Михаил Пореченков: «Мы наглые, хамоватые, очень жестко работаем, и за нами тяжело угнаться?»

Татьяна Коньякова, Вечерний Новосибирск, 22.12.2005
Звездное трио новосибирцы смогли увидеть в замечательном спектакле МХТ им. Чехова «Белая гвардия», который был представлен на VI Рождественском фестивале искусств. Хабенский в роли Алексея Турбина, Пореченков в роли Мышлаевского? Тут, как говорится, нет вопросов: все вполне оправданно и традиционно. А вот Семчев в мальчиковой роли житомирского кузена Лариосика! Впрочем, всякие сомнения по поводу несоответствия улетучиваются в первые же две минуты появления на сцене этого нелепого, все делающего невпопад существа, закутанного в мамины шали?

На встрече с журналистами Михаил Пореченков был в амплуа «мачо» и «рубахи-парня», Хабенский — в образе «сдержанного интеллигента», а Семчев всю беседу продремал в углу на стуле. К действительности его возвращали лишь манипуляции шумного Пореченкова, который все норовил чмокнуть Сашу в темя и время от времени кричал ему в ухо после своих монологов: «Да, Саша?», «Верно я говорю, Саша?»? Одним словом, шутили и хохмили на полную катушку.

«Агент» и «мент» всея Руси

По жизни Леха Николаев из «Агента национальной безопасности» и Плахов из «Убойной силы» очень дружны. Крепкая мужская дружба завязалась еще в студенческие годы, длится 15 лет, друг к другу давно привыкли и притерлись: «Целая жизнь вместе прожита, не говоря уже о профессии».

 — У нас одинаковый юмор, мы шутим на одни и те же темы, — объясняют они истоки своих взаимоотношений. 

Женское окружение относится к их давней привязанности с пониманием и не ревнует.

Вместе поступили в «Щуку», вместе учились у Вениамина Фильштинского, потом вместе работали в Ленкоме, теперь оба перебрались в Москву, в МХТ?

 — Москва — это хорошо. Москва — это тяжело. МХТ — это лучшая сцена страны и мощный цех по производству спектаклей?

Как говорил Пореченков в одном из своих интервью, «в Питере можно учиться, можно пройти великолепную школу, быть бедным, сидеть в подвале, пить портвешек, кипеть гениальными мыслями, идеями, быть отшельником, потом прекрасным захватчиком; но это детство, отрочество. А в юности и зрелом возрасте надо жить в Москве, потому что здесь дышится по-другому. В Питере рождается самое молодое, передовое, но дадут возможность сказать только в Москве. В Питере все потонет — такой плотный воздух, что дальше трех метров вообще ничего не слышно. А потом, Питер — город-консерватор, там двигаются медленно. Там меньше денег. А в Москве все хватают — город живет другими ритмами, хочет производить впечатление. Москва — ярмарка тщеславия, карнавал, все на продажу, все на обозрение. Центр всегда забирает с окраин самое хорошее. Только Ломоносов сам пешком пришел, а всех остальных прихватили?»

Их тоже «прихватили», и они об этом не жалеют. Питер между тем своих героев совсем не забыл. На вопрос о нашумевшей книге питерской журналистки «В постели с Хабенским» Константин Хабенский ответил, что с произведением знаком: «пролистал». Что касается впечатлений, то:

 — Как пел в свое время Борис Гребенщиков, «мы стали настолько круты, что нам уже незачем петь, // Настолько популярны, что туши свет, //Мы танцуем удивительные танцы, превращая серебро в медь. // И стали чрезвычайно удобны, мы не говорим „нет“, когда нами торгуют»?

Пореченков, который тоже представлен в книге, правда, под измененной фамилией, в вопросе о «торговле» крепким актерским телом более категоричен:

 — Мы изыщем средства, чтобы бороться. Всегда неприятное ощущение остается, когда рядом с тобой кто-то покушал и вытер о тебя руки, а еще более ноги?

О личной жизни «агент» предпочитает особенно не распространяться. Из тех скудных сведений, которые время от времени просачиваются в прессу, известно, что «Леха Николаев» женат вторым браком. Младшей дочери 26 декабря исполнится год. Рожал свою Машу вместе с женой. Заранее отменил все съемки на четыре месяца, чтобы никто не тревожил, потом сидел дома, помогал жене, не спал ночами. «У нас же двое детей, да еще собака. Сначала Мишка просыпается, просит: „Папа, писать!“ Надо его вытащить из кровати, посадить на горшок, потом обратно уложить. Тут же собака хвостом виляет — гулять надо, затем Машка просыпается и кричит: „Есть давайте!“ Я ее и купаю, нянькаю, кормлю. А что, вы никогда не видели мачо, меняющего подгузники? Так это я!»

Что касается «мента», то для Константина Хабенского год начнется с показа фильма «Дневной дозор» с его участием. Раскрывать карты он отказался:

 — Не имею права?

Сказал только, что второй фильм представляется ему более удачным, чем первый:

 — По многим параметрам. Мы уже понимали, в каком жанре мы существуем, и позволяли себе некоторые добавления от творческих работ.

Он не только «пиво пил»?

Раскрутка пива под слоганом «В компании с „Толстяком“ время летит незаметно!» увеличила объемы продаж рекламируемого продукта на 150%. Актер Александр Семчев получил за ролик 100 долларов. А в придачу — всероссийскую славу, рекордную «узнаваемость» и премию «Рекламное лицо года».

О том, что попал в рекламу, он иногда жалеет. Надоели идиотские смешки за спиной и хамские вопросы типа: «Толстяк, пивка не найдется?» В жизни «герой рекламного времени» пьет не «Толстяк», а «Корону», ездит на «Мерседесе», любит хороший мужской парфюм и не комплексует по поводу своих килограммов. Сведения о его личной жизни весьма противоречивы. В одних интервью он утверждает, что «пока не женат, но уже не свободен», в других говорит о жене, которая работает в банке, очень ценит его как артиста и ратует за его карьеру.

Из киноролей самая знаменитая — следователь Борзов в «Свадьбе» Павла Лунгина. Хотя изначально эта роль предназначалась для Сергея Маковецкого. Однако он не сошелся с режиссером в финансовом вопросе, и повезло Семчеву.

В театре играет преимущественно комические роли, но очень мечтает вырваться из этого слегка надоевшего амплуа. Сыграть, например, Обломова или Гамлета («У Шекспира Гамлет толстый и страдает одышкой — прям как я!») или любовь?

Можно сказать, что в «Белой гвардии» его мечта «сыграть любовь» почти осуществилась:

 — Мой Лариосик, если вы помните, объясняется в любви Елене Васильевне. Объясняется даже не как мужчина или тем более пародия на мужчину. Здесь включается еще и чувство плеча и локтя — желание поддержать женщину, которая осталась одна, не одна с точки зрения «одинокая женщина», а одна с точки зрения «одна в этом мире».

Так что в жизни «рекламный толстяк» — человек тонкий, чувствительный и ранимый. Он, между прочим, современной музыке предпочитает романсы, которые сам исполняет под гитару и фортепиано.

Семчев был удивлен, и весьма, когда узнал, что судьба его «предмета» напрямую связана с Новосибирском. Елена Васильевна Тальберг — точнее, сестра Михаила Булгакова, которая стала ее прототипом, — жила и умерла в Новосибирске. Мир, как говорится, тесен?

***

О привезенном спектакле, который был очень тепло принят в городе, актеры говорят, что они играли в первую очередь не историю о крахе Белого движения и не грустную повесть о России, которую мы потеряли. А себя сегодняшних:

 — Любовь, вера, преданность, предательство — все остается одинаково во все времена. Это история о живых, потому что Булгаков — живой человек, и мы сами живые, тепленькие. И это все о нас, о родных, о том, что вот мы сейчас, мы есть — за столом, за водочкой, за разговорами?

Они сегодняшние — отчаянные и полные сил и идей. И еще, как определяет Пореченков, «наглые, хамоватые и очень жесткие в работе?» Так надо в «тяжелом городе» Москве, где постоянно кто-то дышит в затылок и норовит обойти на повороте:

 — Мы работаем профессионально. При любых обстоятельствах и любой ситуации, даже если нас поставить кверху ногами?
2005
Королевские игры, Ксения Ларина, Театральные Новые Известия, 29.12.2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 27.04.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005
МХТ нашел корень, Олег Зинцов, Ведомости, 11.01.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005