Анастасия Павловна Георгиевская
(25.10.1914, Орел — 12.9.1990, Москва)
Народная артистка СССР (1968).
Окончила ГИТИС в 1935г., в труппе МХАТ с 1936 г. Она начинала ярко и приметно: после ввода на роль девчонки Глаши в «Грозе» в том же 1938 г. сыграла монашенку Таисию в «Достигаеве и других», обратив на себя внимание редкостным сочетанием открытого темперамента и острой характерности. Немирович-Данченко создал с нею роль Наташи в «Трех сестрах» (в первичном распределении о Георгиевской речи не было — названы были Андровская и Бендина); режиссер нашел решение жесткое, краски, почти нарушавшие общий колорит: в Наташе — Георгиевской была наглая яркость жизни (зерно — «явилась и зажгла»), неистребимая, покоряющая вера в себя и в свое право теснить сестер.
Немирович-Данченко в 1942 г. прочил ей роль Улиты в «Лесе», но вплоть до 1948 г. у нее не было новых самостоятельных работ (из вводов существенны Анна в «На дне», Карпухина в «Дядюшкином сне», Христина Архиповна в «Платоне Кречете», эпизоды в «массовке» «Кремлевских курантов»). На какое-то время за ней закрепились роли, требовавшие «народных» черточек, как их понимали Вирта или Софронов (Лукерья, «Хлеб наш насущный», 1948; Домна, «Сердце не прощает», 1954).
Среди ее более поздних работ — Ксения в «Егоре Булычове» (1963), Обноскина в «Селе Степанчикове» (1970), Клава в «Сталеварах» (1972), Мотрошилова в «Заседании парткома» (1975), сиделка в «Все кончено» (1979), Манефа в «На всякого мудреца довольно простоты» (1985), Дарья в «Прощании с Матёрой» (1988).
В ряде случаев дарование артистки использовалось слишком «прикладно»; после роли в «Трех сестрах» Георгиевская доказала истинный масштаб его лишь в «Господах Головлевых» (1984): мрачная и парадоксально лиричная, исповедальная нота поставила ее Арину Петровну вровень с другим шедевром этого спектакля — с Иудушкой в исполнении Смоктуновского.
И. Соловьёва
Народная артистка СССР (1968).
Окончила ГИТИС в 1935г., в труппе МХАТ с 1936 г. Она начинала ярко и приметно: после ввода на роль девчонки Глаши в «Грозе» в том же 1938 г. сыграла монашенку Таисию в «Достигаеве и других», обратив на себя внимание редкостным сочетанием открытого темперамента и острой характерности. Немирович-Данченко создал с нею роль Наташи в «Трех сестрах» (в первичном распределении о Георгиевской речи не было — названы были Андровская и Бендина); режиссер нашел решение жесткое, краски, почти нарушавшие общий колорит: в Наташе — Георгиевской была наглая яркость жизни (зерно — «явилась и зажгла»), неистребимая, покоряющая вера в себя и в свое право теснить сестер.
Немирович-Данченко в 1942 г. прочил ей роль Улиты в «Лесе», но вплоть до 1948 г. у нее не было новых самостоятельных работ (из вводов существенны Анна в «На дне», Карпухина в «Дядюшкином сне», Христина Архиповна в «Платоне Кречете», эпизоды в «массовке» «Кремлевских курантов»). На какое-то время за ней закрепились роли, требовавшие «народных» черточек, как их понимали Вирта или Софронов (Лукерья, «Хлеб наш насущный», 1948; Домна, «Сердце не прощает», 1954).
Среди ее более поздних работ — Ксения в «Егоре Булычове» (1963), Обноскина в «Селе Степанчикове» (1970), Клава в «Сталеварах» (1972), Мотрошилова в «Заседании парткома» (1975), сиделка в «Все кончено» (1979), Манефа в «На всякого мудреца довольно простоты» (1985), Дарья в «Прощании с Матёрой» (1988).
В ряде случаев дарование артистки использовалось слишком «прикладно»; после роли в «Трех сестрах» Георгиевская доказала истинный масштаб его лишь в «Господах Головлевых» (1984): мрачная и парадоксально лиричная, исповедальная нота поставила ее Арину Петровну вровень с другим шедевром этого спектакля — с Иудушкой в исполнении Смоктуновского.
И. Соловьёва
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Господа Головлёвы (1984) | Арина Петровна | Постановка и режиссура Лев Додин , Режиссёр-ассистент Л. Дарашевич , | 17 апр 1984 |
| Всё кончено | актер | Постановка и режиссура Лилия Толмачева | 30 дек 1979 |
| Чеховские страницы | Мерчуткина | Режиссёр Евгений Радомысленский | 18 мая 1977 |
| Заседание парткома | Мотрошилова Александра Михайловна | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр-ассистент Леонид Монастырский , Режиссёр-стажёр Виталий Петров , | 11 окт 1975 |
| На всякого мудреца довольно простоты (1973) | Манефа | Постановка и режиссура Виктор Станицын , Режиссёр Всеволод Шиловский , | 24 мая 1973 |
| Сталевары | Клава | Постановка и режиссура Олег Ефремов | 26 дек 1972 |
| Валентин и Валентина | Мать Валентина | Руководитель постановки Олег Ефремов , Режиссёр-стажёр Владимир Кузенков , | 29 дек 1971 |
| Дульсинея Тобосская | Синьора Тереса | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр-стажёр Владимир Кашпур , | 03 мар 1971 |
| Село Степанчиково и его обитатели | Анфиса Петровна Обноскина | Постановка и режиссура Владимир Богомолов , Сценическая композиция (инсценировка) Аркадий Кеслер , | 06 окт 1970 |
| Свет далёкой звезды | Коломийцева | Режиссёр Виктор Станицын, Олег Герасимов | 30 мар 1964 |
| Егор Булычов и другие (1963) | Ксения | Режиссёры Борис Ливанов, Иван Тарханов | 28 дек 1963 |
| Битва в пути | Потапова | Режиссёр Виктор Станицын, Виктор Монюков | 29 ноя 1959 |
| Ученик дьявола | Миссис Даджен | Постановка и режиссура Григорий Конский , Режиссёр Юрий Недзвецкий , | 02 ноя 1957 |
| Двенадцать месяцев | Мачеха | Постановка Виктор Станицын, Николай Горчаков , Режиссёр Платон Лесли , по куклам Н. Литвинов , Режиссёр-ассистент Николай Шелонский , | 09 мая 1948 |
| Последняя жертва (1944) | Ирина Лавровна | Постановка и режиссура Николай Хмелёв , Режиссёр Елизавета Телешева, Григорий Конский | 01 июл 1944 |
| Дядюшкин сон (1929) | Карпухина | Художественный руководитель постановки Владимир Немирович-Данченко , Режиссер Ксения Котлубай, Василий Сахновский | 01 янв 1929 |
| Горячее сердце (1926) | Матрена | Ответственный руководитель постановки Константин Станиславский , Режиссер Илья Судаков, Михаил Тарханов | 23 янв 1926 |