Прекрасное очень далёко

Анастасия Ковалёва, «Старт Ап» СТД РФ, 22.06.2023
Будущее – какое оно? Всё чаще эту тему затрагивают в спектаклях современные режиссёры. Так и Андрей Гончаров в премьере «Далёкой Радуги» на Малой сцене МХТ имени А. П. Чехова рассуждает о ценностях будущего.

Режиссёр придерживается задуманной писателями линии повествования. В начале ХХIII века на планете Радуга живут физики, проводящие эксперименты по нуль-транспортировке. Планета-лаборатория – опасное место, и вот один из новых опытов вызывает опаснейшее явление: Волну. Перед каждым из персонажей встает выбор: кого и что нужно спасти.

Фантастическая повесть братьев Аркадия и Бориса Стругацких «Далёкая радуга» звучит актуально, потому что перед обществом всегда встает выбор между наукой, искусством и человечностью. Это произведение было реакцией авторов на фильм «На берегу» о последних днях человечества после ядерной катастрофы, и, конечно, без лишних дополнений становится понятно, почему этот материал об ответственности за Землю звучит остро сейчас. Мы, подобно героям этого литературного произведения, живём в мире удивительных открытий и поразительных технологий, окружены культурой, но что среди прогресса должно оставаться для нас наиболее важным?

Спектакль, как и книга, даёт очевидный ответ на этот вопрос. «Самое ценное, что у нас есть, — это будущее… Наше будущее – это дети. Не правда ли, очень свежая мысль!», — иронизируют как Стругацкие, так и Гончаров. Тем не менее, мне кажется, что именно это важно услышать современным людям, которые, бывает, забывают эту простую мораль.

Режиссёру предстояла непростая задача – раскрыть мотивации поступков персонажей так, чтобы «несогласные» с главной идеей герои не становились злодеями. Андрей Гончаров успешно справляется с этим, потому что одним из безусловных достижений спектакля можно назвать актёрские работы. Почти все линии повести получили равное развитие, и поэтому трудно выделить главных и второстепенных героев. Большая часть занятых в спектакле актёров исполняют не одну, а две роли.

Одна из переплетающихся сюжетных линий строится на взаимоотношениях Роберта Склярова (Данил Стеклов) и Тани (Мария Карпова). Перевоплотившийся в молодого, еще не признанного физика Данил Стеклов с первых минут спектакля очаровывает простотой и искренностью своей любви к персонажу Марии Карповой. Он отличается от большинства жителей планеты Радуга способностью к этому привычному для нас чувству, и он же первым испуганно замечает, что нужно покинуть царство физиков, если хочешь остаться человеком. Актёр успешно играет эту «непохожесть» на протяжении всего спектакля. Внутренний конфликт Роберта – выбор между любовью всей его жизни и детьми – наиболее сложная часть роли Данила Стеклова. Несмотря на то, что в момент принятия решения он уверен в правильности своих действий, под конец его терзает совесть. В финальных сценах спектакля это чувствуется в неуверенных репликах, сказанных будто сквозь стиснутые зубы, в движениях, которые совершаются через преодоление груза стыда. Таня, воспитатель в Детском, даже больше, чем Роберт, похожа на «земных» людей. На первый взгляд эта актёрская задача Марии Карповой кажется простой, однако к ней добавляется постоянное взаимодействие с детьми дошкольного возраста на сцене. Актриса незаметно контролирует поведение ребят, при этом не только не «выпадая» из роли, но, наоборот, играя с особым шармом трепетную заботу и нежность по отношению к детям.

Павел Филиппов предстает перед нами в образах Патрика и Ламондуа. Светловолосый актер с широко открытыми горящими голубыми глазами прекрасно подходит на роль простого, недалёкого, но очень идейного Патрика. Его мимика гипертрофирована, он очень явно поднимает брови при удивлении, активно моргает в недоумении. Это создает ощущение неестественности чувств молодого физика, ум и подсознание которого сконцентрированы на науке, а не на эмоциях. Персонаж Ламондуа же – не злодей, но один из физиков, активно выступающих против спасения детей. Мотивация его действий — осознание собственного превосходства. В сцене собрания жителей Планеты молодой актер великолепно играет слом персонажа. Его речь о необходимости спасения физиков, которым и принадлежит Радуга, звучит внушительно, актёр переходит на крик и резко жестикулирует, но финальная реплика «Очень хочется жить! И дети… У меня их двое… В общем, решайте сами», сказанная почти шёпотом, ударяет в самое сердце. Павлу Филиппову удаётся передать простое желание жить, скрывающееся за убедительными аргументами и напускной грозностью, и раскрыть, что даже под маской серьезного, бородатого и пузатого учёного прячется человек, который любит жизнь и любит своих детей.

Неожиданно открылась актриса Ольга Литвинова. Если роль Евгении – жены директора Радуги Матвея –близка к другим ролям актрисы (например, в спектакле МХТ «Омон Ра»), то роль главного биолога планеты – стервы Джины – даёт артистке возможность показать себя с новой стороны. Образ властной женщины, которой не способен не подчиниться даже директор, передан не только внешне – черный макияж смоки-айс, уверенная походка в туфлях на высоком каблуке, чуть надменный голос, – но и во внутренней мотивации. Джина стремится любой ценой выполнить свои цели. Этим актрисе удается внушить зрителю уважение к персонажу и даже некоторое благоговение перед ней.

Интересны актёрские работы Артёма Быстрова и Антона Лобана. По режиссёрской идее первый играет непонятого гения Радуги Камилла и космонавта Леонида Горбовского. Этот постановочный ход тонко отражает линии этих персонажей в повести, так как при просмотре спектакля возникает ощущение, что это один герой – и действительно, ведь они оба хотят спасти население Радуги и делают для этого всё возможное. Артёму Быстрову удается балансировать между отстраненностью и механизированностью Камилла, вызывающими сперва смех в зале, а потом и мурашки от понимания предсказанной им трагедии, и человечностью (в прямом смысле – ведь он, в отличие от остальных героев, обычный, «земной» человек) Горбовского. Антон Лобан также играет двух персонажей – главного энергетика планеты Канэко и простачка Габу, старшину бригады испытателей. Андрей Гончаров практически не прибегает к внешнему сходству, а акцентирует внимание на действиях героев. Японец Канэко двигается чаще всего плавно и размеренно, статно и с достоинством, но при этом, когда злится, становится резким и импульсивным (и даже срывает приклеенные усы). Игнорируя необходимость внешнего сходства с темнокожим по тексту Габой, режиссёр делает его движения порывистыми, порой угловатыми. Конечно, персонаж в исполнении Антона Лобана красуется своим мускулистым, подкачанным телом, и заигрывает низким, соблазняющим голосом. По своим действиям и репликам он не кажется интеллектуалом-ученым, но зато в нем чувствуется доброе сердце, ответственность и искреннее желание помочь. В мире «Далекой радуги» все равны перед жуткими и пугающими законами жизни во имя науки.

За счёт париков и грима сложно узнать в ролях Павла Ворожцова (директор планеты Матвей) и Алексея Краснёнкова (штурман Марк и учёный Маляев). Хорошо, что Андрей Гончаров выводит Алексея Краснёнкова из приставшего к нему амплуа «оставшегося в детстве» человека (отчасти таковы его роли в «Омон Ра», «Винни-пуховских чтениях», «Заговоре чувств»). При этом сейчас кажется, что актёру лишь предстоит раскрыться в этой роли, так как ещё не до конца видна изюминка персонажей. В игре Павла Ворожцова сочетается желание Матвея стать хорошим руководителем, угодить всем, и неспособность четко контролировать ученых, каждому из которых нужно что-то свое. Его персонаж – не человек науки, ему сложно найти компромисс между научными интересами и верными решениями. На плечи Матвея Вязаницына ложится тот груз, с которым ему справиться не по силам, и директору приходится преодолевать себя, чтобы не совершить ошибку. Павел Ворожцов демонстрирует этот внутренний конфликт, маневрируя между внешней элегантностью, серьезностью и искренним, простым желанием проводить время с семьей или с детьми в целом (например, актёр широко улыбается, когда его персонажа приглашают на праздник в Детское, но постоянно грозит пальцем при общении с подчиненными).

Сильные актёрские работы говорят о качественном режиссёрском разборе текста повести Стругацких. Андрей Гончаров создает логически выстроенное повествование, в котором понятны мотивации героев. В придуманном им сценическом произведении каждый персонаж целостен. При этом актёры существуют на сцене не по отдельности, а в плотном взаимодействии с партнёрами и пространством, и даже со зрителями. Режиссёр создает такие условия, в которых не работают, а потому и не используются уже выработанные актёрами приёмы игры – в атмосфере будущего на другой планете люди другие, и логика их поступков частично отлична от нашей. На такую режиссёрскую задумку работает и пластика актёров, которая детально простроена в каждой сцене: тяжёлые шаги с трудом отрывающихся от земли ног космонавтов Леонида и Марка, уход-отъезд со сцены Габы, резкие и порывистые движения директора Радуги Матвея. Андрею Гончарову удаётся сохранить тонкую грань между жизнью ради науки и жизнью как таковой: в каждом герое, в конце концов, находится что-то простое и человеческое, понятное нам всем.

Хотелось бы отметить работу художника (Сергей Илларионов), художника по костюмам (он же) и по свету (Игорь Фомин). Пространство, в котором существуют актёры, – комната с бело-серыми стенами и коридором по периметру. Там, в зависимости от места действия, появляются футуристические диваны-шезлонги, столы и стулья, дерево, «ульматрон». В критические для планеты Радуга моменты эта белизна заливается ультрафиолетом, в фиолетовых лучах которого ярко-белыми становятся хлопья «снега». Особенно сильно со сценографической и режиссёрской точки зрения решена сцена гибели планеты: предметы мебели хаотично свалены в углу, как будто по комнате прошла буря Волны, а с потолка падают белые резиновые мячи. Атмосфера разрушения и гибели всего, что ценно людям, попадает в самое сердце – герои никак не могут повлиять на эту ситуацию и замирают вдоль стен.

Костюмы персонажей соответствуют духу «будущего» науки – все одеты в белое. Эту идею нельзя назвать новой, но она не устаревает и в контексте постановки Андрея Гончарова выглядит логичной. Даже монтировщики, меняющие декорацию по ходу действия, одеты в футуристично-белые костюмы. Световое решение спектакля необычно. Свет не только дополняет атмосферу планеты Радуга, но и изображает некоторые объекты будущего. Например, описывающий круги вокруг Патрика и Роберта луч софита – летательное устройство «флаер», на котором эти персонажи улетают от Волны. Свет создает на белых стенах комнаты яркие тени. Это решение дополняет идею двойственности мотивов персонажей. Звук тоже является важной частью спектакля (саунд-дизайнеры Александра Микаелян и Дарья Дрямина). Он погружает зрителя в атмосферу будущего с первых минут входа в зал. Футуристический мотив с глухо отбиваемым ритмом звучит напряженно, непривычно нашему слуху почти на протяжении всего спектакля. Раскрытию режиссерской идеи помогает и работа видеохудожника Игоря Домашкевича. Едва ли не все время на экран над сценой транслируются проекции то пустой комнаты, то того же пространства, по которому бегают, растворяясь, фигуры детей.

Отдельного внимания заслуживает решение Андрея Гончарова занять в спектакле маленьких детей. Дети находятся постоянно в состоянии игры-тренинга: например, когда Мария Карпова предлагает на счёт три «прилипнуть», ей «подчиняются» не только ребята, но и взрослые. При этом юные воспитанники студии «Поколение Оперение» не столько играют, сколько именно живут на сцене – выполняя по направлениям актёров некоторые действия и задачи и произнося реплики, они продолжают вести себя наивно и непосредственно, ничего не изображая. Оттого и возникают импровизационные моменты и детские высказывания, их интонации немного меняются от показа к показу. Получается, что существование детей на сцене ближе к перформативному. Отсюда возникает контраст: технично играющие актеры и искренние, настоящие дети, которые просто живут, веселятся, играют. Невозможно не подчиниться их обаянию и не прочувствовать идею спектакля о том, что будущее – это дети, если в них есть настоящая жизнь.

Режиссёр акцентирует внимание зрителей на сложности принятия решений, выделяя в спектакле сцены душевных сомнений Роберта, детально работая над финальными монологами Ламондуа и Горбовского. С этой же темой связано развитие директора планеты Матвея Вязаницына, на которого возложена огромная ответственность – контролировать своевольных физиков, принимать решения о будущем планеты, расставлять приоритеты, с которой он, мягкий, добрый, семейный человек, можно сказать, не справляется. В простоте жизни люди нередко сталкиваются с судьбоносным выбором. Но когда на тебя давят обстоятельства близкой смерти (твоей или окружающих), принять верное решение становится не только сложно, но и практически невозможно. Риск совершить ошибку чрезвычайно велик. Но даже когда выбор – спасение детей – уже сделан, герои сломлены. Умирают они, играя в детскую игру «прилипал» под руководством директора. Кажется важным то, в каком образе находятся актеры в финальной сцене умирания – это Канэко, Патрик, Марк, Горбовский и Женя. Можно сказать, что умирают наиболее человечные персонажи.
Но что становится причиной гибели планеты Радуга? Это разрозненность. Каждому нужно свое: ученым-нулевикам – проведение экспериментов по нуль-транспортировке, физикам-волновикам – изучение последствий волны, биологам – сохранение флоры и фауны. Каждый тянет одеяло на свою сторону, не подчиняясь общему руководству. Нет движения к общей цели, и эта глухота и слепота приводит к «позорному выбору» что спасать, к смерти, когда противоречия стираются только за минуту до умирания. И именно поэтому, в конце концов, Далекая Радуга уже не кажется такой далекой.

Оригинал статьи
Пресса
Прекрасное очень далёко, Анастасия Ковалёва, «Старт Ап» СТД РФ, 22.06.2023