Владлен Семенович Давыдов
Народный артист РФ, Лауреат Государственной премии РФ, Лауреат Сталинских премий
(16 января 1924 г. — 30 июня 2012 г.)
Выпускник Школы-студии первого набора, он стал в 1947 г. членом Студийной группы; всю жизнь провел в труппе МХАТ (первая роль — Апрель в сказке “Двенадцать месяцев”, 1948). Внешние данные (высокий рост, превосходная фигура, правильные черты, красивый голос), сдержанный мужественный тон делали его образцовым исполнителем положительных социальных ролей в кино и в театре сороковых и пятидесятых годов (Сталинские премии за роль в фильме “Встреча на Эльбе”, за роль Родиона Васильцова в спектакле МХАТ “Вторая любовь”). Но не эти и подобные роли, а элегантный злодей Кэркер в “Домби и сыне” (1953), стильно прорисованные фигуры Одоевского в “Лермонтове”, Вяземского и Николая I в “Медной бабушке”, ленивый и добрый фат лорд Горинг, а затем безупречный джентльмен Роберт Чилтерн в “Идеальном муже”, холеный эгоист Тальберг в обновленных “Днях Турбиных” (1968) были ближе природе артиста, затребовав четкости характерных линий, чувства стиля, исторического воображения. Среди работ Давыдова — “ученик дьявола” Ричард в комедии Шоу (1957), Крогстад в “Норе” (1960), Двоеточие в “Дачниках” (1977), Ферапонт в “Трех сестрах” (постановка 1997). В. Я. Виленкин, назвавший в юбилейной заметке своего любимого ученика “звездой «несостоявшегося» поколения”, выделил еще одну роль: Иосиф II в “Амадее” (1983), умнейший и полный юмора очерк фигуры величественного и уверенного в себе дурака. В биографии актера существен цикл ролей-вводов в спектакли Горького и Чехова (Барон, “На дне”; Николай Скроботов, “Враги”; Кулыгин,”Три сестры”; Дорн в двух постановках “Чайки”; Сорин в “Чайке”; Лебедев в “Иванове”; Серебряков в “Дяде Ване”). Он вводился также на роль “От автора” в “Воскресение”, играл Ивана в “Братьях Карамазовых” (1966).
Составитель, комментатор и автор летописи в сборнике «Борис Георгиевич Добронравов» (1983 г.). Участвовал в создании книги «Артист» (1994 г.), посвященной Е. Евстигнееву. С 1985 по 2000 г. работал директором Музея МXАТ. Автор статей и воспоминаний о мастерах МХАТ и кино.
Снимался в фильмах: «Встреча на Эльбе» Г. Александрова, «Кубанские казаки» И. Пырьева, «Застава в горах» К. Юдина, «Человек-амфибия» Г. Казанского и В. Чеботарева, «Выстрел» Н. Трахтенберга, «ТАСС уполномочен заявить» В. Фокина, «Освобождение» Ю. Озерова, «Сестры» Г. Рошаля, «Теперь пусть уходит» С. Алексеева, «Табачный капитан» И. Усова, «Зависть богов» В. Меньшова, «Утомлённые солнцем — 2: Цитадель» Н. Михалкова.
Выпускник Школы-студии первого набора, он стал в 1947 г. членом Студийной группы; всю жизнь провел в труппе МХАТ (первая роль — Апрель в сказке “Двенадцать месяцев”, 1948). Внешние данные (высокий рост, превосходная фигура, правильные черты, красивый голос), сдержанный мужественный тон делали его образцовым исполнителем положительных социальных ролей в кино и в театре сороковых и пятидесятых годов (Сталинские премии за роль в фильме “Встреча на Эльбе”, за роль Родиона Васильцова в спектакле МХАТ “Вторая любовь”). Но не эти и подобные роли, а элегантный злодей Кэркер в “Домби и сыне” (1953), стильно прорисованные фигуры Одоевского в “Лермонтове”, Вяземского и Николая I в “Медной бабушке”, ленивый и добрый фат лорд Горинг, а затем безупречный джентльмен Роберт Чилтерн в “Идеальном муже”, холеный эгоист Тальберг в обновленных “Днях Турбиных” (1968) были ближе природе артиста, затребовав четкости характерных линий, чувства стиля, исторического воображения. Среди работ Давыдова — “ученик дьявола” Ричард в комедии Шоу (1957), Крогстад в “Норе” (1960), Двоеточие в “Дачниках” (1977), Ферапонт в “Трех сестрах” (постановка 1997). В. Я. Виленкин, назвавший в юбилейной заметке своего любимого ученика “звездой «несостоявшегося» поколения”, выделил еще одну роль: Иосиф II в “Амадее” (1983), умнейший и полный юмора очерк фигуры величественного и уверенного в себе дурака. В биографии актера существен цикл ролей-вводов в спектакли Горького и Чехова (Барон, “На дне”; Николай Скроботов, “Враги”; Кулыгин,”Три сестры”; Дорн в двух постановках “Чайки”; Сорин в “Чайке”; Лебедев в “Иванове”; Серебряков в “Дяде Ване”). Он вводился также на роль “От автора” в “Воскресение”, играл Ивана в “Братьях Карамазовых” (1966).
Составитель, комментатор и автор летописи в сборнике «Борис Георгиевич Добронравов» (1983 г.). Участвовал в создании книги «Артист» (1994 г.), посвященной Е. Евстигнееву. С 1985 по 2000 г. работал директором Музея МXАТ. Автор статей и воспоминаний о мастерах МХАТ и кино.
Снимался в фильмах: «Встреча на Эльбе» Г. Александрова, «Кубанские казаки» И. Пырьева, «Застава в горах» К. Юдина, «Человек-амфибия» Г. Казанского и В. Чеботарева, «Выстрел» Н. Трахтенберга, «ТАСС уполномочен заявить» В. Фокина, «Освобождение» Ю. Озерова, «Сестры» Г. Рошаля, «Теперь пусть уходит» С. Алексеева, «Табачный капитан» И. Усова, «Зависть богов» В. Меньшова, «Утомлённые солнцем — 2: Цитадель» Н. Михалкова.
Роли
| Спектакль | Роль | Постановка | Дата премьеры |
|---|---|---|---|
| Чайка (2001) | Сорин | Режиссёр-постановщик Олег Ефремов , Режиссёр Николай Скорик , | 20 окт 2001 |
| Три сестры (1997) | Ферапонт | Режиссёр-постановщик Олег Ефремов , Режиссёр Николай Скорик , | 25 фев 1997 |
| Дядя Ваня (1985) | Серебряков | Режиссёр-постановщик Олег Ефремов , Ассистент режиссера Николай Скорик , | 27 фев 1985 |
| Амадей | Иосиф II | Постановка и режиссура Марк Розовский , Режиссёр Игорь Власов , | 20 дек 1983 |
| Так победим! | Профессор | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр Роза Сирота , Режиссёрская группа Сергей Десницкий, Леонид Монастырский, Николай Скорик, Д. Мкртчян | 19 дек 1981 |
| Чайка (1980) | Сорин | Постановка и режиссура Олег Ефремов | 09 июл 1980 |
| Дачники | Двоеточие Семён Семёнович | Постановка и режиссура Владимир Салюк , Режиссёр Владимир Прудкин , | 19 фев 1977 |
| Иванов (1976) | Лебедев Павел Кириллыч | Постановка и режиссура Олег Ефремов , Режиссёр Сергей Десницкий , (стажёр) Игорь Власов , | 26 дек 1976 |
| Обратный счёт | Каминский | Постановка и режиссура Иосиф Раевский , Режиссёр Владимир Захаров , | 29 дек 1970 |
| Дни Турбиных (1968) | Тальберг Владимир Робертович | Постановка Леонид Варпаховский , Режиссёр-ассистент Михаил Горюнов , | 12 янв 1968 |
| Братья Карамазовы (1960) | Иван | Постановка и режиссура Борис Ливанов, Павел Марков, Василий Марков | 09 апр 1960 |
Галерея
Галерея
Пресса
-
100 лет со дня рождения народного артиста СССР Владлена Семеновича Давыдова
-
Театральный роман длиной в 67 лет: Владлен Давыдов и Маргарита Анастасьева
-
Актёры Победы. Анатолий Белый рассказывает о Владлене Давыдове
-
Телеверсия спектакля Олега Ефремова «Три сестры» и рассказ Галины Скоробогатовой о постановке
-
-
На Ваганьковском кладбище похоронен старейший актер МХАТа Владлен Давыдов
-
МХТ проводил в последний путь Владлена Давыдова
-
Москва простилась с Владленом Давыдовым
-
Умер Владлен Давыдов
-
От «Встречи на Эльбе» до «Цитадели»
-
С Владленом Давыдовым простятся в МХТ имени Чехова
-
Владлен Давыдов хранитель мхатовских традиций
-
В Москве скончался Народный артист России Владлен Давыдов
-
В Москве на жизни скончался народный артист России Владлен Давыдов
-
Владлен Давыдов: «Ни о чём не жалею». Документальный фильм
-
Богов не меняют
-
В поисках утраченного МХАТа
-
Если бы жить
-