Имена | Судьба, судьбы, судьбе..Говорить о том, почему это вдруг Владимир Набоков резво потеснил прочих уважаемых авторов и вновь объявился на московских авансценах, не стану. Так в этом сезоне расположились звезды, других тайн нет. А вот о том, как этот спектакль в Москве появился, расскажу. Антон Кузнецов, молодой человек из Саратова, учился режиссуре в Петербурге, на курсе Льва Додина, играл в знаменитом на весь мир «Гаудеамусе», а во время первых заграничных гастролей взял да и женился на французской актрисе и живет теперь в Париже, где, говорят, так легко затеряться и пропасть русскому человеку. Кузнецов, однако, не затерялся и не пропал. Режиссер Луис Паскуаль пригласил его в ассистенты во время работы над горьковскими «Дачниками» и даже дал крошечную роль. Кузнецов въезжал на сцену на велосипеде, падал и уходил. А потом получил самостоятельную постановку на малой сцене парижского «Одеона». Это и была «Камера обскура», каковую умудрился увидеть Олег Табаков. Стоит ли объяснять, что было дальше?Романы Набокова вызывающе не сценичны. Критики считают, что это вообще «литература для литературы», там все дело в слове, в вязкой, хитроумной стилистической игре, а вовсе не в поступках, как это принято на театре. Смельчаков, взявшихся за Набокова, спасает атмосфера. То самое таинственное марево, что парит над его изысканно-графическими строчками. Если, конечно, они сумеют это марево на сцене воплотить. Антон Кузнецов, как бы нахально ни прозвучало это утверждение, сумел вполне. Он поставил спектакль сухой и аскетичный, внутри которого живут страсть и ужас. «Камера обскура» европейский эскиз американской «Лолиты», запретная, сокрушительная любовь стареющего интеллектуала к развратной нимфетке 16 лет. Маленький зальчик берлинской синематеки, где знаток живописи Бруно Кречмар встретил свою головокружительную любовь, соединил начало и конец этой истории, нежное эротическое безрассудство и непременную гибель. На сцене всего лишь несколько стульев и киноэкран, где время от времени показывают слайды, а потом и черно-белый немой фильм, снятый специально для спектакля. Ничего лишнего скупой авторский комментарий, в котором реальные события тех лет (конец 20-х начало 30-х годов) перемешаны с жизнью героев и с жизнью их сочинителя. Истово и страстно сыгранные роли. Борис Плотников (Кречмар), актер Театра Армии, надеюсь, известен вам хорошо, а вот Камий Кайоль (Магда) стоит представить. Как это ни смешно, она француженка. Училась на курсе у Олега Табакова актерскому мастерству, работала в его театре, играла небольшие роли (без особого, впрочем, успеха), жила в общежитии, и вряд ли кто-то понимал, зачем ей все это было нужно. Видимо, она и сама стала размышлять над этим философическим вопросом, а потому однажды взяла да и уехала. Дальше все было совершенно неправдоподобно, как в сказке: объявилась в Канаде, где в спектакле еще одного ученика Табакова, Александра Марина (о нем мы, ничего такого не имея в виду, рассказывали в ноябрьском номере «Домового»), ее и увидел Кузнецов, который никак не мог найти актрису на роль героини в московской версии своего спектакля. Ему нужно было совершенно дикое, невозможное сочетание юной свежести, пряного эротизма, холодного Пресса Восхождение Бориса Плотникова, Станислав Минаков, Столетие, 9.12.2020 Прощание с Борисом Плотниковым: актера проводили Машков, Воеводин, Женовач. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 6.12.2020 В Москве прошло прощание с актером Борисом Плотниковым, ТАСС, 5.12.2020 Бориса Плотникова проводили в последний путь, Медиацентр МХТ, 5.12.2020 Врачебная тайна: умер Борис Плотников, Владислав Крылов, Сергей Сычев, Наталья Васильева, Зоя Игумнова, Известия, 2.12.2020 Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким Бориса Плотникова, официальный сайт Президента РФ, 2.12.2020 Аристократ духа, Валерий Кичин, Российская газета, 2.12.2020 От «Восхождения» к смерти: умер Борис Плотников, Московский комсомолец, 2.12.2020 Сергей Собянин выразил соболезнования родным и близким Бориса Плотникова, официальный сайт Мэра Москвы, 2.12.2020 Ушёл из жизни актёр Борис Плотников, Театрал, 2.12.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил народного артиста России Бориса Плотникова с юбилеем, официальный сайт Мэра Москвы, 2.04.2019 От Сотникова до доктора Борменталя. 15 фактов из жизни самого закрытого актера, Игорь Гуковский, ИА «Минск-Новости», 2.04.2019 Школа Плотникова, Алексей Филиппов, Российская газета, 2.04.2019 Не только Борменталь. Борис Плотников, которого сочли «профнепригодным», Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 2.04.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Борис Плотников в программе «Эпизоды» (2002 г.), телеканал «Культура», 18.01.2016 Народный артист Борис Плотников отмечает 65-летие, Новые известия, 2.04.2014 Борису Плотникову исполняется 65 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2014 Борис Плотников: «Принципиально не снимаюсь в кино», Виктория Олиферчук, Вечерний Челябинск, 13.09.2013 Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006 Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004 Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004 Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004 Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004 Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004 Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004 Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004 Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004 Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004 «Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004 Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004 Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004 МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004 Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004 Я комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001 По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001 Судьба, судьбы, судьбе.., 01.1998 Актриса для Набокова, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.1997 |