Краткий курс истории РФ

Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
На Малой сцене МХТ появился очередной опус Марины Брусникиной, прославившейся камерными постановками современной русской прозы. На сей раз объектом ее театрального исследования стал роман Анатолия Курчаткина «Солнце сияло».

В репертуарную жизнь МХТ спектакли Брусникиной — «Пролетный гусь» (Виктор Астафьев), «Сонечка» (Людмила Улицкая) — влились без шума, тихой сапой, но влились, судя по всему, надолго. Они стали не самыми ценными, но едва ли не самыми изящными украшениями мхатовской афиши: стоят недорого, а снимать решительно не хочется.

Многие сочли, что спектакли эти восходят к жанру литературной композиции. Пожалуй, не в меньшей степени еще и к народившемуся на наших глазах жанру сценической читки. Мы не углубляемся в роль, а как бы пристраиваемся к тексту: вот так, а может — так, а может — эдак. Эдак, пожалуй, удобнее. Сей продукт быстрого приготовления далеко не всегда является скоропортящимся. Во всяком случае, если имеешь дело не с пьесой, а с повестью или рассказом. Не мудрствуя лукаво, Брусникина начала ставить их без инсценировок и распределения ролей. Не принудила прозу существовать по театральным законам, а - неслыханное дело — заставила театр приспособиться к прозе. Ее спектакли — это такое переливчатое чтение, когда не только текст автора, но и слова персонажей мигрируют от одного артиста к другому. Звучащая на разные голоса повесть обретает особое сценическое дыхание. Образы двоятся, троятся, множатся. Читатель, оставшись наедине с книгой, тоже ведь представляет себе героя! то таким, то эдаким. Вот и в спектаклях Брусникиной книга не глазами режиссера, а словно бы глазами гипотетического читателя увидена.

В новом спектакле от этой методы не осталось и следа. Во всех предыдущих работах Брусникина была дирижером, управлявшим актерским ансамблем, как хорошим оркестром. Теперь она режиссер. Вот вам инсценировка. Вот распределение ролей. Роман — он ведь большой, его переливчатым чтением не одолеешь.

Попавшая в шорт-лист «Букера» книга Курчаткина «Солнце сияло» — неплохой образец городской прозы. Имеющий некоторый культурный багаж молодой провинциал Саша (Павел Ващилин) приезжает в Москву в самом начале 90-х и пытается вписаться в крутые повороты российской истории. Работает на телевидении, пишет шлягеры, делает клипы, живет активной сексуальной жизнью, сталкивается с подлостью и предательством. В романе, что приятно, нет яростного осуждения времени, ведь герой в значительной степени сам творит это время, и сложная канва его жизни к сентенциям не располагает.

Спектакль в отличие от романа, напротив, буквально соткан из сентенций и инвектив. Ключевые исторические события 90-х — расстрел Белого дома, дефолт, выборы Путина — идут тут не пунктиром, а навязчивым фоном. Выхваченные из текста фразы то и дело высвечиваются на экране позади артистов, превращаясь из просто фраз в пошловатые заповеди. В романе точно подмечены реалии времени. В спектакле задействованы его визуальные клише — телестудия, недвусмысленного вида ведущая, эстрадка, все примочки отвязного ток-шоу. В книге Саша — лирический герой. В спектакле — ньюсмейкер, рассказывающий аудитории о своей нелегкой судьбине. Книга, собственно, о том, как жизнь пытается заставить героя существовать по бессовестным законам телешоу и как он, то и дело прогибаясь под изменчивый мир, в конце концов все же берет верх. В спектакле сам жанр телешоу выбран в качестве стилевой фишки. Стоит ли говорить, что артисты МЭТ (в их числе корифей театральной капусты Игорь Золотовицкий) вполне остроумны и находчивы, чтобы с удовольствием для себя и зрителей разыграть в этом жанре «новейшую историю нашей страны». Но и попытка его осмеяния оказывается в конечном счете капитуляцией перед ним. Глядя, как зал заводится от песенок имени Анжелики Варум, репризок имени Петросяна, игр в угадайку имени Якубовича, ясно понимаешь, что триумфальное шествие телешоу добралось даже до немодного и нешумного сценического мира Брусникиной и продиктовало ей, заставившей когда-то театр существовать по законам прозы, свои собственные жестокие законы. В отличие от героя романа режиссер и артисты под них прогнулись.
2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005