Имена | «Дядя Ваня» против «Чайки»Марина Райкина, МК, 20.05.2004 Фестиваль «Черешневый лес», финансировавший три чеховские постановки совместно со столичными театрами, после «Чайки» Кончаловского показал во МХАТе им. Чехова «Дядю Ваню» (проект «Табакерки»). Обнаружилось, что счет 10:1 в пользу последнего. И что такого отвратительного Табакова (точнее, его героя) отечественные подмостки не видели очень давно.Эффектный огромный деревянный дом, которому уже хочется аплодировать, занял всю сцену (художники Олег Шейнцис и Алексей Кондратьев). Восемь высоких окон по фасаду, их то открывают, то закрывают, обнаруживая невероятно мучительную тоску и скуку. Я живу как в склепе, плачущим голосом говорит профессор Серебряков (Олег Табаков) и сквозь окно, на котором пузырьки с лекарствами, смотрит в зал, где на лучших местах вплоть до амфитеатра VIP-персоны от московского бизнеса, театральной богемы Способны ли они понять то, о чем писал Чехов в позапрошлом веке? О том, как провинциальная мелкомасштабная жизнь заедает и убивает человека благородного или просто с доброй душой и светлыми помыслами. Неблагополучно в этом доме, повторяет несколько раз молодая жена профессора Елена (Марина Зудина). Неблагополучие за струганными досками и высокими окнами вот, пожалуй, что главное вынес на сцену молодой режиссер Миндаугас Карбаускис. То, что нельзя потрогать руками, но что делает жизнь невыносимой, он попытался соткать прежде всего из музыки. И только звуки, похожие на унылую капель (Гиедрюс Пускунигис), от пьяно переходят в форте. Но что так звучит поэтично, на самом деле затормаживает темп игры, который был явно посажен вначале. Но несет назревающий взрыв в благородном семействе. Поначалу даже кажется, что режиссер не вмешивается в действие, не оживляет его современными приемами. Кажется, что он желает сохранить чистоту классической постановки в духе старого доброго театра. И вдруг легкий живописный намек: в окне две грации тонкая, в кружевных платьях Елена Андреевна и плотная, с большой грудью и двумя длинными косами Соня (Ирина Пегова), безвкусно и невзрачно одетая. А чуть раньше еще один живописный прием, на этот раз дуэт доктор Астров (Дмитрий Назаров) и Соня. Причем на фразе, ставшей слоганом: «В человеке все должно быть прекрасно», доктор закрывает створки, а развитие тезиса насчет прекрасного уже идет беззвучно за стеклом. Бикфордов шнур по воле литовца тлеет медленно, но взрыв производит страшный и комичный одновременно. Тихий и сдержанный до того дядя Ваня (Борис Плотников) в приступе бешенства пытается из двустволки пристрелить Серебрякова. Перепуганный насмерть профессор носится по сцене, как трусливый мальчишка, осознавший, что будут бить за дело. Причем этот забег довольно крупного Табакова та уникальная пластическая краска, которая выдает характер лучше всяких слов. Тут следует сказать, что такого отвратительного Табакова, точнее его героя, отечественные подмостки давно не видели. Просвещенного циника, а проще сказать подлеца, он сыграл очень тонко, обаятельно и даже трогательно. С одной стороны пузыречки с лекарствами, подагра и любовь к искусству, с другой бездушие, эгоизм Безусловно, это лучшая работа артиста за последние годы. «Дядю Ваню» играют силами сборной аж трех театров МХАТа, собственно «Табакерки» и «Мастерской Петра Фоменко». Блестящая Соня в исполнении Ирины Пеговой чистота с детской наивностью и прямодушием. Трогательный в своей беспомощности и запойности Вафля (Сергей Беляев). Самая молчаливая роль у Ольги Барнет (Войницкая), но именно ее сцены заканчиваются аплодисментами. Дмитрий Назаров в роли доктора Астрова любопытен, но больше производит впечатление мастера, который пытается усмирить свою роскошную характерную стихийность ради героического начала. Марина Зудина в этом сезоне, кажется, вполне успешно переходит на амплуа героинь. И, наконец, нянька Марина Наталья Журавлева камертон сценической правды всей компании. И все-таки благодаря Борису Плотникову понятно, почему чеховская пьеса называется «Дядя Ваня», хотя он у автора все больше в тени. Тонкий рисунок мощной роли. Финальная сцена апогей живописных изысканий Карбаускиса. Окно. Притворена одна створка. Соня, положив голову на руки, говорит дяде Ване, который не виден, про небо в алмазах, про песни ангелов, лучшую жизнь и про то, что «мы отдохнем». Грандиозный художник Дамир Исмагилов так выставил свет, что сцена эта тонет в золоте, как на полотнах фламандцев. Финал решает Пегова ее странный голос, манера говорить и музыка. Впервые за весь спектакль капельная унылость перерастает в свет, который растет и набирает. Пресса Восхождение Бориса Плотникова, Станислав Минаков, Столетие, 9.12.2020 Прощание с Борисом Плотниковым: актера проводили Машков, Воеводин, Женовач. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 6.12.2020 В Москве прошло прощание с актером Борисом Плотниковым, ТАСС, 5.12.2020 Бориса Плотникова проводили в последний путь, Медиацентр МХТ, 5.12.2020 Врачебная тайна: умер Борис Плотников, Владислав Крылов, Сергей Сычев, Наталья Васильева, Зоя Игумнова, Известия, 2.12.2020 Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким Бориса Плотникова, официальный сайт Президента РФ, 2.12.2020 Аристократ духа, Валерий Кичин, Российская газета, 2.12.2020 От «Восхождения» к смерти: умер Борис Плотников, Московский комсомолец, 2.12.2020 Сергей Собянин выразил соболезнования родным и близким Бориса Плотникова, официальный сайт Мэра Москвы, 2.12.2020 Ушёл из жизни актёр Борис Плотников, Театрал, 2.12.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил народного артиста России Бориса Плотникова с юбилеем, официальный сайт Мэра Москвы, 2.04.2019 От Сотникова до доктора Борменталя. 15 фактов из жизни самого закрытого актера, Игорь Гуковский, ИА «Минск-Новости», 2.04.2019 Школа Плотникова, Алексей Филиппов, Российская газета, 2.04.2019 Не только Борменталь. Борис Плотников, которого сочли «профнепригодным», Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 2.04.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Борис Плотников в программе «Эпизоды» (2002 г.), телеканал «Культура», 18.01.2016 Народный артист Борис Плотников отмечает 65-летие, Новые известия, 2.04.2014 Борису Плотникову исполняется 65 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2014 Борис Плотников: «Принципиально не снимаюсь в кино», Виктория Олиферчук, Вечерний Челябинск, 13.09.2013 Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006 Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004 Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004 Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004 Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004 Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004 Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004 Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004 Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004 Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004 «Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004 Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004 Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004 МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004 Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004 Я комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001 По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Актриса для Набокова, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.1997 |