200 лет со дня рождения Фёдора Достоевского

Сегодня, 11 ноября, 200 лет со дня рождения Фёдора Достоевского (1821–1881).
Для сцены его открыл именно Художественный театр. Нет, произведения этого автора ставили и раньше, но только МХТ почувствовал и то, что Достоевский, по сути, великий драматург, блестящий мастер интриги, и то, какой пророческой силой обладает его проза.
«Я сам не ожидал, что откроются такие громадные перспективы», – писал Немирович-Данченко Станиславскому в 1910 году после премьеры «Братьев Карамазовых». Впервые в Художественном театре появился подлинно трагедийный спектакль, причём до трагических высот в нём поднимался весь актёрский ансамбль: и Василий Качалов, игравший Ивана, и Леонид Леонидов – Дмитрий, и Иван Москвин – штабс-капитан Снегирёв, и Лидия Коренева – Лиза Хохлакова. По словам критика Любови Гуревич, «гениальное произведение молнией ударило в души артистов» — от артистов, рикошетом, ударило оно и в души зрителей, заполнявших зал на протяжении двух вечеров. Спектакль шёл два дня подряд, но на части не распадался: сцены из романа объединяла фигура Чтеца, и это тоже было новым словом в сложнейшей теме инсценировки прозы.
Спектакль «Николай Ставрогин» в 1913 году вызвал скандал ещё до премьеры. Максим Горький в открытом письме, напечатанном в газете «Русское слово», заявлял, что Достоевский социально вреден, патологичен, и призывал всех «духовно здоровых людей» выступить против постановок его произведений на сценах театров. Понятно, что не устраивало пролетарского писателя: в «Бесах» выведены «дьяволы от революции» Петр Верховенский со товарищи — такой ракурс Горькому казался реакционным. Но время показало, что МХТ, с его мизантропическим взглядом на людей, мечтающих свергнуть общественный строй, был не так уж и не прав. Спектакль, однако, долго не прожил – началась Первая мировая война, обществу стали нужны жизнеутверждающие истории, и «Николая Ставрогина» сняли.
И постановка Станиславским и Немировичем-Данченко «Села Степанчикова» обернулась пророчеством: премьера спектакля состоялась в конце сентября 1917 года, за месяц до революции. Триумф Фомы Опискина, ничтожества, ставшего вершителем судеб — его играл Иван Москвин — предвосхитил торжество Хама, который вскоре вышел на историческую арену, чтобы вольготно на ней расположиться.
В Советском Союзе с начала 30-х годов Достоевский попал под запрет, поэтому после «Дядюшкиного сна» 1929 года с Николаем Хмелевым в роли Князя К. следующие спектакли появились только в оттепель. Но дальше Достоевский уже не сходил с мхатовской сцены. Снова обращались к «Карамазовым» (в 1960-м – Борис Ливанов, в 2013-м – Константин Богомолов) и к «Селу Степанчикову» – в роли Фомы Опискина с 1970 года блистал Алексей Грибов. Трижды – уже в новом времени, начиная с конца 1990-х – ставили «Преступление и наказание»: это были спектакли Виктора Сергачева, Елены Невежиной и Льва Эренбурга. В 1992 году вышел «Бобок» Вячеслава Долгачева по повестям Достоевского «Чужая жена и муж под кроватью», «Бобок» и «Крокодил».
Вершиной репертуара стал спектакль Льва Додина «Кроткая» (1985), в котором грандиозно играл Олег Борисов. Его герой проникал в такое подполье человеческой души, что образ возникал почти сюрреалистический.
Сегодня в репертуаре МХТ два спектакля по Достоевскому: масштабная мрачная фантазия Константина Богомолова «Карамазовы» и камерный психологический спектакль Айдара Заббарова «Белые ночи».