Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Та самая режиссура, ради которой и существует театр…»

Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
Сегодня 100 лет со дня рождения одного из главных режиссёров ХХ века Анатолия Васильевича Эфроса (1925 – 1987).

Его спектакли часто сравнивали с музыкальным произведением, где у каждого актёра была своя партия. И если в этом ансамбле существовала первая скрипка – то это, конечно же, была Ольга Яковлева. Джульетта и Дездемона, Нина Заречная и Агафья Тихоновна, Ирина из «Трёх сестер» и Арманда из «Кабалы святош», арбузовская Лика и мольеровская Селимена, Лиза Хохлакова из «Брата Алёши» и Наталья Петровна из «Месяца в деревне» – вот неполный список её героинь в спектаклях Мастера.

После смерти Эфроса Ольга Михайловна работала с разными режиссёрами, а в 2004 году вошла в труппу МХТ имени А. П. Чехова. В её голосе, в её интонациях и сегодня звучат отголоски тех великих постановок, и мы очень дорожим тем, что именно в нашей труппе есть часть театра Анатолия Эфроса.

Сегодня мы делимся с вами фрагментами недавнего разговора с Ольгой Михайловной Яковлевой.

Мизансцены как балет

Когда во время наших репетиций заканчивался так называемый «застольный период», Анатолий Васильевич уже примерно представлял все мизансцены. У некоторых режиссёров до самого выпуска спектакля невозможно добиться, из какой кулисы выходить. А Эфрос почти всё время стоял на сцене рядом с актёром и словно тренер спортивный подсказывал: «Сейчас сюда, сделайте зигзаг, потом поворот… а здесь у вас ошибка».

Так мы репетировали спектакль «Брат Алёша» по роману Достоевского. Моя героиня, Лиза, по сюжету не может ходить. Как воплотить это на сцене? Просто кататься на инвалидной коляске? Эфрос руководил мной: «Перемещайтесь из одного угла в другой, а теперь быстрее, а теперь медленнее». Анатолий Васильевич сам задавал ритм, искал внешнюю форму тому состоянию, в котором находится человек, стеснённый в движениях.

А ещё помню своё зрительское впечатление от постановки «Ромео и Джульетта». Мы приехали на гастроли в Ригу, и спектакль играл второй состав. Я смотрела с пятого яруса, и вдруг увидела площадку, словно расчерченную разными геометрическими фигурами. В этом пространстве перемещались Ромео и Джульетта. В сцене на балконе во второй части Джульетта по диагонали сбегала к нему вниз, скорее даже вылетала. Это было так красиво! Как балет. Эфрос музыкально разъял сцену.

Про тайну спектаклей Эфроса

Помню, как я смотрела на прогоне спектакль Эфроса, в котором не играла, – «Человек со стороны» по пьесе Дворецкого. Он произвёл на меня огромное впечатление, а ведь это всего лишь производственная драма. Но после спектакля было так грустно, ощущалась незавершённость, недосказанность. Что бы Эфрос ни ставил, над спектаклем витало какое-то марево и жуткая тоска. У Эфроса всегда было что-то «над» текстом. Не первый план, который можно видеть, слышать и осязать материально, а то, что заставляет мучиться душу. Вот это и есть та самая режиссура, ради которой и существует театр. Это тайна, это неизвестность. Анатолий Васильевич был настолько прозрачен и настолько понятен, доступен, но настолько же он был и сложен. Как всё это в нём совмещалось?

Про равновесие и прощение

Эфрос всегда следил за нравственными проявлениями актёров. Если актёр зазнавался, он давал ему это почувствовать, или наоборот, поддерживал, если актёр впадал в депрессию. Ведь наша профессия – очень опасная, многие не выдерживают психологического внедрения в материал, в персонажа. Тут нужна какая-то культура обращения с этими материями, умение держать равновесие. Вот Эфрос давал это равновесие. По крайне мере, мне – точно.

Анатолий Васильевич в последние годы своей жизни, по-моему, жалел людей. Ему всех было жалко. Ему было жалко актёров театра на Таганке, ему было жалко вообще население нашей страны, потому что шёл конец 80-х годов, жили все неважно. Он как-то умел не гневаться. Он мог рассердиться разве что в том случае, если речь шла о наглости и хамстве. Вот этого он терпеть не мог.

Оригинал статьи
Пресса
«Та самая режиссура, ради которой и существует театр…», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 3.07.2025
И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Ольге Яковлевой, с любовью, Ольга Скорочкина, Надежда Таршис, Вадим Гаевский, Петербургский театральный журнал, 14.03.2021
Сегодня день рождения и юбилей Ольги Михайловны Яковлевой, Сергей Николаевич, https://www.facebook.com/sergey.nikolaevich.96, 14.03.2021
К юбилею Ольги Яковлевой, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2021
Ольге Яковлевой. Объяснение с продолжением, Адольф Шапиро, Экран и сцена, 12.03.2021
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
В театре Табакова отмечают юбилей за юбилеем, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 5.09.2006
Старомодная трагедия, Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005
Милая моя, взял бы я тебя…, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005
Преимущества слабости, Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005
Состоялась премьера спектакля «Спуск с горы Морган», Марина Перелешина, Радио «Маяк», 24.02.2005
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева