ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Константин Хабенский: Мое амплуа — комическая старуха

Татьяна Демидова, Ваш досуг, 22.04.2002
…по Тверской быстрым шагом шел обычный и ничем не примечательный на первый взгляд человек. Но девушки почему-то оборачивались ему вслед, а милиционеры улыбались. Скажите, вам часто улыбаются сотрудники милиции?
А человек свернул с Тверской в Камергерский переулок и как ни в чем не бывало вошел во МХАТ через служебный вход.
«Плахов?» — прошептал один прохожий другому. «Хабенский» — отозвался, словно на пароль, его спутник. 

Питерский актер Константин Хабенский, который больше известен москвичам по сериалу «Убойная сила», оказался в Камергерском переулке не случайно. Он репетирует роль Зилова в новой постановке МХАТа им. Чехова «Утиная охота». Мы встретились с артистом незадолго до начала репетиции. Он только что приехал из Питера, а вечером уезжал обратно. Актер выглядел уставшим и, отвечая на вопросы, был предельно лаконичным. Невольно подумалось,что Хабенский мог бы служить в разведке. А он играет в кино. И в театре.

       — Театральная история знает несколько постановок «Утиной охоты» (с Владимиром Андреевым, Михаилом Ефремовым в главной роли). Есть фильм «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем. Чье исполнение роли Зилова вам ближе?

       — Театральных постановок я не видел. К творчеству Олега Даля (включая роль Зилова, разумеется) я отношусь с глубоким уважением. Что касается «Утиной охоты», которую репетируем мы? Есть люди, которые, не сделав еще ничего, любят много и красиво говорить о намерениях, о том, каким будет спектакль. Потом приходишь на премьеру и понимаешь, что все это чушь собачья. Полная нестыковка того, о чем говорилось заранее, и того, что происходит на сцене. Пьеса «Утиная охота» настолько хороша, мощна и неприступна, что заниматься саморекламой в данном случае нет никакой необходимости. Когда альпинист забирается на высокую гору, он не рассказывает, как именно он это сделает. Для него главное — добраться до вершины. У нас, по-моему, похожая ситуация. 

       — Кем Вы хотели стать в детстве?

       — Кем все дети хотели быть — моряком, космонавтом. В кого играли, тем и хотели быть. Играли в моряков, партизан, разведчиков, снайперов, в детей подземелья играли. Какое-то время мне хотелось быть отшельником.

       — Вы чуть не стали авиаконструктором. Это было желание родителей?

       — Это было мое желание. Мне надоело учиться в школе, я мечтал пересесть со школьной парты на студенческую скамью. Поэтому после восьмого класса поступил в техникум авиационного приборостроения. Проучился три года, потом понял, что это не мое, и ушел оттуда.

       — Для того чтобы осознать, что это не Ваше, потребовалось целых три года?

       — Да. Я думаю, что первые зачатки актерской натуры тут и проявлялись, потому что, прежде чем что-то понять, нужно все понюхать, потрогать руками, ошибиться.

       — До актерской Вы «потрогали» еще несколько специальностей: сторожа, полотера, дворника.

       — Еще я был монтировщиком в театре. Молодой человек, который пышет здоровьем, должен иметь какую-то финансовую независимость, чтобы жить так, как он хочет. Так как я одновременно работал и сторожем, и полотером, и дворником, деньги у меня были.

       — Актеров у Вас в роду не было?

       — У нас инженерная семья. Но тяга к искусству, увлечение театром прослеживается.

       — Однако в театр Вы попали случайно?

       — Думаю, да. Хотя ничего случайного не бывает. Сначала я работал «театральным горошком» — в массовке (это еще называется «люди в черном»), потом поступил в театральный.

       — Были примерным студентом?

       — Не стану утверждать.

       — Учеба давалась легко?

       — Не скажу, что все было просто. В течение четырех лет из пяти у нас было казарменное положение. Мы сутками пропадали в аудитории. Это была армейская школа театрального искусства. Но зато из стен института мы вышли закаленными людьми, которые имели на счету уже около 150 спектаклей. Хотелось много играть, не хотелось стоять в очереди за главной ролью.

       — Некоторое время Вы работали в театре «Сатирикон». Почему не сложился этот «театральный роман»?

       — Я с глубоким уважением отношусь и к Константину Аркадьевичу, и к его театру, но мне было не интересно играть в массовке, а в Питере предложили хорошую роль. И я уехал.

       — Правда ли, что спектакль «Калигула» в питерском «Ленсовете» был поставлен с расчетом на то, что Вы исполните главную роль?

       — Наверное, да. По крайней мере так утверждает Юрий Бутусов, режиссер спектакля.

       — Любите эту роль?

       — Любимая роль — та, которой не перестаешь удивляться, бояться, прорываться в нее, понимать ее, в изучении которой не останавливаешься. Для меня работы в спектаклях «В ожидании Годо», «Калигула». Это роли навырост.

       — Верите ли Вы в театральные приметы? Например, говорят, что, если упал текст с ролью, нужно обязательно на него сесть…

       — Сажусь. И в приметы верю. Но говорить о том, в какие приметы веришь, — плохая примета. И рассказывать что-то заранее о предстоящем спектакле — тоже плохая примета.

       — Когда на сцене случаются какие-то непредвиденные ситуации, как выходите из положения?

       — Всегда по-разному. На спектакле «В ожидании Годо» мы разговариваем с кем-то из зрителей, пытаемся за него отвечать. И вот буквально вчера зритель активно включился в диалог, заговорил, стал излагать свой вариант понимания пьесы (не скажу, что он был глубоким). Пришлось выкручиваться.

       — Какая из киноролей Вам особенно дорога?

       — В кино важно общение с людьми, приобретение интересных знакомств. Для меня это знакомство и работа с Дмитрием Месхиевым. Мне кажется, что роль в фильме «Механическая сюита», которая была для меня новой и интересной, получилась чуть лучше, чем «удовлетворительно», и чуть хуже, чем «хорошо». На четверочку с минусом, скажем так. Сейчас должен выйти фильм Филиппа Янковского «В движении», где я играю журналиста. Тоже, по-моему, роль, за которую не стыдно.

       — Довольно часто журналист в современном кинематографе — это продажная душа, человек без стыда и совести. Ваш герой тоже такой?

       — Мой герой разный, я очень на это надеюсь. Может одновременно плакать и снимать по заказу каких-то обнаженных женщин, говорить в лицо, кто есть кто, и думать в этот момент о маме, о том, как ей тяжело.

       — Говорят, что на роль в фильме «Женская собственность» Вас взяли без кинопроб. Это так?

       — Да. Думаю, что это какой-то интуитивный выбор Дмитрия Месхиева. Я благодарен ему за то, что он когда-то поверил в меня и что сейчас наши совместные творческие поиски продолжаются.

       — Вы довольно строго оцениваете свои работы в кино. Роли в «Механической сюите» поставили скромную четверочку. А сколько баллов получит у Вас Плахов из «Убойной силы»?

       — Я скажу так: стоило сниматься в тридцати с лишним сериях, чтобы дождаться «чеченского» блока — четырех серий о Чечне. «Убойная сила» — это народная криминальная комедия, детский сериал. Люди смотрят, им нравится. Вообще я считаю, что в сериале лучше недоработать, чем переработать. Герои сериала должны быть очень просты, понятны зрителям. Если я стану пыжиться в каждой серии достать Луну, думаю, люди от меня будут просто уставать. Ведь Плахова любят за то, что он такой же, как все.

       — У Вас были замечательные театральные работы, отмеченные «Золотой Маской», хорошие роли в кино. А всенародная любовь и большая слава пришли только после «Убойной силы». Не обидно?

       — К этому нужно относиться как к данности, как к свершившемуся факту. Нужно смотреть правде в глаза: благодаря «Убойной силе» нас стали знать в лицо. А одна из составляющих профессии актера в том и состоит, чтобы тебя знали в лицо. Без этого нельзя. Да, жалко, что самое простое, самое незначительное оказывается популярным и что благодаря этому ты становишься известным. Но ничего страшного в этом нет.

       — Правда ли, что «Чеченский» блок «Убойной силы» снимался в Осетии, в обстановке, максимально приближенной к боевой?

       — Нельзя сказать, что обстановка была приближена к экстремальной. Да, съемки проходили на границе с Ингушетией. Было несколько неприятных моментов: где-то за перевалом сбили наш вертолет, на одном из блок-постов нас попросили не надевать яркие (и особенно красные) вещи. Но мы старались не придавать этому значения и занимались делом. А вообще — красотища! Красивые, добрые, благородные люди, все так хорошо и? Идет война — парадокс.

       — Некоторые серии «Убойной силы» снимались в Америке. Какое впечатление произвела эта страна? Как там работалось?

       — Все говорят, что американская система распределения времени, подготовки, условий для актеров бесподобна. Мне так не показалось. А может быть, мы просто не туда попали. Я думаю, что не было необходимости находиться там три недели, все, что нужно, можно было отснять за неделю. Но, с другой стороны, походил везде, посмотрел. В Лас-Вегас съездили.

       — Понравилось?

       — Это и сказка, и кошмар одновременно. Огромное неоновое пятно в пустыне, которое никогда не гаснет. Уже за эту сказку можно уважительно относиться к американской нации. 

       — В казино, наверное, играли?

       — Что-то поставили, сыграли, выиграли, потом проиграли в два раза больше. Все нормально, все как со всеми.

       — Считается, что самое тяжелое испытание — медные трубы. Вы звездной болезнью уже переболели?

       — Да. Это действительно болезнь, которая ощущается и психологически, и физически. Бывает у всех. Если кто-то говорит, что у него не было звездной болезни, не верьте — он лукавит. Я болел в течение недели. Потом возникали, конечно, какие-то остаточные явления. Слава богу, что рядом со мной друзья, которые периодически напоминают, откуда мы вышли и куда все придем.

       — Если друзья скажут: «Костя, эта роль у тебя не идет», обидитесь?

       — Я пошлю их далеко и буду продолжать работать над ролью.

       — Критики называют Вас то романтическим героем, то характерным актером, а то и «комиком-неврастеником». Как Вы сами определяете свое актерское амплуа?

       — Мы в нашей компании определили мое амплуа как «комическая старуха». В него входит и комик-неврастеник, и романтический герой, и драматический, и трагикомический, и актер театра и кино, и просто хороший человек. Хорошо, что театральные критики навешивают мне разные «ярлыки». Это говорит о том, что я стараюсь работать в различных амплуа, овладеваю разными жанрами.

       — Вы пришли в загс после бурно отмечавшегося дня рождения. Как на это посмотрели Ваши родители?

       — Мои родители предоставляют мне свободу действий, свободу выбора и право исправлять собственные ошибки.

       — Молодая семья Хабенских строится на демократических принципах или по традиционному правилу «мужчина всегда прав»?

       — Пока нет времени выбирать, кто главный. Наши отношения сейчас можно определить как встречи и разлуки.

       — Как жена относится к Вашей популярности?

       — С пониманием. Точно так же, как и любая мудрая женщина. У Вас сигаретки не найдется? (Услышав отрицательный ответ, Константин отправляется на поиски. Вскоре возвращается, уже с сигаретой).

       — Вредные привычки, как видно, имеются.

       — В полном объеме.

       — Какие спиртные напитки предпочитаете?

       — В зависимости от настроения и места это может быть пиво, водка, абсент или виски.

       — Как любите отдыхать?

       — Очень люблю, особенно в последнее время, об этом помечтать: где, а самое главное, когда буду отдыхать. Думаю, что 10 мая я отдохну. Не весь день, разумеется, а полдня. А в августе, надеюсь, уеду куда-нибудь далеко-далеко и надолго-надолго? Думаю, примерно на неделю. Сейчас для меня лучший отдых, о котором я мечтаю, это сон.

       — Вы одновременно репетируете в Москве и играете в Питере?

       — Да. Позавчера я был в Москве, вчера — в Питере, сегодня — в Москве, завтра опять буду в Питере, где я снимаюсь в новом сериале Сергея Снежкина и играю в театре.

       — Это интересные роли и от них жаль отказываться или хочется денег побольше заработать?

       — Мне нравится моя профессия, иногда я получаю от работы удовольствие, временами колоссальное. Вдобавок за это мне еще платят деньги. Это просто здорово.
Пресса
Константин Хабенский отмечает юбилей, Анна Тимина, Театрал, 11.01.2017
Олег Табаков: «За что любят Хабенского? Конечно, за талант!», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.01.2017
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Константин Хабенский: «Хорошо работать всегда тяжело», Светлана Жохова, Невское время, 27.06.2015
Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015
Исповедальный монолог Хабенского-контрабасиста, Светлана Леглер, Сочи Экспресс, 21.02.2015
Константин Хабенский сыграл на контрабасе в Сочи, видеосюжет телеканала «Кубань 24», 20.02.2015
Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Константин Хабенский. Правила жизни, Полина Еременко, Esquire, 5.12.2014
Константин Хабенский: «В профессии я наглый, а в жизни — мягкий», Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 4.12.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 16.04.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014
Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
Константин Хабенский: «Когда не помогает космос, выручает сила воли», Вячеслав Завьялов, Республика Башкортостан (Уфа), 7.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Константин Хабенский: «Решил на время „завязать“ с театром», Олег Брюховецкий, Академия новостей (Новосибирск), 4.12.2012
Константин Хабенский: «Моё появление в Голливуде осталось незамеченным», Лариса Сокольникова, Новосибирские новости, 30.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В Москве вручили премию имени Олега Янковского, видеосюжет Первого канала, 30.05.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Константин Хабенский отмечает 40-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2012
Хабенскому дан опасный талант, Григорий Заславский, Вести-FM, 11.01.2012
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002