Имена

Страсти по «Табакерке»

Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
1 марта московскому Театру под руководством Олега Табакова — точнее, его официальному статусу в московском театральном мире — исполняется 20 лет. На углу улиц Гиляровского и Садовой-Сухаревской состоится закладка памятной капсулы в основание нового здания. Худрук вместе с главой столичного стройкомплекса Владимиром Ресиным укрепят долгожданный фундамент шкатулкой в форме табакерки. Внутри — фотографии актеров, их автографы и пожелания новой площадке. Интересно — какие именно? Полных залов желать бессмысленно — вместо нынешних 100 мест «Табакерка» получит 368. Заполнить их не составит особого труда.

Бывают театры большие и маленькие. Актерские либо режиссерские. Те, которые при формировании репертуарной политики делают упор на злободневность. И другие — кто предпочитает классику, а уж сколько в ней обнаружится актуального — это как Бог даст.

Театр под руководством Олега Табакова, в ласковом просторечии — «Табакерка», в излюбленной транскрипции худрука — «подвал», ни в одну из вышеперечисленных категорий не укладывается. Начнешь его подгонять под театроведческие лекала, ан - тут ушки свешиваются, там лапки торчат. Значит, живой организм. Живое упаковать трудно.

Даже вопрос размера не столь очевиден, как кажется. Для театров размер имеет значение. Причем, увы, роковое. Сдавленные залами на сто мест, будто штанишками на помочах или детскими сандаликами, они не взрослеют. До седых волос — восторженные студийцы. До пенсии — «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». «Табакерка» из штанов своей юности выросла. «Надо быть совсем дураком, — напоминает труппе худрук, — чтобы не заполнить зал на 110 мест». Тон продиктован дисциплинарной необходимостью. На деле «подвал», регулярно выходя из подвала, без особых усилий заполняет самые просторные залы Москвы. В Большом, правда, пока не играли. Играли в Малом, в филиале Малого, в РАМТе, в Пушкинском, в Театриуме на Серпуховке, в Доме музыки… Про МХТ нет смысла и говорить. При перемещениях — на запад ли, на восток — аншлаги сохраняются.

Слышала мнение: плохо, что актеры «Табакерки» покидают родное гнездо, привыкают к кочевой жизни. Я бы лично возразила: хорошо, замечательно даже, что они в тесном гнезде не толкаются. Что могут свободно реализовать свои таланты и вполне понятные амбиции в масштабе один к одному. Какой смысл выпускать очередную премьеру Карбаускиса в стоместном зале, если она способна собрать тысячные? Где резон демонстрировать живого Безрукова горстке счастливчиков, если во дворе девичьи толпы страждут лишнего билетика? Невыгодно, непрактично, глупо.

Квартирный вопрос не испортил оперившихся птенцов Табакова. Уже четвертое (если не пятое) поколение «подвальных» актеров выходит в звезды — киношные, сериальные. Люди реализуют собственную, отдельную судьбу, однако — за редким исключением — возвращаются в свой театр. Остаются единым целым. Стойкое звание «невозвращенца» закрепилось только за Владимиром Машковым. Это потеря для труппы, великая печаль для зрителей и существенный урон, как мне думается, для самого Машкова. Может, в елках его мало занимали, что он на Голливуд с горя польстился? Пока памятью о «Вовке» служат только «Страсти по Бумбарашу» — его вторая по хронологии режиссерская работа, сделанная 14 лет назад. Все эти годы — при постоянном обновлении состава — главного героя играет Евгений Миронов. Сегодня актер номер один, член президентского Совета по культуре, худрук Театра Наций. А тогда, в начале 1990-х, в спектаклях друга Машкова друг Миронов впервые обнаружил замысловатую и пронзительную «достоевщинку» своего большого таланта.

Табаков знает — без профессиональной режиссуры театра нет. Бьет в эту точку. Ищет, приглашает, очаровывается, обманывается, но поиски не оставляет. Как самодостаточному актеру это делает ему честь. В результате естественного отбора, после усушки-утруски лидирующую позицию занял сегодня Миндаугас Карбаускис. Ученик Петра Фоменко, давно и весьма хозяйственно прибранный Табаковым. В послужном списке Карбаускиса несколько крупных удач. «Когда я умирала» по роману Уильяма Фолкнера. «Рассказ о семи повешенных» по Леониду Андрееву, где сердце у зрителя рвется на части (на семь частей). Когда несчастные висельники — несчастные дети, — заигравшиеся в смерть, вдруг возвращаются, весело скатываясь с масленичной горки, зал встречает их минутой молчания. Но сквозь острую душевную боль (оказывается, душа может болеть, словно зуб с дуплом) проступает неприятный вопрос: откуда берутся девочки-мальчики, уверенные в своем праве карать и миловать? Из какого сора зародилось в России племя, существующее под девизом «нас не надо жалеть, ведь и мы никого не жалели»? Как из чистейших сердцем получаются убийцы — пусть идейные, но убийцы? Нам необходимо об этом думать, потому что мы живем (и каждую секунду рискуем перестать) в мире идейных убийц. Далеко не таких обаятельных, как те, первые. Но повязанных с ними кровными — во всех смыслах — узами.

«Когда я умирала» и «Рассказ о семи повешенных» играются в подвале на Чаплыгина. Еще две работы Карбаускиса — «Дядя Ваня» и "ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» — продукт для большой сцены. Актерский состав здесь более «кассовый» — достаточно заметить, что профессора Серебрякова и Плюшкина играет Олег Табаков. Но выбор «классика или актуальность?» опять-таки не существует. Не «или — или», но только «и». На то она и классика, чтобы связь времен всемерно укреплять.

«Табакерка» — театр молодой. Это не зависит от возраста. Молодой по сути. По духу. Молодость в данном случае, как ни странно, — синоним мудрости. Надо думать о будущем, растить для себя новые поколения зрителей. А значит, надо обсуждать с молодыми понятные им темы продвинутым языком. Иногда погоня за новизной перехлестывает. Например, взялись модные драматурги братья Пресняковы творчески переработать роман «Воскресение», а режиссер Юрий Бутусов воплотил инсценировку в жизнь. Гламура у Льва Николаевича заметно прибавилось, только вот дискурс куда-то испарился…

Из спектаклей «Табакерки» легко составляется путеводитель по современной жизни. И только классификации она по-прежнему не поддается. Это — разный театр. Меняющийся. Живой. Впрочем, постойте. Есть один критерий. .. Бывают театры успешные и неуспешные.

«Подвал» на Чаплыгина, безусловно, успешен. Хотя здесь и этот предмет для законной гордости ухитрились вывернуть наизнанку. Из года в год сбор труппы — веселый междусобойчик — омрачается суровым предостережением худрука. Отбросив милый шутейный тон, лоцман Табаков указывает на карте главную опасность: «Инерция успеха». Театры, годами существующие в инерции НЕуспеха, криво ухмыльнутся: «С жиру они там бесятся…» Но у «Табакерки» другой отсчет. «Будьте строже к себе», — призывает худрук.

Не слишком празднично. Но очень точно.
Пресса
Король и человек: 17 августа Олегу Табакову исполнилось бы 85, Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2020
«Личный подход»: Евгений Миронов, Ольга Журавлева, Москва FM, 14.08.2020
«ТеатРалли».В столице прошел благотворительный велозабег, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2019
В МХТ прошел вечер-посвящение Александру Солженицыну, Анна Анфиногентова, Российская газета, 12.12.2018
В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018
Жизнь и игра Евгения Миронова, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 3.12.2016
И народные артисты, и артисты «из народа», Виктор Борзенко, Театрал, 13.06.2016
Олег Табаков отпраздновал 80-летие на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Мир 24», 22.08.2015
Олег Табаков отмечает юбилей, телеканал «Культура», 17.08.2015
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 4.09.2014
Два открытия и третье желание Олега Павловича, Анна Балуева, Комсомольская правда, 3.09.2014
Евгений Миронов в программе «Познер», Владимир Познер, Первый канал, 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Сегодня юбилей отмечают в «Табакерке», видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2012
Каскад мистерий, Константин Рылёв, Взгляд (vz.ru), 20.10.2007
Актуальное искусство мистерии, Майя Мамаладзе, Livejournal, 19.10.2007
Пыль в глаза, Марина Гайкович, Независимая газета, 18.10.2007
Ударники музыкального воспроизводства, Екатерина Бирюкова, Коммерсант, 16.10.2007
«Это круто — это глупо», Майя Крылова, Ольга Егошина, Новые известия, 16.10.2007
Черная мистерия, Алена Карась, Российская газета, 16.10.2007
«Мистерион» от Курентзиса и Серебренникова, Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 15.10.2007
Ярославские студенты вернулись с «Территории», Телекомпания НТМ (Ярославль), 15.10.2007
Мировая премьера спектакля «Мистерион», Ксения Ларина, Эхо Москвы, 13.10.2007
Общее дело, Павел Сигалов, Коммерсантъ-Weekend, 12.10.2007
Битва светлых и темных сил, Юрий Тимофеев, Новые известия, 11.10.2007
Культурно-подрывная деятельность, Алла Шендерова, Коммерсант, 5.10.2007
Культурный теракт, Евгения Шмелева, Новые известия, 4.10.2007
На «Территории» не будет границ, Вести — Москва, 4.10.2007
Введут в курс тела, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 4.10.2007
Под лозунгом «Искусство сейчас», Дарья Ли, Телеканал «Культура»: Новости, 3.10.2007
Как убить плохого актера, Любовь Лебедина, Труд, 3.10.2007
Территория конца времен, Алена Карась, Российская газета, 3.10.2007
«Территория»: «Искусство сейчас», Радио «Культура», 3.10.2007
Новый взгляд на театр, Телеканал «Звезда», 3.10.2007
Евгений Миронов и Кирилл Серебренников открывают фестиваль «Территория», Светлана Полякова, Агентство национальных новостей, 3.10.2007
Территория прекрасного, Юлия Черникова, Утро.ру, 3.10.2007
Евгений Миронов зовет на «Территорию», Ирина Шведова, Московская правда, 2.10.2007
В Москве убьют плохого артиста, Наталья Киселева, Дни.Ру, 2.10.2007
Из «Спичек» возгорелся Чехов, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.09.2007
Театральная Мекка меняет адрес, Саша Маслова, Гудок, 1.06.2007
Быть лишь красивой — некрасиво, Любовь Лебедина, Труд, 11.04.2007
Есть такая роль: подруга, Михаил Садчиков, Труд, 15.03.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Типа Фигаро, Алексей Москвичев, Русский курьер, 5.02.2007
Все еще смешно, Алиса Никольская, Взгляд, 2.02.2007
Тяжкое ярмо мейнстрима, Марина Квасницкая, Россiя, 1.02.2007
Фигаро здесь и там, Алексей Филиппов, Московские новости, 26.01.2007
«Фигаро» кусочками и комом, Екатерина Васенина, Гудок, 23.01.2007
Фигаро — не вы, Мария Ганиянц, Профиль, 22.01.2007
Оливье завалит рукколу?, Анна Гордеева, Время новостей, 16.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Кирилл Серебренников. Успех, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 15.01.2007
Постой, застой!, Марина Давыдова, Известия, 12.01.2007
Один, совсем один!, Наталия Каминская, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
Работает, как ест, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2007
Бомарше под майонезом, Ольга Егошина, Новые известия, 10.01.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Полукислый Бомарше, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.01.2007
А фиг вам Фигаро!, Рита Болотская, Собеседник, 9.01.2007
Вездесущий Фигаро, Маргарита Удовиченко, Финанс, 8.01.2007
Канистра для Фигаро, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.12.2006
«Фигаро» здесь нет, Любовь Лебедина, Труд, 29.12.2006
Перечти «Женитьбу Фигаро», Григорий Заславский, Независимая газета, 29.12.2006
Драма уставшего цирюльника, Алена Карась, Российская газета, 29.12.2006
Фигаро ни здесь, Фигаро ни там, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.12.2006
Сервильный цирюльник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 28.12.2006
Коктейль «Фигаро», Елена Ямпольская, Известия, 28.12.2006
Бомарше упал-отжался, Дина Годер, Газета.ру, 27.12.2006
Миронов здесь, Миронов там…, Алена Карась, Радио «Маяк», 27.12.2006
«Фигаро» нашего времени, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2006
События одного дня, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.12.2006
Откупори абсентного бутылку, Роман Должанский, Коммерсант, 15.12.2006
Страсти по театру наций, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.12.2006
МИРОНОВ здесь, МИРОНОВ там., Ольга Фукс, Культпоход, 12.2006
Строгая пора Евгения Миронова, Авангард Леонтьев, Литературная газета, 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, 29.11.2006
Евгений Миронов: Вижу над собой не потолок, а звезды, Мария Безрук, Татьяна Болотовская, Любовь Владимирова, Леонид Павлючик, Михаил Садчиков, Труд, 29.11.2006
Два юбилея Миронова, Арина Богдан, Радио «Культура», 29.11.2006
Миронов как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 29.11.2006
МИРОНОВ ЗДЕСЬ, МИРОНОВ ТАМ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Миронов здесь, Миронов там, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.11.2006
Евгений МИРОНОВ: Дурачка могу сыграть только я!, Петр Шепотинник, Комсомольская правда, 23.11.2006
Серебренников век, Алена Карась, Российская газета, 19.10.2006
Турандот показала козу, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.06.2006
КОЗА В ФАТЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.06.2006
Принцесса быстрого реагирования, Роман Должанский, Коммерсант, 27.06.2006
Очаровательная спонтанность, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2006
Неправильная красавица, Александра Машукова, Искусство кино, № 6 за 2006 год, 06.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
НЕМАЯ РОЛЬ ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА, Ирина Данилова, СЕМЬ ДНЕЙ, 27.04.2006
Бойцовые рыбки, МК-Бульвар, 3.04.2006
Машков разделся. Миронов тоже, Наталья Ртищева, РОДНАЯ ГАЗЕТА, 31.03.2006
ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: «Хотел сыграть гада», Роман Широков, ВАШ ДОСУГ, 30.03.2006
Угрюм-лекарство от тоски, Светлана Хохрякова, Культура, 30.03.2006
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
?И ПЛЮСЫ, Павел Руднев, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
МИНУСЫ?, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
Евгений Миронов, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 1.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 10.2005
Театр не одного актера, Елена Михайлина, Московский комсомолец, 17.09.2005
Миронов скупает в Минске оружие, Олег Улевич, Комсомольская правда, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Я делаю Гамлета, а Гамлет делает меня, Мария Безрук, Труд, 14.04.2005
Е. Миронов в поисках потрясений, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 6.04.2005
Гамбит Ольги Красько, Аглая Смирнова, Ваш досуг, 27.12.2004
Дамы и король, Андрей Возников, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Евгений Миронов: «Я борюсь до конца», Елена Груева, Ваш досуг, 15.10.2004
Актер года, Дмитрий Савельев, GQ, 10.2004
Табаков открыл сезон в подвале, Мария Львова, Вечерний клуб, 10.09.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Сад кромешный, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.07.2003
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
Эти манящие огни рампы, Сергей Веселовский, Альянс, 10.1998
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993