Имена

МИРОНОВ здесь, МИРОНОВ там.

Ольга Фукс, Культпоход, 12.2006
«Фигаро здесь, Фигаро там» — не правда ли, это о нем? Репетирует «Фигаро» с Серебренниковым, снимается в роли Чайковского у Лунгина. «Жюрит» драматургов, критиков, актеров и режиссеров. Организует «Территорию» (фестиваль современного искусства), через день играет свой репертуар. Вручает премии, получает премии. .. Говорят (увы, уже не проверишь), Зиновий Гердт, посмотрев «Анкор, еще анкор», сказал о Евгении Миронове, что «этот мальчик подвинет своего знаменитого однофамильца». Впрочем, вряд ли им надо друг друга двигать — «на Парнасе конкуренции нет». И Евгений Миронов давно уже занял там свою вершину. Лирический Фигаро конца 60-х и загадочный Фигаро наших дней скоро посмотрят друг другу в глаза.

 — У Вас огромный опыт работы с разными режиссерами — от Машкова до Штайна и Някрошюса. Что дал Вам именно Кирилл Серебренников, какую особенно краску положил на Вашу палитру?

 — А я не знаю, с каким другим режиссером сейчас можно так вдумчиво работать над текстом, фантазировать, пробовать, отвергать — именно в тандеме. С гениальным Някрошюсом, например, никакого тандема быть не могло. Он сидел, молчал, а я должен был научиться считывать с этой перенасыщенной тишины его гениальные формулы и наполнять их собой. Наверное, о наших репетициях можно было бы снять такой сюрреалистический мультфильм, где вокруг героя из ничего вдруг возникают какие-то образы. Это очень интересно, но это другое. А с Кириллом мы уже понимаем друг друга с полуслова — нам даже фразу не надо договаривать. «А может быть…» — «Точно». — «А что, если…» — «Я тоже так думаю».

 — А какой он будет, Ваш Фигаро? Есть ли у Вас какая-то эстетическая точка отсчета?

 — Ой, точки отсчета еще нет, хоть я и обложился книгами — Станиславский, Таиров. Я точно знаю, что вот эта мышца (показывает на сердце) до поры до времени у него — не главная. Фигаро силен, прежде всего, разумом. А все эмоции возникают благодаря той скорости, с которой сменяются закрученные им события. Фигаро — своего рода шахматист, который просчитывает на много ходов вперед и внешне абсолютно спокоен. Помните недавний «туалетный» скандал с нашим великим шахматистом? Кто его знает, что он там делал, когда уходил? Может, головой об стенку бился. Но выходил абсолютно отрешенный и делал правильный ход конем.

И только в редкие минуты Фигаро раскрывается. Возьмем его монолог в этой пьесе, собранной, как часовой механизм (недаром же Бомарше был часовщиком). Все пропорции идеально соблюдены — и вдруг этот монолог. Нарушение всех законов драматургии. Непозволительная роскошь.

 — Кирилл Серебренников, ставя в МХТ. точно чувствует, с каким уставом можно идти в этот монастырь. Зато в том же «Современнике» позволяет себе быть гораздо более радикальным. Каков он в «Фигаро» — традиционалист или радикал, условно говоря?

 — В «Фигаро» не обойдешься броскими ходами. Хотя что-то мы себе позволили. Например, нам вдруг безумно захотелось пофантазировать на темы детства Фигаро, который никогда не знал родительской заботы — условно говоря, не ходил с мамой за руку в детский сад. И мы с Лией Меджидовной Ахеджаковой стали делать этюды и так заигрались, что захотелось какую-то квинтэссенцию этих этюдов оставить. Но вообще это ведь очень серьезно — я не понимаю, как можно вскользь и весело играть их встречу через тридцать лет.
А вообще, как была эта пьеса под запретом при Людовике XVI, так и сейчас она под запретом. Вспомним, сколько пришлось извиняться за карикатуры на пророка Мохаммеда. А Фигаро говорит: «Мою комедию сожгли в угоду магометанским владыкам». А его мысли о природе власти? В ней многое так и осталось под запретом.

 — Зачем Вам понадобилось уходить в свободное плавание с «Фигаро»? Неужели в условиях репертуарного театра он был невозможен?

 — Мне захотелось за все отвечать самому — от финансов до какой-нибудь мелочи. Собственно, я и так за многое отвечал, когда играл спектакли. У меня же роли главные (так получилось, что мне их дают), и я но мгу играть Гамлета в спектакле, где что-то рушится. Даже если не в моей сцене неправильно выставлен свет, я застрелиться могу! Кстати, терпеть не могу людей, которые говорят, мол, главный герой — что надо, а остальные — дрянь.
И я решил — раз уж беру на себя так много этой ответственности, так уж пусть действительно буду отвечать за всё сам. Но я не знал до какой степени за всё. Вплоть до того, что куда-то не позвонили вовремя, и от этого пятиминтного опаздывания что-то сорвалось. Просто я ещё немножечко всем не доверяю — у меня же нет команды помощников, отлаженной годами. Проект называется «Фигаро здесь, Фигаро там» и будет жить на два города — Москву (филиал Малого и Театр им. Моссовета) и Питер (Александринка).

 — Может быть, в Вас уже просыпается режиссер?

 — Он давно проснулся, только не в театре, а в кино. Я хочу попробовать снять фильм — ищу подходящий материал.

 — А вы могли бы длительное время вести какой-нибудь театральный коллектив или Вам пока интереснее заниматься своей судьбой?

 — Зачем сейчас говорить об этом? Вот мы собрались вместе, командой. Можем поссориться, а потом расцеловаться, и я чувствую, что это компания — моя. Компания, понимаете? Не английское company, а содружество. Это — первый шаг, а куда он выведет —посмотрим. 

 — Вы входите в самые разные структуры: Совет по культуре при президенте, жюри премии им. Кугеля, жюри фонда Станиславского, фестиваль «Территория»… Зачем Вам это надо и удается ли Вам действительно влиять на театральную погоду?

 — На самом деле, получается не так много. Совет при президенте — чисто номинативная структура, остается жюри премий им. Кугеля и фонда Станиславского да «Акция» — поддержка молодых дарований в провинции, из которой вышла «Территория». Год мы честно потели, организовывая этот фестиваль, и сами до конца не поняли, что у нас получилось. На меня лично произвели большое впечатление венгерский театр «Кретакор», мастер-класс по маскам комедии дель арте и вечер современной поэзии. 

 — А легендарный американский «Вустер-групп»?

 — Конечно, это зрелище не для души, хотя какие-то технические вещи произвели на меня впечатление. Но знаете, что меня поразило — чистота приема, хода. Кстати, этот прием помог нам решить одну нашу сцену в «Фигаро». У нас в ходу все больше так называемый синтетический театр — когда здесь поплясали, там попели, а сям ушли в мелодраму. По-моему, это просто дурной вкус. А чистота жанра, приема, красота хода меня всегда поражали. Вспомните «Отелло» Някрошюса? Чистая трагедия! Станиславский писал, что, играя водевиль, артист должен всё-таки выскакивать иногда из предлагаемых обстоятельств и смотреть на себя как бы со стороны. А вот трагедию надо играть всерьез. Что, кстати, мне было очень трудно делать в «Орестее» — мы не обучены этой чистоте жанра. Демидова как-то сказала, что древние греки начинали с нуля. Как это можно, думал я, надо уже выходить в определенном градусе, публика не может ждать, когда я раскачаюсь. Но, видимо, для трагедии необходим этот изначальный покой, хотя, возможно, сегодняшняя публика и не сможет его воспринять.

 — Говорят, кастинг у Някрошюса представлял собой собеседование. О чем Вы говорили, и почему он решил, что Вы - именно Лопахин, а не, скажем, Петя Трофимов?

 — Я сел перед ним. Минут семь он сидел молча, разглядывал меня, а потом спросил: «Вы волка любите?» Тут я замолчал минуты на три. «Ну, люблю, — говорю. — Он такой… одинокий». — «Хорошо, спасибо». Потом оказалось, что он с Алексеем Васильевичем Петренко говорил, что Фирс, мол, — это такой старый лось. Мне даже потом любопытно стало, какой зверь относится к тому или иному персонажу. А Лопахин действительно волк-одиночка. Он боится к людям приблизиться, а в четвертом акте заманивает их этим шампанским в свое «логово», «окружает».

 — Волки еще и стаей бегают?

 — Это если бы Антон Павлович написал про семью Лопахина, была бы стая, а так он - один. 
 — А не кажется ли Вам, что это история человека, который от своей среды оторвался, а в чужую его не приняли, и он остался в пустоте?

 — Абсолютно! Ему бы идеальной женой была Варя, а он в Раневскую вздумал влюбиться. Вообразил себе то, чего не может быть никогда.
 —
 — Как Вам игралась любовь к героине Людмилы Максаковой?

 — Замечательно! Я и вправду в нее влюбился. Людмила Васильевна — такая чаровница! Я даже не представляю, что раньше вокруг нее могло твориться! Наверное, мужчины штабелями падали. В ней какое-то бесконечное женское начало.
 — С Гамлетом Вы совсем распрощались?
Увы. Это роль, которой я больше всего не наигрался! Да ее вообще невозможно сыграть до конца. Нам просто негде его играть. Петер Штайн придумал этот боксерский ринг, который можно сделать только в Театре Армии и во МХАТе им. Горького, потратив предварительно три дня на монтировку. Последний раз я сам отказался его играть. Мне Валерий Щадрин предложил сыграть несколько спектаклей в Бразилии. Но я как представил — два года мы его не играли, и чтобы восстановиться, я буду кровью харкать — настолько это тяжело. А потом?

 — ? разбередив его в себе, снова отложить в долгий ящик?

 — Да. И я убил своего Гамлета.

 — Вопрос о границах перевоплощения. У Милана Кундеры есть рассказ «Ложный автостоп». Там парень с девушкой — застенчивой и скованной по природе — едёт в свое первое путешествие. В дороге они разыгрывают между собой сцену, где она — девица лёгкого поведения, а он шофер попутчик. И парень, втягиваясь в игру, вдруг с ужасом и отвращением понимает, что его девушка может быть и такой же. Пережить это отторжение он уже не смог. Скажите, а не страшно открывать в себе того же Иудушку Головлева?

 — Да, было очень неприятно. Я долго не понимал, зачем вообще мы этим занимаемся, мучился после премьеры еще месяца три, но потом все же вышел куда-то. Ответить на вопрос о том, куда вышел, может только спектакль. Ну не верю я в этот фальшивый финал Салтыкова-Щедрина о великом нравственном перерождении. Не может человек, который поступательно шел по пути Чикатило, вдруг в один миг превратиться в ангела. Тут может быть трусость, страх возмездия, но не истинное перерождение. Мне кажется, Иудушка в финале ропщет на Бога. И пытается вновь с ним договориться на своем уровне, сторговаться на том, что он сейчас к маменьке на могилку сходит. Не представляю даже, куда меня дальше этот спектакль выведет.

 — Так получилось, что Вас постоянно сравнивают — сначала со Смоктуновским, после Фигаро — наверняка, с Вашим знаменитым однофамильцем. Вас это злит или, наоборот, добавляет куража?

 — (Резко помрачнел). Не знаю, почему меня сравнивают. Другие играют себе эти роли и живут без сравнений. 

 — А Вы не думали, почему так происходит? Может, на Вас негласно возложили основную ответственность за Ваше (или наше) поколение?

 — Ой, я так боюсь этих высокопарностей! Я когда прочитал о себе после Мышкина — великий да гениальный — тут же дал согласие сниматься в «Пираньях», волосы выкрасить в белый и скакать, размахивая саблей. Чтобы те, кто восклицал великий — гениальный, разъярились — мы, мол, в нем Мышкина видели, а он с саблей скачет. Тьфу ты! Кстати, там передо мной тоже непростые задачи стояли, да к тому же - когда еще выпадет саблей намахаться?
А если серьезно, актеру ведь ничего не стоит заиграться, в том числе и в великого —гениального. Я совершенно ясно могу представить себе, что случилось с Евстигнеевым, когда ему рассказали, как он может умереть, и он очень четко представил себе эти «предлагаемые обстоятельства». Опасно заигрываться.

 — Говорят, Вы купили домик в Ламанче…
 —
 — …Ужас, представляете? Откуда-то взяли интервью с моей мамой и даже с «представителями фирмы», которые якобы продали мне этот дом и рассказывают, что там протекает и сколько километров до океана. И ведь какие издания написали! С «Комсомольской правдой»-то уже все понятно, но «Аргументы и факты» — уважаемое издание!
 —
 — Ну, вот такая аналогия сорвалась — с Дон Кихотом.

 — А я им даже благодарен. Потому что всерьез стал подумывать над этой идеей
Пресса
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
«Личный подход»: Евгений Миронов, Ольга Журавлева, Москва FM, 14.08.2020
«ТеатРалли».В столице прошел благотворительный велозабег, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2019
В МХТ прошел вечер-посвящение Александру Солженицыну, Анна Анфиногентова, Российская газета, 12.12.2018
В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018
Жизнь и игра Евгения Миронова, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 3.12.2016
И народные артисты, и артисты «из народа», Виктор Борзенко, Театрал, 13.06.2016
Олег Табаков отпраздновал 80-летие на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Мир 24», 22.08.2015
Олег Табаков отмечает юбилей, телеканал «Культура», 17.08.2015
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 4.09.2014
Два открытия и третье желание Олега Павловича, Анна Балуева, Комсомольская правда, 3.09.2014
Евгений Миронов в программе «Познер», Владимир Познер, Первый канал, 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Сегодня юбилей отмечают в «Табакерке», видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2012
Каскад мистерий, Константин Рылёв, Взгляд (vz.ru), 20.10.2007
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Пыль в глаза, Марина Гайкович, Независимая газета, 18.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
«Это круто — это глупо», Майя Крылова, Ольга Егошина, Новые известия, 16.10.2007
Черная мистерия, Алена Карась, Российская газета, 16.10.2007
«Мистерион» от Курентзиса и Серебренникова, Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
Ярославские студенты вернулись с «Территории», Телекомпания НТМ (Ярославль), 15.10.2007
Мировая премьера спектакля «Мистерион», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 13.10.2007
Общее дело, Павел Сигалов, Коммерсантъ-Weekend, 12.10.2007
Битва светлых и темных сил, Юрий Тимофеев, Новые известия, 11.10.2007
Культурно-подрывная деятельность, Алла Шендерова, Коммерсант, 5.10.2007
Культурный теракт, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.10.2007
На «Территории» не будет границ, Вести — Москва, 4.10.2007
Введут в курс тела, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 4.10.2007
Под лозунгом «Искусство сейчас», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 3.10.2007
Как убить плохого актера, Любовь Лебедина, Труд, 3.10.2007
Территория конца времен, Алена Карась, Российская газета, 3.10.2007
«Территория»: «Искусство сейчас», Радио «Культура», 3.10.2007
Новый взгляд на театр, Телеканал «Звезда», 3.10.2007
Евгений Миронов и Кирилл Серебренников открывают фестиваль «Территория», Светлана Полякова, Агентство национальных новостей, 3.10.2007
Территория прекрасного, Юлия Черникова, Утро.ру, 3.10.2007
Евгений Миронов зовет на «Территорию», Ирина Шведова, Московская правда, 2.10.2007
В Москве убьют плохого артиста, Наталья Киселева, Дни.Ру, 2.10.2007
Из «Спичек» возгорелся Чехов, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.09.2007
Театральная Мекка меняет адрес, Саша Маслова, Гудок, 1.06.2007
Быть лишь красивой — некрасиво, Любовь Лебедина, Труд, 11.04.2007
Есть такая роль: подруга, Михаил Садчиков, Труд, 15.03.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Типа Фигаро, Алексей Москвичев, Русский курьер, 5.02.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Тяжкое ярмо мейнстрима, Марина Квасницкая, Россiя, 1.02.2007
Фигаро здесь и там, Алексей Филиппов, Московские новости, 26.01.2007
«Фигаро» кусочками и комом, Екатерина Васенина, Гудок, 23.01.2007
Фигаро — не вы, Мария Ганиянц, Профиль, 22.01.2007
Оливье завалит рукколу?, Анна Гордеева, Время новостей, 16.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, 12.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, 10.01.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.01.2007
А фиг вам Фигаро!, Рита Болотская, Собеседник, 9.01.2007
Вездесущий Фигаро, Маргарита Удовиченко, Финанс, 8.01.2007
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.12.2006
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, 29.12.2006
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Драма уставшего цирюльника, Алена Карась, Российская газета, 29.12.2006
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.12.2006
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 28.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, 27.12.2006
Миронов здесь, Миронов там…, Алена Карась, Радио «Маяк», 27.12.2006
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2006
События одного дня, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Страсти по театру наций, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.12.2006
МИРОНОВ здесь, МИРОНОВ там., Ольга Фукс, Культпоход, 12.2006
Строгая пора Евгения Миронова, Авангард Леонтьев, Литературная газета, 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, 29.11.2006
Евгений Миронов: Вижу над собой не потолок, а звезды, Мария Безрук, Татьяна Болотовская, Любовь Владимирова, Леонид Павлючик, Михаил Садчиков, Труд, 29.11.2006
Два юбилея Миронова, Арина Богдан, Радио «Культура», 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 29.11.2006
МИРОНОВ ЗДЕСЬ, МИРОНОВ ТАМ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Евгений МИРОНОВ: Дурачка могу сыграть только я!, Петр Шепотинник, Комсомольская правда, 23.11.2006
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, 19.10.2006
Турандот показала козу, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.06.2006
КОЗА В ФАТЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.06.2006
Принцесса быстрого реагирования, Роман Должанский, Коммерсант, 27.06.2006
Очаровательная спонтанность, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2006
Неправильная красавица, Александра Машукова, Искусство кино, № 6 за 2006 год, 06.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
НЕМАЯ РОЛЬ ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА, Ирина Данилова, СЕМЬ ДНЕЙ, 27.04.2006
Бойцовые рыбки, МК-Бульвар, 3.04.2006
Машков разделся. Миронов тоже, Наталья Ртищева, РОДНАЯ ГАЗЕТА, 31.03.2006
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: «Хотел сыграть гада», Роман Широков, ВАШ ДОСУГ, 30.03.2006
Угрюм-лекарство от тоски, Светлана Хохрякова, Культура, 30.03.2006
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
?И ПЛЮСЫ, Павел Руднев, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
МИНУСЫ?, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
Евгений Миронов, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 10.2005
Театр не одного актера, Елена Михайлина, Московский комсомолец, 17.09.2005
Миронов скупает в Минске оружие, Олег Улевич, Комсомольская правда, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Я делаю Гамлета, а Гамлет делает меня, Мария Безрук, Труд, 14.04.2005
Е. Миронов в поисках потрясений, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 6.04.2005
Гамбит Ольги Красько, Аглая Смирнова, Ваш досуг, 27.12.2004
Дамы и король, Андрей Возников, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Евгений Миронов: «Я борюсь до конца», Елена Груева, Ваш досуг, 15.10.2004
Актер года, Дмитрий Савельев, GQ, 10.2004
Табаков открыл сезон в подвале, Мария Львова, Вечерний клуб, 10.09.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Сад кромешный, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.07.2003
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
Эти манящие огни рампы, Сергей Веселовский, Альянс, 10.1998
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993