Назад в будущее

Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
На этой неделе МХАТ возвращает на сцену свою самую томительную легенду — пьесу Михаила Булгакова «Дни Турбиных».

В нынешнем сезоне Олег Табаков заготовил два серьезных «удара» по зрителю: «Мещане» и «Турбины» — пьесы из старого репертуара Художественного театра — теперь поставлены заново. Режиссер первого спектакля — разрушитель и бунтарь Кирилл Серебренников, режиссер второго — милейший Сергей Женовач, мастер интимного, задушевного театра. В «Мещанах» семейная баталия разворачивается за обеденным столом, в «Турбиных» нет ничего более прекрасного, чем всеобщее застолье. «Время разбрасывать камни и время собирать» — лучше не скажешь.
«ВД» беседует с Сергеем Женовачем.

- Сергей Васильевич, «Дни Турбиных» — это ваш выбор?

 — Выбор пьесы мой. Олег Табаков пригласил меня в театр, мы прикинули команду артистов, и все другие варианты отпали сами собой. Я начинаю работать только тогда, когда вижу реальное распределение ролей. Тогда понятна атмосфера, замысел не развивается без личностей. В тебе начинают жить их ритмы, характеры. Без Турбина — Константина Хабенского и Мышлаевского — Михаила Пореченкова спектакля точно не было бы. Я бы не рискнул.

- Кому принадлежит гениальная идея занять в роли Лаорисика Александра Семчева?

 — Предложение исходило от Олега Табакова. В первую секунду я был ошарашен, а потом влюбился в эту затею. Ларион — своеобразный Пьер Безухов, неуклюжий, трогательный, трепетный. Мир сыпется, а он все воспринимает чистым, детским взглядом.

- Я слышал, что вы пьесу «Дни Турбиных» сильно расширяете за счет романа «Белая гвардия».

 — Мы восстанавливаем историческую справедливость — раз уж считается, что Художественный театр испортил роман, что пьеса стала компромиссом. «Дни Турбиных» были написаны на конкретных артистов МХАТа, воспитанных на Чехове. Нам захотелось уйти от этого и «дохнуть» на пьесу атмосферой романа. Мы размываем пьесу снами, предчувствиями, пророческими видениями. Нужно вернуться к восприятию Булгакова, невольно искаженного театром.

- Есть главное различие между романом и пьесой. Алексей будет убит?

 — Конечно. Это центр. Если в романе Алексей Турбин — лирический герой, мучающийся, терзающийся, врач на войне, то в пьесе — герой трагический, офицер, лидер. И когда лидера убивают, это страшно, нелепо и глупо. С Алексеем семье все было понятно, без Алексея семья встает перед проблемой выбора — как жить дальше. Мы все зависим друг от друга — это пьеса про взаимозависимость, переплетение судеб людей. От бегства гетмана зависят судьбы множества невинных людей. Скоропадский бежит, а Алексей бежать не может, должен спасти юнкеров. Немцы сдают город Петлюре, а за это петлюровцы не трогают немцев при отходе. Они договорились, а мальчишки этого не знали, готовые с винтовками и пулеметами неизвестно кого защищать. Вот где драма: один человек бежит, а другой не может.

- Размеры сцены МХАТа, надеюсь, позволили вам сделать хорошие массовые сцены, батальные эпизоды?

 — Обстрелы, взрывчики… Пиротехники у нас все что-то пробуют, взрывают… Это должно быть убедительно, иначе не стоит браться за сюжет из истории Гражданской войны. Когда выстрелы звучат в фонограмме, у зрителя не возникает чувства опасности.

- Почему Сталину так нравилась эта пьеса?

 — Михаил Афанасьевич был монархистом. Он любил сильные личности, мощные личности. Сталин это почувствовал. Ему это тоже было интересно. Речь Сталина в начале Великой Отечественной войны — это парафраз речи Алексея Турбина. Раньше многое казалось конъюнктурным, а сегодня видно, что Булгаков ни разу не покривил душой. Читаешь и становится не по себе: актеры играли этот текст под неусыпным оком вождя, который любил спектакль и видел его 17 раз. Они смели выходить на сцену, где стояла рождественская ель, петь гимн батюшке-царю и говорить о том, что есть «только две силы: большевики и мы». Это был поступок, которому нет равного. В главном театре советской страны вдруг возникали люди, прошлое которых никогда не вернется. А, между тем, они жили только этим прошлым — застольями, печкой с изразцами, жили памятью о маме, жили домом. Настоящего нет и прошлого нет. Есть только будущее, неведомое и неощущаемое. Булгаков всегда жил ритмом будущего, ритмом вечного покоя, который только еще будет? Будущее парадоксальным образом смыкается с тем, что было в детстве: елка, мама — белая королева.

- Возможен ли сегодня на сцене позитивный образ военного?

 — Об этом не думаешь. Думаешь о характерах, о судьбах людей. Вот Мышлаевский — неугомонный балагур, матершинник и совестливый военный, который готов остаться в стране, не принимая большевизма. Ничего, кроме России, для него быть не может. Вот Студзинский — надежный человек, который либо уничтожит большевиков, либо уничтожит себя самого. Он остается в одиночестве. Вся русская армия была уничтожена, ее лучшая часть, интеллигенция армии. Судьба русской армии — трагическая судьба. Студзинский выбирает «бег», Мышлаевский остается, калека Николка никогда в жизни не простит себе смерти брата. Ларион, наверное, пойдет в лётную школу, будет сдавать на значок ГТО. Шервинский останется с Леной. Время сделает свое дело.

- Бывали ли вы в Киеве и ощущаете ли географический контекст «Турбиных»?

 — Конечно. В Киеве сохранилась квартира Турбиных, гимназия, где учился Николка. Когда МХАТ был на гастролях на Украине, Булгаков показывал лестницу, по которой бежал Николка, где он прыгнул, где ударился головой, каким проулком спасся. По этим маршрутам можно ходить до сих пор. Михаил Афанасьевич выдумку лепит с помощью реальности. Понять Булгакова без географии невозможно. Надо все «проходить ногами».

- Киевский мир будет отражен в декорации?

 — Киев — это горки, холмы, Киев — это Андреевский спуск. Художник Александр Боровский установил на сцене образ среды. Мир вздыбился, пространство жизни «съехало вниз», перепуталось. Все рухнуло. Остались звезды в черном украинском небе, памятник Святого Владимира с крестом, парящий на Киевом, и будущее, вечность.

P. S. Тут следует кое-что пояснить. Зритель, пришедший в театр, увидит такую картину. Каменный тротуар с оградами и фонарными столбами вздыбился под самые колосники — это крутой Андреевский спуск, где дом Турбиных под № 13 как бы весь сполз в левую часть сцены. А вещи — фортепиано, стол, стулья, печка — сгрудились, сжались, словно поставленные в чулан.
2004
Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004
«Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004
Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004
Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004
Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004
Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Весь мир — психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Новая, новее, еще новее…, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004
Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004
Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004
В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004
Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004
Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004
Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004
Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004
Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004
«Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004
Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004
Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004
Теперь хоть и помереть…, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
«Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004
Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004
Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004
Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004
Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004
МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004
Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004
Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004
Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004
Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004