200 лет со дня рождения Александра Островского
Сегодня 200 лет со дня рождения великого драматурга Александра Николаевича Островского (1823 – 1886). Домом Островского всегда считался Малый театр, а не МХТ, что, впрочем, не помешало пьесе этого автора появиться в репертуаре Художественного театра уже в 1900 году. Это была «Снегурочка» – для оформления этой поэтической сказки художником МХТ Виктором Симовым было привезено с русского Севера много подлинных старинных вещей, от костюмов до туесов.
Через десять лет в МХТ поставили «На всякого мудреца довольно простоты», борясь в этом спектакле с театральными штампами, которые к тому времени налипли на сочинения Островского во множестве. Увиденная свежим взглядом пьеса обнаружила свою современность и остроту, в историю театра вошло то, как играл Станиславский отставного генерала Крутицкого, каким представал Глумов Василия Качалова. Знаменит был спектакль 1926 года «Горячее сердце», где встретились два поколения артистов: старшее (Москвин, Тарханов) и младшее (Хмелев, Добронравов, Еланская, Тарасова). Постановки по Островскому 30-х годов («Таланты и поклонники», «Гроза») также впечатляли блеском актерских работ.
Все последующие десятилетия пьесы Островского не сходили со сцены Художественного театра, неизменно давая повод мхатовской труппе проявить себя. Зрители преданно любили Тугину Аллы Тарасовой из «Последней жертвы» (1944) и ее же Кручинину в «Без вины виноватых» (1963), наслаждались тем, как играет в «Без вины виноватых» Шмагу Алексей Грибов, проникались драмой Маргаритова, героя Михаила Яншина из «Поздней любви» (1949).
В 90-е Дмитрий Брусникин ставил «Грозу», предложив довольно неожиданное распределение ролей (Катерину играла Дина Корзун, а Кабаниху – Ия Саввина). А уже в новом тысячелетии Олег Табаков в спектакле «Последняя жертва» наделил своего героя купца Прибыткова собственным победительным обаянием.
Сегодня на сцене МХТ идет два спектакля по пьесам Островского: «Лес» с Натальей Теняковой в роли Гурмыжской и Юрием Чурсиным в роли Буланова, а также «Правда – хорошо, а счастье лучше», где в центре – актерский дуэт Ольги Яковлевой и Авангарда Леонтьева.