Имена | Тяжелое дыханиеАлиса Никольская, Культура, 27.05.2010 Режиссер Антон Яковлев ставит в МХТ имени А. П. Чехова уже второй спектакль на классическом материале. В минувшем сезоне он выпустил «Крейцерову сонату» Льва Толстого, теперь же - чеховскую «Дуэль». Оба спектакля схожи как серьезным, уважительным отношением к первоисточнику и грамотной инсценировкой с сохранением основных лиц и событий, так и качественными актерскими работами, на которых держится все действие. Ансамбль в «Дуэли» получился слаженный, все психологические нюансы сюжета умело подчеркнуты режиссером. Удачная атмосфера: лениво-жаркая и при этом нервозная, романтичная и пугающая пустотой. А основной темой становится одиночество. Как единственный путь человека, его беда и его спасение. Яковлева в меньшей степени интересуют социальные мотивы повести, он ставит во главу угла душевные переживания героев, основывая на этом логику спектакля. Художник Николай Слободяник выстроил на сцене конструкцию, напоминающую причал: деревянный помост, перевернутая лодка, по периметру гирляндой висят канаты, сбоку притулился столик, как на террасе летнего кафе. И за будничным чаепитием будут, как и полагается у автора, «разбиваться судьбы», а за обедом поведутся философские разговоры о смысле жизни. Все спокойно, как бы между делом, но при этом остро и больно. А образ причала дает чувство временности жизни, ее конечности. В самом начале спектакля Лаевский, ухватившись за канаты, повиснет на них, словно тряпичная кукла, а потом будет яростно, отчаянно раскачиваться, будто хочет сорваться в бездну. Этот эпизод точно передает сумбур, творящийся в душе у героя, его неуравновешенность и тоску. Лаевский измучен, ему так хочется взлететь, почувствовать себя свободным. Живым. Счастливым. Но это невозможно, и он прекрасно это осознает ведь дело даже не в неудачно закончившейся любви к Надежде Федоровне, причина в нем самом. Основное противостояние Лаевского и фон Корена передается деликатно, на полутонах. Они просто слишком разные люди, чтобы спокойно уживаться в одном пространстве. Когда-то непохожесть заинтересовала и сдружила их. Но всем известно, как недалеко от любви до ненависти. За глаза обличая друг друга, они делают упор на общественной значимости противника. За словами остается главное. Личное. Лаевского играет Александр Усов, фон Корена приглашенный из Театра Табакова Евгений Миллер. Оба превосходно вписываются в нужный типаж. Особенно Усов, на чьем счету наибольшее количество удачных моментов в спектакле. Чего стоит одна только сцена ночи перед дуэлью, когда Лаевский Усов затихает и обреченно смотрит в зал, и столько тоски и безысходности в его взгляде. И тут же - шквал нежности, любви к внезапно появившейся Надежде Федоровне, и так красиво они смотрятся вместе. Лаевский получился у Усова персонажем трагическим, он мучается от своей непохожести на других, от порывов к лучшей жизни, от стремлений, которым не суждено сбыться. Миллер же в роли фон Корена напоминает другого своего персонажа Базарова из «Отцов и детей». Такой же насмешливый, высокомерный, непробиваемый. Кажется, ему чужды любые человеческие проявления. Вроде бы он умен, целеустремлен, адекватен. Но возникает ощущение, что втайне он завидует Лаевскому, у которого вся душа нараспашку. Правда, в целом образ фон Корена получился хоть и внятным, но несколько однообразным. Мощный Дмитрий Назаров, сыгравший всепрощающего доктора Самойленко, несмотря на свой неукротимый темперамент, отлично вписывается в общую акварельность. Его Самойленко мирный, земной и добрый, он мыслит простыми категориями и очень хочет, чтобы всем было хорошо. И затянувшаяся ссора Лаевского и фон Корена расстраивает его, будто собственная беда. Мужская компания в спектакле вообще очень хороша. Удачно сделаны не только главные образы, но и второстепенные. Ни одного лишнего, проходного персонажа. Дьякон Победов (Валерий Трошин) словно бы сознательно остается в тени, а меж тем его присутствие важно. Он вроде бы и полностью на стороне фон Корена, интересуется, даже восхищается им. Однако есть у него и своя правда, и свое понимание конфликта. Неспроста именно дьякон срывает дуэль, причем совершенно сознательно, не от испуга даже, а от потребности решить эту ситуацию иначе. Что, как известно, и происходит в результате. Хотя финал счастливым не назовешь. Очень страшным выглядит Кирилин у Алексея Агапова. Прямая спина, резкие движения, мечущий молнии взгляд из-под фуражки. Натянут, как струна, вот-вот жди взрыва. С таким лучше не спорить. И женщине, попавшей в его силки, нет смысла надеяться на спасение. У таких людей весьма специфические понятия о совести: хорошо то, что удобно и правильно исключительно для них. А другой поклонник Надежды Федоровны, юный Ачмианов (Олег Савцов), кажется на первый взгляд милым и беспечным, однако привязанность к даме сердца и у него становится опасной. Надежда Федоровна получилась у одной из самых красивых актрис МХТ Елены Пановой одновременно романтичной и роковой. Нервная, воздушная, в изящных оборочках, она, кажется, вот-вот растает в воздухе, как видение. В ней нет порочной соблазнительности. Но ее хрупкость и болезненность притягивают, как магнит. Причем не только почитателей, но и недоброжелателей: незащищенность так очевидна, что провоцирует нападение. Неспроста так резка с ней праведная Марья Константиновна (Ольга Васильева), так жестки мужчины. Она совсем одна на всем свете, и выстоять хотя бы для того, чтобы просто жить, получается с трудом. Они с Лаевским очень похожи, оттого он напуган ею - слишком явственно иллюстрирует она его собственные слабости и душевные особенности. Финал оставляет их общую судьбу открытой, позволяя одинаково прогнозировать и тихое счастье, и медленное умирание. Пресса «Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012 Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010 В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010 Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010 В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010 МХТ собирает зрителей на «Дуэль», видеосюжет телеканала «Культура», 27.04.2010 Бой с тенью, Афиша, 9.03.2005 Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003 Вернемся к нашим тараканам, Ирина Леонидова, Культура, 23.01.2003 «Бег» на месте общепримиряющий, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2003 О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002 |