Имена | В творческом отпуске. К 75-летию режиссера Николая ШейкоГригорий Заславский, 22.05.2013 Один великий русский пианист, когда его называли первым, неизменно поправлял: я - не первый, я - второй. А на естественное недоумение отвечал с тою же неизменностью: дело в том, что первых много, а второй я один. Николай Шейко вряд ли обидится, если и его причислят к этому ряду неповторимых вторых. Бахрушинский музей часто обращается к нему как к знатоку таких «вторых». Сегодня-то и про первых мало кто скажет, а то и не вспомнит, а Шейко готов рассказывать и об Ильинском, Акимове, Мейерхольде, но также о Санине и других, которых стареющая прима Аркадина у Чехова причисляет к допотопным. Шейко всех помнит, допотопных в том числе. Сегодня в Москве идет один его спектакль «Последнее письмо» в «Эрмитаже», со своей женой, актрисой Александрой Ислентьевой он поставил пронзительный, но не слезливый, не сопливый спектакль по одной из самых тяжелых и трагических, безысходных глав романа Гроссмана «Жизнь и судьба». Но всякий, кто к театру неравнодушен и помнит премьеры последних лет 15-ти, хотя бы 15-ти, помнит его «Маскарад» и «Сон в летнюю ночь» во МХАТе, там же - «Венецианского антиквара» с Вячеславом Невинным и Виктором Гвоздицким, составивших неповторимый в своей театральности дуэт, последний его спектакль во МХАТе «Учитель словесности» по «Мелкому бесу», где главным был, конечно, Гвоздицкий, а первый в начале 90-х «Блаженный остров» Миколы Кулиша, где солировал как раз наоборот Невинный. Известны писатели авторы одного романа, сделавших их знаменитыми, или драматурги, прославившиеся и вошедшие в историю одной-единственной пьесой. Николай Михайлович Шейко счастливее всего был, когда проводником его мыслей и чувств становился великий актер Виктор Гвоздицкий. Это было больше, чем простое творческое сотрудничество и вряд ли причиной тому было какое-то совершенное единомыслие. Когда Гвоздицкого не стало, Шейко как будто потерял вкус к режиссерскому делу, а к театру сохранил интерес в той части, которая касалась, если угодно, увековечивания памяти этого главного его актера. Шейко окончил Харьковский театральный институт, начинал в легендарном Киевском театре имени Ивана Франко, работал много где очередным в Рижском ТЮЗе и в Александринском, главным режиссером в Русском театре Таллина и в Молодежном Минском. В Таллине его радостно встретили, но когда за первой успешной премьерой последовала вторая, третья, когда он, интеллигент и, не побоюсь этого слова, аристократ, заставил выпускать афиши на двух языках, а не только на русском, как было заведено до него, а на его премьеры приезжали Арбузов и Володин, интерес к нему резко стал падать. Успешный русский театр в Эстонии уже не был нужен, а сам русский режиссер интереснее всего был в роли этакой русской экзотики, а Шейко это видно и сегодня обеими ногами стоит в русском Серебряном веке. Кто видел почерк Алексея Ремизова, тут же признает по почерку в Шейко человека той счастливой и игривой эпохи Арлекинов, Пьеро, Коломбин. .. Ему вспоминать сподручней, чем иметь, как написала однажды Ахмадулина. Последние строки в этом стихотворении: «блеск бытия изжить, спалить дотла и выгадать его бессмертный отблеск». Пресса Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Николай Шейко: Режиссер — это всегда охотник, а актер — жертва, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 4.06.2018 В чеховском МХТ своих не забывают, Любовь Лебедина, Трибуна, 29.05.2018 МХТ отметил юбилей несгибаемого Николая Михайловича Шейко, Наталия Гопаненко, Э Вести, 26.05.2018 МХТ имени Чехова поздравит Николая Шейко с 80-летием, ТАСС, 24.05.2018 В МХТ имени Чехова отметят 80-летие Николая Шейко, телеканал «Культура», 24.05.2018 Защитник Атлантиды, Александра Машукова, Экран и сцена, 23.05.2018 Шейко отважный, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 23.05.2018 Видеозапись спектакля «Учитель словесности» (2003 г.), культура.рф, 21.10.2015 Сбор труппы в МХТ им. А. П. Чехова. Фоторепортаж Сергея Куксина, Российская газета, 2.09.2015 Человек на букву «К». Виктор Гвоздицкий о Николае Шейко, Петербургский театральный журнал, 24.05.2015 В творческом отпуске. К 75-летию режиссера Николая Шейко, Григорий Заславский, 22.05.2013 Николай Шейко стал заведующим, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008 Режиссер на пенсии, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2008 Столетие со дня рождения Василия Гроссмана отмечают в театре «Эрмитаж», Агентство национальных новостей, 12.12.2005 Смотреть в глаза невыносимо, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.05.2005 Звук лопнувшей струны, Алена Данилова, газета Культура, 26.05.2005 На выдохе, Итоги, 17.05.2005 Посвященный 60-летию Победы спектакль «Последние письма» в театре Эрмитаж отмечен престижной премией, ИТАР-ТАСС, 14.05.2005 А может, «заигрались»?, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2005 В театре «Эрмитаж» ставят спектакль по роману Василия Гроссмана, Канал Культура, 3.05.2005 Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003 Неча на зеркало плевать
, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003 Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003 |