Борис Иванович Волков
Народный художник СССР
(13.3.1900, Москва — 23.12.1970, Москва)
Театральный художник. Народный художник СССР (1965).
В 1913— 1918 гг. учится в Строгановском училище у Ф. Федоровского, пишет декорации в мастерских Народного дома под руководством В. Поленова.
В 1918— 1923 гг. — во ВХУТЕМАСе. Среди его учителей — Г. Якулов, А. Лентулов, В. Татлин, Д. Штеренберг. Член Общества художников-станковистов (ОСТ). Работать в театре начинает сразу же после окончания института. Главный художник ряда московских театров: 1924—1940 гг. — в Театре им. МГСПС (впоследствии — им. Моссовета); 1941—1949 гг. — в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 1951—1970 гг. — в Малом театре.
В Театре им. МГСПС начал с обнаженной конструкции, натуральных фактур, лаконичных деталей (“Шторм” В. Билль-Белоцерковского, 1925), однако вскоре переходит к живописной декорации, вырабатывает узнаваемую манеру эскиза. С середины 30-х гг. много работает над оперными и балетными спектаклями.
В МХАТ впервые приглашен для оформления сказки С. Маршака “Двенадцать месяцев” (1948), затем оформляет еще 7 спектаклей, среди которых “Домби и сын” по Ч. Диккенсу (1949), “Дворянское гнездо” по И. Тургеневу (1957). Мастер декорации, где строеные части искусно вписываются в сценическую живопись, он создает темные, словно покрытые патиной времени, интерьеры старых лондонских зданий с почерневшими деревянными балками и лестницами, романтическим парком в “Домби и сыне”, лирические пейзажи и уютные интерьеры “Дворянского гнезда”.
В “Двенадцати месяцах” Волков применил талант пейзажиста и знания традиционной театральной технологии, чтобы простыми средствами добиться впечатляющих эффектов, сказочных чудес (смена времен года на глазах у зрителей). Порталом служили зеленые лапы огромных елей: во дворце они расцвечивались яркими игрушками и блестящими бусами, в зимних сценах на них лежал снег, который затем “таял”. Волшебное превращение зимнего леса в весенний осуществлялось подсветкой писанных тюлевых задников (исчезал зимний пейзаж, появлялся весенний), внутренней подсветкой сугробов, превращавшихся в зеленые пригорки с подснежниками и т.п. Апплицированный тюль использовался для изображения избы, школьной комнаты, дворцового зала. Живописная обработка всех плоскостей и объемов обеспечивала целостность декорации.
А. Михайлова
Театральный художник. Народный художник СССР (1965).
В 1913— 1918 гг. учится в Строгановском училище у Ф. Федоровского, пишет декорации в мастерских Народного дома под руководством В. Поленова.
В 1918— 1923 гг. — во ВХУТЕМАСе. Среди его учителей — Г. Якулов, А. Лентулов, В. Татлин, Д. Штеренберг. Член Общества художников-станковистов (ОСТ). Работать в театре начинает сразу же после окончания института. Главный художник ряда московских театров: 1924—1940 гг. — в Театре им. МГСПС (впоследствии — им. Моссовета); 1941—1949 гг. — в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 1951—1970 гг. — в Малом театре.
В Театре им. МГСПС начал с обнаженной конструкции, натуральных фактур, лаконичных деталей (“Шторм” В. Билль-Белоцерковского, 1925), однако вскоре переходит к живописной декорации, вырабатывает узнаваемую манеру эскиза. С середины 30-х гг. много работает над оперными и балетными спектаклями.
В МХАТ впервые приглашен для оформления сказки С. Маршака “Двенадцать месяцев” (1948), затем оформляет еще 7 спектаклей, среди которых “Домби и сын” по Ч. Диккенсу (1949), “Дворянское гнездо” по И. Тургеневу (1957). Мастер декорации, где строеные части искусно вписываются в сценическую живопись, он создает темные, словно покрытые патиной времени, интерьеры старых лондонских зданий с почерневшими деревянными балками и лестницами, романтическим парком в “Домби и сыне”, лирические пейзажи и уютные интерьеры “Дворянского гнезда”.
В “Двенадцати месяцах” Волков применил талант пейзажиста и знания традиционной театральной технологии, чтобы простыми средствами добиться впечатляющих эффектов, сказочных чудес (смена времен года на глазах у зрителей). Порталом служили зеленые лапы огромных елей: во дворце они расцвечивались яркими игрушками и блестящими бусами, в зимних сценах на них лежал снег, который затем “таял”. Волшебное превращение зимнего леса в весенний осуществлялось подсветкой писанных тюлевых задников (исчезал зимний пейзаж, появлялся весенний), внутренней подсветкой сугробов, превращавшихся в зеленые пригорки с подснежниками и т.п. Апплицированный тюль использовался для изображения избы, школьной комнаты, дворцового зала. Живописная обработка всех плоскостей и объемов обеспечивала целостность декорации.
А. Михайлова
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Дон Кихот ведёт бой | Художник | Режиссёр Иосиф Раевский | 29 дек 1965 |
| Свет далёкой звезды | Художник | Режиссёр Виктор Станицын, Олег Герасимов | 30 мар 1964 |
| Бронепоезд 14-69 (1963) | Художник | Постановка и режиссура Иосиф Раевский , Режиссёр Николай Ковшов , | 07 ноя 1963 |
| Дворянское гнездо (1957) | Художник | Режиссёр Михаил Яншин, Платон Лесли | 16 мар 1957 |
| Ангел-хранитель из Небраски | Художник | Режиссёр Григорий Конский | 28 окт 1953 |
| Вторая любовь | Художник | Постановка и режиссура Виктор Станицын , Режиссёр Сергей Блинников , | 07 ноя 1950 |
| Домби и сын | Художник | Постановка и режиссура Виктор Станицын , Режиссёр-ассистент Наталья Богоявленская , | 17 мая 1949 |
| Зелёная улица | Художник | Режиссёр Александр Карев , Постановка Михаил Кедров , | 28 дек 1948 |
| Двенадцать месяцев | Художник | Постановка Виктор Станицын, Николай Горчаков , Режиссёр Платон Лесли , по куклам Н. Литвинов , Режиссёр-ассистент Николай Шелонский , | 09 мая 1948 |