Богов не меняют

Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004
В этом году у Владлена Давыдова, народного артиста, мхатовца, кинозвезды, лауреата Государственной премии, — юбилей. В свои восемьдесят он все так же красив, а голос его по-прежнему глубок и звучен. С ним можно говорить часами: он столько видел и столько пережил. Вы только не перебивайте, и перед вами воскреснет довоенный МХАТ, где еще не стихли шаги самого Немировича-Данченко, оживут легендарные «старики» — Качалов, Москвин и Книппер-Чехова. Вы будто наяву увидите, как в страшные октябрьские дни 1941 года люди, кто пешком, кто на попутках, кто в переполненных вагонах, оставляли Москву, бежали, не зная, суждено ли им будет когда-нибудь вернуться.
Послевоенный «Мосфильм» и первое звуковое кино — и это есть в его рассказах. За шестьдесят лет на сцене и в кино Давыдов сыграл маршалов и царей, английских лордов и русских интеллигентов. Его можно увидеть и сегодня: во МХАТе — это «Амадей», в кино — «Зависть богов» и «Дворцовые перевороты». В кого он только не превращался, а остался человеком. Первым рыцарем, верным стражем, хранителем и очевидцем золотого века русской сцены.

- Владлен Семенович, несмотря на то, что юбилей уже позади, позвольте еще раз поздравить вас с днем рождения, пожелать здоровья и сил, чтобы оправиться после шумных торжеств. О каком своем дне рождения вы вспоминаете чаще всего?

 — Спасибо за поздравления. И здоровье, и силы — все это мне действительно сейчас не помешает. В студеном 1942 году я праздновал свое восемнадцатилетие. И друзья подарили пачку махорки. Дороже подарка я, наверное, никогда больше не получал.

- А в этот раз вы сами себя как-нибудь побаловали?

 — Самый главный подарок вышел из типографии в конце января. Книга «Театр моей мечты», которую я начал писать еще в юности. Тогда, конечно, я и думать не думал, что однажды мои скромные записки перерастут в мемуары. Просто вел дневник. Ходил в театр, весь репертуар довоенного МХАТа пересмотрел несколько раз. И тщательно записывал свои впечатления: кто из артистов мне понравился, кто — нет, какую роль я бы сам хотел сыграть.
Попал в дневник и наш школьный драмкружок. Все очень тщательно описано: как мы работали, что ставили, как прошла премьера «Без вины виноватых». Драмкружком, кстати, заведовал Саша Аронов, который потом стал знаменитым режиссером в Театре Станиславского.
В 1937 году в депутаты Верховного Совета от нашего Фрунзенского района баллотировался легендарный мхатовец Иван Михайлович Москвин. И в школе мне поручили сделать агитплакат, посвященный Москвину. Плакат этот, кстати, до сих пор у меня хранится. Так я стал страстным поклонником Ивана Михайловича, ходил за ним как тень, узнал, где он живет, когда выходит из дома на спектакль. Ждал его, провожал до театра, мы шли пешком и разговаривали. Все эти беседы я, конечно, тщательно записывал, стараясь ничего не упустить.
Я учился в Школе-студии МХАТ и продолжал вести дневник. Не бросил и став актером. Пятнадцать лет был директором Музея МХАТа — и продолжал писать. А три года назад решил все это оформить в книгу.

- МХАТ — это действительно театр вашей мечты или просто такая красивая аллегория?

 — Мне было 11 лет, когда я написал письмо в Художественный театр. Сказал, что мне нравится, как играют артисты, и когда я вырасту, то обязательно буду служить именно в этом театре. Это в высшей степени самонадеянное мальчишеское письмо, конечно, не сохранилось бы, не получи я отпечатанного на машинке ответа: «Благодарим вас за хороший отзыв. Если вы действительно решите стать актером, заканчивайте успешно школу и приходите к нам экзаменоваться». И подпись: режиссер спектакля «Платон Кречет», заслуженный деятель искусств Судаков. Легендарная, надо сказать, личность. Человек, поставивший одни из лучших спектаклей МХАТа в советский период — «Дни Турбиных», «Бронепоезд 14-69».
Шел 1935 год. Мои родители много работали, я с ними почти не виделся. Театр был для меня всем, для чего только и стоило жить. Окном, да что там окном — воротами в рай, в мечту, в романтическую, красивую, поэтичную жизнь. Я собирал программки и даже билеты оставлял на память. Но мечта — она на то и мечта, чтобы идти к ней долго и очень трудно.

- Когда же все-таки состоялось ваше первое личное знакомство с МХАТом?

 — В 1941 году умерла мама, а отчим, врач-невропатолог, ушел на фронт. Я остался один. И в начале октября пошел экзаменоваться в театр. Слушала меня довольно серьезная комиссия, что ни человек — то мэтр, живая легенда. Это только в то время Художественный театр с его верой и интеллигентными традициями мог позволить себе на полном серьезе слушать мальчика с улицы.
Я читал Есенина: «Вы помните, вы все, конечно, помните». Делал это, как мне казалось, очень глубоко, с надрывом и трагичностью в голосе. На полпути меня прервали: «Вам сколько лет? Семнадцать? Вы читаете то, в чем ничего не смыслите. Давайте что-нибудь другое». Против монолога Чацкого комиссия, слава Богу, ничего не имела. Посовещавшись, «зрители» постановили, что данные у меня, безусловно, есть — голос, внешность, но надо учиться. А студии при театре нет, болтаться за кулисами — не лучшее начало творческой жизни. Профессор ГИТИСа Орлов дал мне свой телефон и попросил связаться с ним через неделю — за это время он что-нибудь для меня придумает. А через неделю, 15 октября 1941 года, МХАТ эвакуировался в Саратов. Эти страшные дни я помню до сих пор, будто и не было прошедших с тех пор шестидесяти с лишним лет. Я очень хорошо помню эти дни. Темные, неосвещенные улицы, дома, весь город в маскировке. Идет мокрый снег, по сырому асфальту скользят редкие машины. Фары закрыты, оставлены лишь узкие прорези, сквозь которые сочится плоский, какой-то потусторонний свет. И тишина, будто предсмертное оцепенение. ..
Через несколько дней отправился в тыл, в Куйбышев, и наркомат Военно-Морского Флота, где я в тот момент работал телефонным монтером. А вскоре меня призвали в армию, оставив при наркомате начальником телефонной станции. Это был крах, мои надежды рухнули, забрезживший, казалось, свет померк.

- Но в конце концов все оказалось не так ужасно. Если верить вашей биографии, в 1943 году вы уже были студентом Школы-студии МХАТ. ..

 — Судьба будто испытывала меня, проверяла, действительно ли так сильны мои желания. Но в то же время вела, постоянно сталкивая с хорошими людьми. В апреле 1943 года не стало Немировича-Данченко. И на следующий день вышло постановление об увековечении его памяти. Одним из пунктов было создание Школы-студии имени Немировича-Данченко при Московском Художественном театре. Узнав об этом, я снова будто ожил. Связался с Орловым, он меня сразу вспомнил. Приехал в отпуск в Москву, был представлен директору (на моей памяти во МХАТе сменились десять директоров), и руководство театра обратилось к главнокомандующему Военно-Морского Флота адмиралу Кузнецову с просьбой демобилизовать меня, дать возможность учиться. И меня отпустили. Приказ гласил: демобилизовать и направить в распоряжение дирекции Художественного театра. В 1947 году я окончил студию и в числе 16 человек был принят во МХАТ, где служу до сих пор вот уже 57 лет…

- А с кино все было так же непросто?

 — Еще как! В кино я попал в 1944 году. Меня пригласили на пробы в картину «Без вины виноватые». Утвердили на роль Незнамова, я уже даже начал репетировать с Тарасовой. Но в студии мне строго-настрого запретили сниматься, сказав, что демобилизовали из армии не для кино. Боялись, что экран меня испортит, я зазнаюсь. Я, конечно, расстроился и пошел за подмогой к своему кумиру, Василию Ивановичу Качалову. И он сказал замечательную фразу, которую я до сих пор не могу вспоминать без улыбки: «Владлен, все понимаю, это очень заманчиво, но вот вам мой совет — никогда не портите отношений с дирекцией». И кто это сказал? Гениальный актер, актер мирового класса. Святой человек, которого за его добрейшую душу иногда называли Христос Иванович. И если сам Качалов такое говорит, как тут можно спорить.
В 1948 году, уже будучи актером МХАТа, я попал на пробы в картину «Встреча на Эльбе». Метили меня на роль американского офицера или немецкого учителя. Но Александров, снимавший «Встречу», сказал, мол, извините, Владик, вы на немца не похожи. На американца, впрочем, тоже. И предложил пробоваться на главную роль советского полковника Кузьмина. Но мне 24 года, какой из меня полковник? И тогда Александров, человек удивительного чувства юмора, недаром до этого он снимал исключительно музыкальные комедии, нашел выход из положения: «Владик, вы слишком молоды для полковника, мы с Орловой решили „разжаловать“ вас до майора». С тех пор прошло 55 лет. Этот фильм обзывают конъюнктурным, лакировочным. На это я могу возразить лишь одно: я искренне, как и все мы тогда, верил в каждое слово, произнесенное в этом фильме. Верю и сегодня.
Потом были «Кубанские казаки», «Застава в горах», «Человек-амфибия», любимый мною «Табачный капитан», «Сестры». С этим фильмом, кстати, тоже забавная история связана. Когда он вышел на экран, я получил письмо от девочек-школьниц: «Дорогой товарищ Давыдов. Мы видели фильм „Сестры“, где вы играете Бессонова. Нам понравился этот фильм и то, как вы играете эту роль. Только мы не поняли — ваш образ положительный или отрицательный?» Я написал ответ: «Спросите об этом у своего педагога по литературе». И вновь приходит письмо: «Мы спросили у нашей учительницы, а она сказала: „Давыдов играл эту роль, пусть он вам за нее и отвечает“.

- Почти шестьдесят лет в одном театре. Неужели у вас никогда не было соблазна попробовать себя на другой сцене? Ведь о том, чего не было, всегда жалеешь больше, чем о том, что действительно случилось.

 — МХАТ — это мой храм, в котором я не работаю, а служу. А богов не меняют. Да, здесь были разные времена. Когда после оглушительного успеха во „Встрече на Эльбе“ я продолжал играть в массовке — было обидно. Я не мог спокойно ходить по улицам, меня все время узнавали, а в программке спектакля „Воскресенье“ было написано: лакей графини Чарской — лауреат Сталинской премии В. Давыдов. Мне советовали — напиши Сталину, как это так, унижают не только тебя, но и его имя. Я ничего не стал писать, я слишком любил МХАТ и готов был для него на все. Я вытерпел это тяжелое начало, и театр с лихвой отплатил мне: я стал играть очень много интересных главных ролей. Не знаю, что я сделал для театра, но театр дал мне все. Даже семью. Моя однокурсница и жена Маргарита Анастасьева, очаровательная красавица Марго, с которой мы уже 53 года вместе, тоже всю жизнь проработала во МХАТе. Здесь же служит и наш сын Андрей.
Марго много играла. Со спектаклем „Дядя Ваня“, где в роли Елены Андреевны она сменила Тарасову, ездила на гастроли в Лондон и в Париж. Занимали ее и во всех советских пьесах, которые она, смеясь, называет „моя Лениниана“: в „Кремлевских курантах“, в „Третьей патетической“. На мой взгляд, она своей чистотой и искренностью украшала и оправдывала все эти политизированные агитационные пьесы.
Когда я готовил свою книгу, то попросил ее написать отдельную главу. Там она рассказывает, как пережила поток обрушившейся на меня славы и толпы поклонниц. Знаете, она очень любит повторять, что красивый мужчина — это золото в чужом кармане. Хотя что-то мне подсказывает, что в ее карман тоже кое-что попадало…
2004
Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004
«Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004
Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004
Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004
Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004
Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Весь мир — психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Новая, новее, еще новее…, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004
Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004
Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004
В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004
Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004
Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004
Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004
Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004
Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004
«Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004
Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004
Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004
Теперь хоть и помереть…, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
«Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004
Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004
Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004
Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004
Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004
МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004
Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004
Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004
Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004
Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004