Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Смерть как веселоРоман Должанский, Коммерсант, 29.11.2005 Театр под руководством Олега Табакова показал премьеру спектакля «Рассказ о семи повешенных» по одноименному произведению Леонида Андреева. Постановку осуществил Миндаугас Карбаускис. Неожиданно для себя РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ на спектакле не только боялся, но и смеялся.Принято считать, что режиссер Миндаугас Карбаускис в качестве главной темы своего творчества добровольно выбрал тему смерти. И то правда, лучшие спектакли режиссера, такие, как «Старосветские помещики» в МХТ, «Долгий рождественский обед» и «Когда я умирала» в Театре Олега Табакова, поставлены вроде бы о том, как смерть наступает на жизнь, не оставляя последней никаких шансов. Остряки уже прочат господину Карбаускису в ближайшем будущем постановки «Смерти Ивана Ильича», «Девушки и смерти» и других произведений, в которых слово из шести букв если и не вынесено в заголовок, то определяет ход событий и итог, к которому стремится действие. Андреевский «Рассказ о семи повешенных» вроде бы прекрасно укладывается в этот список. На самом же деле поставленный в «Табакерке» спектакль позволяет уточнить и даже опровергнуть то, что принято писать о Миндаугасе Карбаускисе. К профессии переоценка не относится: лучшие стороны таланта ученика Петра Фоменко, работающего в театральном холдинге Олега Табакова, остались при нем. Это умение несколько суховато, но изобретательно и со вкусом выстраивать общий рисунок спектакля, вписывая в него запоминающиеся и отчетливые характеры. Это умение работать с якобы несценичной прозой господин Карбаускис не стал кроить из Андреева пьесу, оставил спектакль именно рассказом, доверив персонажам не только прямую, но и косвенную речь и научив их очень естественно переходить от одной к другой. Переосмысления требует сама главная тема. Миндаугас Карбаускис ставит спектакль вовсе не о смерти. Вслед за Леонидом Андреевым он мог бы повторить: «Если прежде я думал, что существует только смерть, то теперь начинаю догадываться, что существует только жизнь». Как и у автора, у Карбаускиса нет никаких виселиц и веревочных петель. Но и финальные слова о вытянутых шеях, синих языках и безумно вытаращенных глазах героев рассказа звучат не более чем литературой. Режиссер «уцепился» за близость к месту казни моря. У него получается так, будто семерых обреченных разлучает с земной жизнью не рука палача, но морская волна. Она звуком накатывается на выщербленный паркетный помост, поднятый художником Марией Митрофановой как волнолом или покатая скала. И исчезают висельники в стихии так, будто сами весело растворяются в волнах чтобы в финале повторить сцену из пролога, в котором они, молодые и объединенные общим делом, вбегают в дом с мороза, обмениваясь возгласами и поцелуями. Что за дело было у них, режиссеру дела нет. Он не ведет речь о террористах (кстати, Горький в свое время строго попенял автору за то, что его герои перед смертью не думают о своей борьбе) и не дискутирует о правомерности смертной казни. Одна из главных тем спектакля взаимозаменяемость людей, то есть та большая игра жизни, в которой, конечно, и можно узнать руку смерти, но интереснее искать всеобщую театральную игру. Поэтому будущие смертники поначалу играют домашнюю прислугу того самого министра, которого террористам так и не удалось взорвать. Потом одни из них играют родителей других в очень сильных сценах прощания смертников с семьями. А присоединенные к террористам хищно-жизнелюбивый разбойник Цыганок и медлительный эстонский крестьянин Янсон вообще попеременно превращаются в тюремщиков друг для друга. Благодаря не слишком сложной игре режиссеру удается избежать, с одной стороны, нарочитой мрачности, которую можно было ожидать от некассового названия, а с другой стороны, той дешевой сентиментальности, которая сегодня в театре страшнее виселицы. Заданный режиссером умный баланс поддерживают актеры, большинство из которых совсем молоды. Особенно хорош острый, собранный Дмитрий Куличков в роли опасного и веселого Цыганка. Благодаря им уместным выглядит и юмор, заложенный в спектакль режиссером. Иногда «Рассказ о семи повешенных» вообще вызывает смех (Цыганок, глядя на убившего своего хозяина Янсона, удивляется: «И как таким позволяют людей резать?!»). Что вполне закономерно: играть, особенно в присутствии смерти, интереснее и веселее, чем просто умирать. Зал смеется сначала осторожно, с недоверием к себе и театру а можно ли улыбаться, когда речь идет о смерти? Господа зрители, смейтесь на здоровье. В театре можно все, особенно когда сделано талантливо. Пресса Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018 Шестью сестрами больше, Марина Шимадина, Театр, 17.06.2018 Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018 Хорошо посидели, Елена Покорская, Российская газета, 5.06.2018 Научились не орать. А счастья нет, Елена Дьякова, Новая газета, 3.06.2018 Богомолов показал в спектакле «Три сестры» женскую любовь, Алексей Филиппов, News.ru, 31.05.2018 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Три сестры», 31.05.2018 В МХТ имени Чехова покажут «Трех сестер» Константина Богомолова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.05.2018 Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007 Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007 Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007 «Красная Москва» город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007 Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007 В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве», Вечерняя Москва, 18.05.2007 Платоновская проза, Елена Ковальская, АФИША, 15.05.2007 Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007 Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007 Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007 Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007 Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007 Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007 Наш ответ оптимистам, Александр Соколянский, Время новостей, 30.03.2007 ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006 Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, 30.11.2006 On-line форум с Дмитрием Куличковым, 28.11.2006 Масляков был зрителем, а Табаков покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006 Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006 Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 24.01.2006 Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006 Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006 Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006 Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006 Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.01.2006 Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006 Жажда жизни, Светлана Тарасова, Досуг & развлечения, 22.12.2005 Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, Газета, 29.11.2005 Смерть как весело, Роман Должанский, Коммерсант, 29.11.2005 Минуты настоящего, Ольга Егошина, Новые Известия, 28.11.2005 Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005 Дмитрий Куличков: «Настоящее рождается из свободы», Марина Лёвина, @кция, 26.10.2004 На пределе и за ним, Григорий Заславский, Независимая газета, 16.09.2004 Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003 |