Народная артистка РСФСР

Анастасия Александровна Вертинская

Имена

Актриса. Народная артистка РСФСР (1988).
Дочь А. Н. Вертинского.

Окончила Училище им. Щукина в 1967 г., уже прославившись в кино, где снималась с 15 лет. Среди самых известных ее ролей на экране: Ассоль (“Алые паруса”), Гуттиэре (“Человек-амфибия”), а в дальнейшем — Офелия (“Гамлет”), Китти (“Анна
Каренина”), маленькая княгиня (“Война и мир”), Мона в телефильме “Безымянная звезда”. Героини Вертинской на экране — женщины не отсюда, прекрасные чужестранки, явившиеся в чуждый им мир. 

В МХАТ пришла в 1980 г. после “Современника”, где работала с 1969 г. Советский репертуар, облюбованный здесь, давал мало применения ее артистическим свойствам. Она брала свое в ролях классики: в Оливии в “Двенадцатой ночи”, в Раневской в “Вишневом саде”. В МХАТ еще до своего перехода сюда играла
Валентину (“Валентин и Валентина”, 1971).

В 1980 г. О. Н. Ефремов поставил новую версию “Чайки” с нею в роли Заречной (впервые Вертинская играла Нину в спектакле
“Современника”, 1970, акцентируя в роли своего рода хищность, — в мхатовской версии роли она нашла поэзию “девушки с другого берега”).

Ее артистизм, чувство стиля и аристократическая грация раскрылись в ролях Эльмиры (“Тартюф”, 1981), Лизы Протасовой (“Живой труп”, 1982), Елены Андреевны (“Дядя Ваня”, 1985). Она играла также Наташу (дуэт с Ефремовым) в “Наедине со всеми” (1982) и Маргариту в “Бале при свечах” по Булгакову (1984).

Среди ее экспериментальных работ вне МХАТ — Просперо в “Буре” Шекспира, поставленной А. Эфросом на музыку
Перселла (“Декабрьские вечера”,1983) и пантомимическая роль в ее собственной пьесе “Мираж, или Дорога русского Пьеро” (спектакль, посвященный судьбе отца и шедший под фонограмму его песен; 1989). В этой постановке Анастасия Александровна встретилась с деятелями молодого русского авангарда (реж. М. Мокеев, реж. по пластике В. Гнеушев, худ. П. Каплевич и С. Якунин).

Свойственная ей чуткость артистического воображения, охотно возбуждающегося экстравагантными задачами, легкость и улыбчивость были залогом ее успеха в “Перламутровой Зинаиде” М. Рощина, где она играла Пат (1987).

Как режиссер и педагог вместе с другим мхатовцем, А. А. Калягиным, вела работу в театральной школе во Франции (на материале Чехова), преподавала также в Оксфорде и др.

Ушла из Художественного театра в 1988 г.

Инна Соловьёва, «Московский Художественный театр. 100 лет», 1998.