.2004
Дамы и король, Андрей Возников, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Евгений Миронов: «Я борюсь до конца», Елена Груева, Ваш досуг, 15.10.2004
Актер года, Дмитрий Савельев, GQ, 10.2004
Табаков открыл сезон в подвале, Мария Львова, Вечерний клуб, 10.09.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Сад кромешный, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.07.2003
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
Эти манящие огни рампы, Сергей Веселовский, Альянс, 10.1998
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993