Имена

А может, «заигрались»?

Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2005
Хотя учредителями этого смотра выступили Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации, Министерство обороны, правительство Москвы, министерство культуры Республики Беларусь и Благотворительный фонд содействия театру и телевидению имени Иннокентия Смоктуновского, широкого отклика в прессе он не получил, общественность о нем почти не знала.

Произошло это по одной простой причине: большинство театров не выпустило новых спектаклей к знаменательной дате, поэтому пришлось «собирать с миру по нитке». И если бы в фестивале не приняли участие коллективы из Белоруссии, он мог бы вообще не состояться. Вдумайтесь: среди 200 московских репертуарных театров лишь единицы всерьез обратились к этой теме. И дело тут не в «датских» спектаклях, от которых театры (и зрители) в советский период устали, а, пусть это и громко звучит, в гражданственности позиции художников, их способности сегодняшними глазами глянуть на живую историю. В связи с этим я грешным делом подумала в простоте: может быть, тогда нашим театрам не надо называться государственными и уж тем более требовать себе дотацию?

На фестивале, посвященном Дню Победы, только три провинциальных коллектива показали свои спектакли: из Смоленска («Не покидай меня» Алексея Дударева), Тулы («Вероника» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые») и Мурманска («Весенний день, тридцатое апреля» А. Зака и И. Кузнецова). Что же касается московских театров, то тут приходилось брать что есть: «Годы странствий» Алексея Арбузова во МХАТе имени Горького, «Последнее письмо» — литературную композицию Николая Шейко по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» в «Эрмитаже», спектакль Марка Розовского «Всегда ты будешь» на стихи Пастернака, Ахматовой, Багрицкого, Межирова.

Конечно, мастера театра приведут массу доводов, почему они не ставят спектакли о Великой Отечественной, и первый — новой драматургии нет. Но это неправда, тот же Алексей Дударев, прогремевший когда-то «Рядовыми», продолжает писать о войне. Две его последние пьесы «Ты помнишь, Алеша» и «Не покидай меня» в интерпретации Театра Белорусской армии и Смоленского театра подтверждают — тема народного подвига на войне неисчерпаема. В конце концов не стоит забывать и о военной прозе, а она-то у нас великая. Думаю, не случайно два спектакля по произведениям Василя Быкова — «Круглянский мост» в исполнении артистов Брестского театра и «Альпийская баллада» в постановке национального театра имени Янки Купалы — были признаны лучшими на фестивале. А Гран-при получил спектакль Минского русского драматического театра имени Горького «Случайный вальс» (режиссер Борис Луценко) по произведениям писателей-фронтовиков.

Накануне 9 Мая я не поленилась и просмотрела репертуарную московскую афишу, чтобы понять, какими спектаклями столичные коллективы отмечают День Победы. Каково же было мое изумление, когда я увидела, что МХТ имени Чехова, «Ленком», Театр имени Моссовета вообще не работают, а те коллективы, что постеснялись отдыхать, решили попотчевать зрителей комедиями: мол, не надо плакать, коль все прошло и «травой поросло». К счастью, в Москве нашлись отдельные режиссеры, для которых история страны — не пустой звук. Так, Петр Фоменко в День Победы показывал со своими артистами пусть и не новый, но по-прежнему берущий за душу спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня», в котором простая крестьянка после гибели мужа берет в дом военнопленного немца. В Театре на Покровке показали удивительно трогательный, трагический спектакль «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова в трактовке Сергея Арцибашева, а в Новом драматическом театре — «Пел соловей, сирень цвела» в постановке Вячеслава Долгачева.

Я могу понять худрука «Современника» Галину Волчек, которая решила показать в этот день «Вишневый сад» Чехова, а не «Голую пионерку» в постановке крутого авангардиста Кирилла Серебренникова. Никто не спорит, Чулпан Хаматова — замечательная актриса, но когда ее героиня, движимая чувством долга перед защитниками Отечества, считает своим «долгом» «обслуживать» всех подряд командиров и солдат, тут невольно подумаешь: что это — момент многомерной «правды жизни» или все же и некий цинизм молодого режиссера по отношению к тем, кто защитил его страну? Если, конечно, свобода творчества не предполагает свободу от морали, если театр остается «духовной кафедрой». И если сегодня, в дни 60-летия Великой Победы, многие театры не взялись за спектакли о войне — их воля, но мне все-таки подумалось: а не заигрываются ли они порой, как бы забывая, по какой земле ходят и вообще — ради чего существует русский театр…
Пресса
Николай Шейко: Режиссер — это всегда охотник, а актер — жертва, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 4.06.2018
В чеховском МХТ своих не забывают, Любовь Лебедина, Трибуна, 29.05.2018
Защитник Атлантиды, Александра Машукова, Экран и сцена, 23.05.2018
Шейко отважный, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 23.05.2018
Человек на букву «К». Виктор Гвоздицкий о Николае Шейко, Петербургский театральный журнал, 24.05.2015
Николай Шейко стал заведующим, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Режиссер на пенсии, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2008
Смотреть в глаза невыносимо, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.05.2005
Звук лопнувшей струны, Алена Данилова, газета Культура, 26.05.2005
На выдохе, Итоги, 17.05.2005
А может, «заигрались»?, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2005
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003