Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | «Та самая режиссура, ради которой и существует театр…»Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 3.07.2025 Сегодня 100 лет со дня рождения одного из главных режиссёров ХХ века Анатолия Васильевича Эфроса (1925 – 1987).Его спектакли часто сравнивали с музыкальным произведением, где у каждого актёра была своя партия. И если в этом ансамбле существовала первая скрипка – то это, конечно же, была Ольга Яковлева. Джульетта и Дездемона, Нина Заречная и Агафья Тихоновна, Ирина из «Трёх сестер» и Арманда из «Кабалы святош», арбузовская Лика и мольеровская Селимена, Лиза Хохлакова из «Брата Алёши» и Наталья Петровна из «Месяца в деревне» – вот неполный список её героинь в спектаклях Мастера. После смерти Эфроса Ольга Михайловна работала с разными режиссёрами, а в 2004 году вошла в труппу МХТ имени А. П. Чехова. В её голосе, в её интонациях и сегодня звучат отголоски тех великих постановок, и мы очень дорожим тем, что именно в нашей труппе есть часть театра Анатолия Эфроса. Сегодня мы делимся с вами фрагментами недавнего разговора с Ольгой Михайловной Яковлевой. Мизансцены как балет Когда во время наших репетиций заканчивался так называемый «застольный период», Анатолий Васильевич уже примерно представлял все мизансцены. У некоторых режиссёров до самого выпуска спектакля невозможно добиться, из какой кулисы выходить. А Эфрос почти всё время стоял на сцене рядом с актёром и словно тренер спортивный подсказывал: «Сейчас сюда, сделайте зигзаг, потом поворот… а здесь у вас ошибка». Так мы репетировали спектакль «Брат Алёша» по роману Достоевского. Моя героиня, Лиза, по сюжету не может ходить. Как воплотить это на сцене? Просто кататься на инвалидной коляске? Эфрос руководил мной: «Перемещайтесь из одного угла в другой, а теперь быстрее, а теперь медленнее». Анатолий Васильевич сам задавал ритм, искал внешнюю форму тому состоянию, в котором находится человек, стеснённый в движениях. А ещё помню своё зрительское впечатление от постановки «Ромео и Джульетта». Мы приехали на гастроли в Ригу, и спектакль играл второй состав. Я смотрела с пятого яруса, и вдруг увидела площадку, словно расчерченную разными геометрическими фигурами. В этом пространстве перемещались Ромео и Джульетта. В сцене на балконе во второй части Джульетта по диагонали сбегала к нему вниз, скорее даже вылетала. Это было так красиво! Как балет. Эфрос музыкально разъял сцену. Про тайну спектаклей Эфроса Помню, как я смотрела на прогоне спектакль Эфроса, в котором не играла, – «Человек со стороны» по пьесе Дворецкого. Он произвёл на меня огромное впечатление, а ведь это всего лишь производственная драма. Но после спектакля было так грустно, ощущалась незавершённость, недосказанность. Что бы Эфрос ни ставил, над спектаклем витало какое-то марево и жуткая тоска. У Эфроса всегда было что-то «над» текстом. Не первый план, который можно видеть, слышать и осязать материально, а то, что заставляет мучиться душу. Вот это и есть та самая режиссура, ради которой и существует театр. Это тайна, это неизвестность. Анатолий Васильевич был настолько прозрачен и настолько понятен, доступен, но настолько же он был и сложен. Как всё это в нём совмещалось? Про равновесие и прощение Эфрос всегда следил за нравственными проявлениями актёров. Если актёр зазнавался, он давал ему это почувствовать, или наоборот, поддерживал, если актёр впадал в депрессию. Ведь наша профессия – очень опасная, многие не выдерживают психологического внедрения в материал, в персонажа. Тут нужна какая-то культура обращения с этими материями, умение держать равновесие. Вот Эфрос давал это равновесие. По крайне мере, мне – точно. Анатолий Васильевич в последние годы своей жизни, по-моему, жалел людей. Ему всех было жалко. Ему было жалко актёров театра на Таганке, ему было жалко вообще население нашей страны, потому что шёл конец 80-х годов, жили все неважно. Он как-то умел не гневаться. Он мог рассердиться разве что в том случае, если речь шла о наглости и хамстве. Вот этого он терпеть не мог. Оригинал статьи Пресса «Та самая режиссура, ради которой и существует театр…», Анастасия Казьмина, Медиацентр МХТ, 3.07.2025 И безнадежность ищет слов, Мария Чернова, Экран и сцена, 19.05.2024 Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024 «Жаркое ковидное лето» в МХТ имени А. П. Чехова: фоторепортаж Екатерины Цветковой, Театрал, 27.02.2024 В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024 «Жаркое ковидное лето» – премьера на Новой сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 26.02.2024 «Жаркое ковидное лето»: бенефис Ольги Яковлевой, Медиацентр МХТ, 6.02.2024 Ольга Яковлева: «Где этот прекрасный мир, когда он наступит?», Мария Михайлова, Театрал, 17.12.2023 На «Звезде Театрала» чествуют легенду сцены Ольгу Яковлеву, Татьяна Власова, Театрал, 11.12.2023 «Звезда Театрала»-2023 представляет «Легенд сцены», Театрал, 7.11.2023 Премия «Звезда Театрала» назвала лауреатов в номинации «Легенда сцены», Инга Бугулова, Российская газета, 7.11.2023 Ольге Яковлевой, с любовью, Ольга Скорочкина, Надежда Таршис, Вадим Гаевский, Петербургский театральный журнал, 14.03.2021 Владимир Путин поздравил Ольгу Яковлеву с юбилеем, сайт Президента РФ, 14.03.2021 Сегодня день рождения и юбилей Ольги Михайловны Яковлевой, Сергей Николаевич, https://www.facebook.com/sergey.nikolaevich.96, 14.03.2021 Михаил Мишустин поздравил народную артистку России Ольгу Яковлеву с юбилеем, сайт Правительства России, 14.03.2021 Народная артистка РСФСР Ольга Яковлева отмечает юбилей, ТАСС, 14.03.2021 К юбилею Ольги Яковлевой, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2021 Ольге Яковлевой. Объяснение с продолжением, Адольф Шапиро, Экран и сцена, 12.03.2021 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Видеозапись вечера памяти Беллы Ахмадулиной «Не плачьте обо мне — я проживу», телеканал «Культура», 13.08.2017 «Ольга Яковлева… Какая есть». Анонс документального фильма, телеканал «Культура», 8.11.2016 Александр Калягин поздравил Ольгу Яковлеву с юбилеем, официальный сайт СТД РФ, 14.03.2016 Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016 Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016 Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016 «Ольга Яковлева. Тихим голосом». Документальный фильм, 2011 г., телеканал «Культура», 12.03.2016 Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016 К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016 Ольга Яковлева в программе «Большая семья» (эфир от 2 мая 2015 г.), телеканал «Культура», 3.07.2015 “Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012 Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012 Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012 Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012 В театре им. Евгения Вахтангова прошла 20-я церемония вручения театральной премии «Хрустальная Турандот», телесюжет телеканала ТВ-Центр, 13.06.2011 В Москве вручили театральную премию «Хрустальная Турандот», видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2011 Театральная премия «Хрустальная Турандот» вручена в 20-й раз, Кристина Матвиенко, Известия, 13.06.2011 Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011 Актриса театрального «золотого фонда» Ольга Яковлева отмечает юбилей, РИА-Новости, 14.03.2011 Ольга Яковлева: актерская энергия, которая чревата взрывом, телеканал «Культура», 14.03.2011 Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011 Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011 Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011 Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011 Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011 На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010 «Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010 Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010 Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010 Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010 Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010 В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010 Художественный театр в этом сезоне сделал акцент на русскую классику, РИА Новости, 12.04.2010 Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010 Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008 В театре Табакова отмечают юбилей за юбилеем, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 5.09.2006 Старомодная трагедия, Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005 Милая моя, взял бы я тебя…, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005 Преимущества слабости, Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005 Состоялась премьера спектакля «Спуск с горы Морган», Марина Перелешина, Радио «Маяк», 24.02.2005 «Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004 Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003 В компании с толстяком, Итоги, 26.10.2001 Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001 Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001 Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001 Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001 Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001 Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001 «ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000 Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000 Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000 Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000 Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000 Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995 «Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995 ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995 «Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995 ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости Из последних сил, Элина Мосешвили Отцы и дети, Нина Агишева |