Александр Моисеевич Володин

Имена

(10.2.1919, Минск – 17.12.2001, Санкт-Петербург)

Русский драматург, прозаик. 

Настоящая фамилия Лифшиц. С детских лет сирота, воспитывался у дяди — московского врача, с 1939 служил в армии; после ранения на фронте учился на сценарном факультете ВГИКа (окончил в 1949).

Стихи писал с детства; первая книга — сборник «Рассказы» (1957), обозначивший постоянный для Володина интерес к повседневной жизни современников, характерам, языку и быту людей обычных профессий. Широкую известность принесла Володину пьеса «Фабричная девчонка» (пост. 1956), долгие годы не сходившая с советской сцены, в центре которой обаятельный, несмотря на определенную тенденциозную заданность, образ молодой ткачихи, борющейся в актуальном духе «оттепели» с рутиной, бюрократизмом и догматизмом. Сюжетная оригинальность, яркая сценичность, подкупающая узнаваемость бытийного антуража и характеров проявились и в других пьесах Володина — «Пять вечеров» (1959), «В гостях и дома» (1960), «Старшая сестра» (первонач. назв. «Моя старшая сестра», 1961), «Идеалистка» (1962), «Назначение» (1963), «Две стрелы» (1967; пост. 1980), «Кастручча» (1968), «Дульсинея Тобосская» (1969; пост. 1971), «Ящерица» (1969; пост. 1982), «Мать Иисуса» (1970).

Характерная для драматургии Володина художественная свобода — от реалистического жизнеподобия до условности притчи («Две стрелы», «Ящерица», «Мать Иисуса»), литературного парафраза («Дульсинея Тобосская») и сатирического гротеска (комедия «Назначение» — о советской бюрократии; «Кастручча» — антиутопия в духе Дж. Оруэлла и Е. Замятина), выявляя глубину и многоаспектность постижения автором современной действительности, в то же время обусловили неоднозначность восприятия его творчества театральной публикой и критикой, вызвав громкий и продолжительный успех одних произведений (в т.ч. «Пять вечеров», «Старшая сестра») и замалчивание, даже нападки на другие пьесы (в т.ч. «Назначение», «Кастручча»).

Володин является также автором сценариев популярных фильмов отечественного кино: «Пять вечеров» (по собственной пьесе), «Звонят, откройте дверь!» (1965), «Похождения зубного врача» (снят в 1965 реж. Э. Климовым, после чего долгое время не выпускался на экраны), «Дочки-матери» (реж. С. Герасимов, 1975), «Осенний марафон» (реж. Г. Данелия, 1979).

В воспоминаниях — книги «Для театра и кино», «Оптимистические записки» (обе 1967), «Записки нетрезвого человека» (1991), — обнаруживших способность драматурга к безжалостному исповедальному самораскрытию, примечательно утверждение Володина о том, что именно недоброжелательная критика способствовала его непрестанному творческому росту.

Умер 16 декабря 2001 года в Петербурге на 83-ем году жизни.


В театре «Эрмитаж» по произведениям А. Володина поставлено четыре спектакля: «Дневники королевы» (режиссер — Н. Шейко), «Нас времена три раза били» (исполнитель и автор музыки — А. Хочинский, 1988 г.), «Моя старшая сестра» (режиссер — М. Левитин, 2008 г.) и «Фокусник» (режиссер — А. Тупиков, 2013 г.)

Спектакль «Фокусник», премьера которого состоялась 7 сентября 2013 года, поставлен Андреем Тупиковым по киносценарию Александра Володина «Загадочный индус», известному по фильму Петра Тодоровского «Фокусник».



Статья об Александре Володине из энциклопедического издания «МХАТ. 100 лет»

Драматург, киносценарист. Был солдатом в Отечественной войне 1941—1945 гг. В 1949 г. окончил ВГИК. Его пьеса “Дульсинея Тобосская” — лирико-философский этюд на темы “Дон Кихота”, продолжающий фабулу романа Сервантеса, — стала первой режиссерской работой О. Н. Ефремова по его приходе в МХАТ; фигура Володина оказывалась в данном случае своего рода программой. В театре Володин дебютировал во времена так называемой “оттепели” пьесой “Фабричная девчонка” (1956). К нему потянулись едва ли не все режиссеры, с чьим творчеством связано обновление сцены после эпохи сталинизма: Б. А. Львов-Анохин в ЦТСА поставил “Фабричную девчонку”, А. В. Эфрос — “В гостях и дома” в Театре им. Ермоловой (1959), Г. А. Товстоногов — “Пять вече¬ров” и “Старшую сестру” в БДТ (1959 и 1961), О. Н. Ефремов — “Назначение” в “Современнике” (1963). Ему же достались и наиболее жестокие удары от тех, кто отстаивал нормы социалистического реализма. Вместо поэтизации силы драматург предлагал внимание к человеку — существу уязвимому, нежному, полному жизни и не имеющему брони. Этой задаче отвечала драматургическая техника его пьес — легкость переходов, характеры, намеченные двумя-тремя штрихами, воздушность композиции, в которой ничто не пригнано и сохраняется возможность изменения, импровизации. В сюжете становится важен счастливый случай, он же — фокус, он же — чудо. В более поздних пьесах Володина исчезают невымышленные места действия — комнаты в старых домах, общежития, магазины, туманные набережные Ленинграда. Возникает условная Испания (“Дульсинея Тобосская”), столь же условный древний Иерусалим (“Мать Иисуса”) или болотистые леса, где первобытные люди как бы репетируют все те проблемы, с которыми человечеству предстоит возиться до скончания века (остросюжетные притчи “Две стрелы” и “Ящерица”). При всем том Володин — один из немногих современных драматических поэтов, о ком можно сказать, что он не изменял себе и прожил органичную для себя жизнь. О ней рассказывается в его коротких “Записках несерьезного человека” (1990).

И. Соловьева