Театральная проза

Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002
«Сонечка» Людмилы Улицкой вышла на новой сцене МХАТа — спектакль поставила Марина Брусникина, заняты в нем молодые артисты Художественного театра, один актер из Пушкинского и двое «табакерочников». Будь это иной спектакль, их надо было бы назвать, но традиционной, жестко закрепленной связки «актер-персонаж» во мхатовской «Сонечке» нет: одного и того же героя играют и Виталий Егоров из «Табакерки», и его мхатовские коллеги. Впрочем, слово «играют» здесь не вполне уместно — перед нами литературный театр.

С этой премьерой связан свой, наметившийся в прошлом сезоне сюжет. Тогда педагог Школы-студии МХАТ Брусникина выпустила самостоятельную работу — спектакль по рассказам Астафьева «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник». Олег Табаков посмотрел спектакль и растрогался. Он ввел его в репертуар новой сцены — и тут уже растрогалась московская критика. Режиссеру полагается умирать в актере, а здесь постановщик и артисты растворились в литературе, подчинив себя духу и букве астафьевской прозы: результат против ожиданий оказался сильным. Критика ахнула; кое-кто при этом всхлипнул — «Пролетный гусь» был очень трогательным спектаклем. Особо бесчувственные написали, что он подозрительно напоминает сеанс художественного чтения. Судя по очередной премьере, Марина Брусникина это запомнила.

Астафьевская проза пронзительна и страшна. Строгий и аскетичный «Пролетный гусь» временами действительно поражал: в этом неброском, скромном спектакле не было постановочных блесток, зато жила астафьевская боль. У текстов Улицкой совсем иная природа — они неспешно набирают силу и также медленно затягивают в себя читателя. Такова и сага о Сонечке — заядлой книгочейке и тихой, незаметной праведнице, простившей изменившего ей мужа и превратившей его бывшую любовницу в свою вторую дочь. О женщине, умеющей быть счастливой и приносящей счастье другим. 

От себя не денешься — в финале «Сонечки» основательно утомленный театральными впечатлениями автор рецензии почувствовал, что у него глаза на мокром месте. А вот первый акт откровенно скучен — Марина Брусникина решила, что в «Сонечке» нужно больше режиссуры. Это ее подвело.

Героиня живет книгами, и в спектакль вошли тексты Марка Аврелия, Уильяма Шекспира, Фридриха Шиллера, Льва Толстого, Александра Пушкина и многих других: перечисление занимает шесть строк театральной программки. Литературные наслоения погребают под собой сюжет и разрушают структуру спектакля — Сонечкину историю прихлопывают то Шекспир, то Шиллер, разобраться в том, о чем здесь, собственно, идет речь, поначалу нелегко.

Проза Улицкой набирает энергию медленно: война закончилась, героиня, вышедшая замуж за бывшего зэка, художника с мировым именем, в тридцатые годы вернувшегося в СССР, перебирается ближе к Москве. У них появляется дом — часть старой дачи в ныне снесенном поселке у метро «Динамо». Подрастает дочка, и на Новый год в Сонечкино жилье приходит ее подруга — существо ангельской красоты и нелегкой судьбы, — твердо решившая присосаться к чужому теплу и уюту… Спектакль развивается, и становится ясно, что неподъемный литературный балласт не сумел его утопить. Режиссер и ее актеры рассказывают книгу Улицкой просто и ясно. Неброско. Негромко. Так искренне, что ближе к финалу впору расплакаться.

Удачей, сопоставимой с предыдущей работой Марины Брусникиной, «Сонечка» не стала. Но она доказала, что в нашем театре появилось новое — и интересное — режиссерское имя. А литературный театр вполне может быть жизнеспособным сценическим жанром. Во всяком случае, тогда, когда его создатели следуют рецепту Сонечкиной бабушки, рекомендовавшей смешивать в одной чашке любовь, веру и юмор.
Пресса
Сквозь столетие: в «Зарядье» вновь вспомнили произведения поэтов-фронтовиков, Яромира Волкова, Первое студенческое агентство, 24.06.2024
К юбилею Марины Брусникиной, Павел Руднев, Юрий Квятковский, Петербургский театральный журнал, 9.02.2021
«Пролетный гусь» в Сухуме: во власти эмоций, Эсма Голандзия, Sputnik Абхазия, 12.09.2019
Нравится нам этот гусь, Беларусь сегодня, 18.09.2018
Труппа МХТ выступила на сцене театра Горького, видеосюжет Sputnik Беларусь, 13.09.2018
МХТ привез в Минск «Пролетного гуся», видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 13.09.2018
«Пролетный гусь» МХТ имени Чехова заставил балашовцев плакать, Олег Винс, Аргументы и факты (Саратов), 8.09.2017
Как в зеркале жизни, Юлия Владимирова, Наш Красноярский край, 11.09.2016
Катарсис от московских гостей, Татьяна Смирнова, Курск сегодня, 28.06.2016
МХТ имени Чехова — в Курске, видеосюжет телерадиокомпании «Сейм» (Курск), 23.06.2016
Большие гастроли, видеосюжет ГТРК «Курск», 23.06.2016
Семейные истории на полях Великой Отечественной, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.04.2015
«Пролетный гусь» прилетел в Красноярск, Екатерина Котова, Труд, 21.05.2014
«Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014
«Пролетный гусь» в Красноярске прошел на «ура», ИА «1-LINE» (Новости Красноярска), 20.05.2014
Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002
Что такое жисть, Павел Руднев, Ваш досуг, 11.03.2002
Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002
Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002
Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Дело было вечером, Культура, 6.12.2001