Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

И безнадежность ищет слов

Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Пьесу “Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето” драматург Ярослава Пулинович написала в 2021 году, когда карантины, удручающие эпидемиологические сводки в новостях и дистанционные рабочие и личные отношения резко переменили наш привычный мир. Режиссер Галина Зальцман, первой взявшая ее к постановке на сцене Московского театра “Современник” в 2022 году, хотя и оставила от авторского названия только слово “житие”, в атмосфере спектакля удивительным образом передала клаустрофобически панические ощущения “ковидного лета”.

Недавняя премьера на Новой сцене МХТ называется “Жаркое ковидное лето”, но в постановке Татьяны Архипцовой ни эпидемия, ни карантины никакого влияния на действие не оказывают, декорация Александра Петрова вызывает ассоциацию с холодом заброшенных домов, а не духотой современного города при плюс тридцати восьми градусах в тени. Получившемуся спектаклю, кажется, больше подошло бы именно название “Житие Алевтины Павловны и Федора Михайловича”. А может быть, и вовсе “Житие Алевтины Павловны”.

Живет Алевтина Павловна в достаточно крупном, судя по наличию Университета, провинциальном городе, преподает, диссертацию защитила когда-то по творчеству Достоевского. Муж, тоже преподаватель, умер семнадцать лет назад. Дочь Маша (Алена Хованская) давно уехала в Москву, но так и не нашла там себе места – ни по самоощущению, ни конкретного рабочего. В нескладности своей жизни Маша склонна обвинять мать и с большим удовольствием занимается саморазвитием, докапываясь до истоков своих детских и подростковых травм. Дочь Маши, Даша (эту роль в очередь играют Маргарита Якимова и Софья Шидловская) – жизнерадостное чудовище тринадцати лет, в меру эгоистичное, в меру симпатичное. Три представительницы одной семьи, в сущности, в равной степени дистанцированы друг от друга без всяких объявлений карантина. Самое близкое существо для Алевтины Павловны – собака. Подобранный семнадцать лет назад на улице щенок Федор Михайлович (Владимир Тимофеев). Теперь он стар и болен. Продлить ему жизнь – единственное, чего хочет его хозяйка. Ни доводы ветеринара, ни приезд внучки, ни слезы дочери, ни вынужденная встреча с бывшим любовником (Эдуард Чекмазов) не имеют никакого значения, если Федор Михайлович отказывается от еды и уже почти не ходит. А он бы рад сделать для обожаемой хозяйки все, что угодно, но может только не отрывать от нее безусловно восхищенного взгляда. Финал спектакля кажется сказочным, почти притчевым, во внезапно возникшее взаимопонимание между матерью и дочерью не очень верится, оно мнимо, как сон, и ощущения безнадежного одиночества не перебивает.

В роли Алевтины Павловны – Ольга Яковлева. Хрупкая уцелевшая часть великого театра, секрет которого сегодня знает только она одна. В Художественном театре она репертуаром, прямо скажем, не избалована. Премьер у нее не было почти десять лет. Легко входя в современную, вполне бытовую и мелодраматичную пьесу, Ольга Яковлева являет собой ошеломительный контраст всему, что ее окружает. Ироничной филологической игре драматурга Пулинович со всеми этими модными “не в ресурсе”, “токсично”, “абьюз”, “коуч” и обрывками слов, которыми разговаривают теперь подростки. Достойным актерским работам своих партнеров – тонкой игре одними глазами, в которых бескрайняя преданность, Владимира Тимофеева и написанному крупными мазками образу, создаваемому Эдуардом Чекмазовым. Прямолинейной режиссуре Татьяны Архипцовой. Кажется, даже крайне неудобной Новой сцене МХТ, где колонны с двух сторон ограничивают обзор.

Оттого и нет в этом спектакле ничего важнее “жития Алевтины Павловны”, что сам способ актерского существования Ольги Яковлевой столь неповторим и уникален. Интонация каждого произнесенного слова, воспетые Анатолием Эфросом “голосовые оттенки”. Акварельное, мягкое наполнение смыслом жестов и движений. Игра на полутонах, не терпящая поспешности даже в остро драматичных сценах. Алевтина Павловна, какой создает ее Яковлева, женщина довольно эгоцентричная и, пожалуй, не самая приятная. Ее легко представить в университетской аудитории, где она увлекательно и слегка снисходительно читает лекции. Она требовательна к студентам и требовательна к себе. Она вообще предельно честна с собой и свою прожитую жизнь называет “немного красивой, немного странной, немного глупой”. У нее конфликта с дочерью нет, а к попыткам дочери выйти на конфликт она относится с ироничным отстранением. Свое одиночество она выбрала сознательно, и когда любимого пса не станет, она переживет и это. Со спокойным достоинством, столь присущим и актрисе, которая ее играет.

Оригинал статьи
Пресса
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Ольге Яковлевой, с любовью, Ольга Скорочкина, Надежда Таршис, Вадим Гаевский, Петербургский театральный журнал, 14.03.2021
Сегодня день рождения и юбилей Ольги Михайловны Яковлевой, Сергей Николаевич, https://www.facebook.com/sergey.nikolaevich.96, 14.03.2021
К юбилею Ольги Яковлевой, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2021
Ольге Яковлевой. Объяснение с продолжением, Адольф Шапиро, Экран и сцена, 12.03.2021
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
В театре Табакова отмечают юбилей за юбилеем, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 5.09.2006
Старомодная трагедия, Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005
Милая моя, взял бы я тебя…, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005
Преимущества слабости, Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005
Состоялась премьера спектакля «Спуск с горы Морган», Марина Перелешина, Радио «Маяк», 24.02.2005
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева