Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Любовь в кубеГлеб Ситковский, Газета, 19.01.2006 Примерно полгода назад на Малой сцене МХТ имени Чехова уже ставили спектакль о вернувшемся с войны солдате и о его встрече с женой. Рассказ Андрея Платонова «Возвращение» был приспособлен режиссером Юрием Ереминым к сцене небрежно, впопыхах, кое-как (к юбилею Победы поспеть торопились), и что тут удивительного, если спектакль получился никаким, мертворожденным. Но вот прошла юбилейная горячка, и МХТ задним числом совершил попытку реабилитироваться за неудачу. Спектакль Владимира Петрова «Живи и помни» по повести Валентина Распутина оказался удивительно точен по актерским работам и просто по-хорошему человечен.Деревенщик Валентин Распутин писатель, нисколько не схожий своим письмом с Андреем Платоновым, но «Живи и помни» (1974) в самом деле напрашивается на прямое сопоставление с рассказом «Возвращение» (1946). Хотя гвардии капитан Иванов (у Платонова) вернулся с фронта открыто, как демобилизованный герой, а Андрей Гуськов (у Распутина) пробрался в родные края тайком, по-дезертирски, тематически распутинская и платоновская вещь мало чем различаются. Два человека, разделенных на долгие годы войной, заново познают друг друга, изумляясь тому, насколько же мало знали себя прежде. Ожесточившийся, отвыкший от любви солдат и женщина, терпеливо дожидавшаяся его: этот вечный сюжет изучен мировой литературой вдоль и поперек еще с тех пор, как Гомер рассказал нам об Одиссее и Пенелопе. В противоположность режиссеру Юрию Еремину, снабдившему свое «Возвращение» массой умилительных ретроподробностей (репродуктор, песенки про синий платочек и друзей-однополчан, черно-белые фотографии на стене), Владимир Петров, напротив, стремится передать универсальную историю и оттого лаконичен. Посреди пустой сцены водружен прозрачный куб-трансформер с налипшими морозными узорами по краям (художник Игорь Капитанов), а внутри него, видимо, запрятана тайна, которую во что бы то ни стало следует хранить Настене (Дарья Мороз). Ни единая душа (ни свекровь, ни свекор, ни близкая подружка) не должна знать, что неподалеку от деревни, за Ангарой, прячется на зимовье ее муж-дезертир (Дмитрий Куличков). Вся эта игра с кубом (грани то широко распахиваются, разлучая героев, то закрывают их от всего мира, и тогда там, внутри, для этих двоих может вдруг разразиться потрясающей красоты снежная вьюга) остроумна и изобретательна. Но она не стоила бы и медного пятака, когда бы не точные актерские решения. По-монашески скупая пластика Дарьи Мороз, закутанной в темный полушалок, отдаленно напоминает об иконописных мадоннах, и сделано это, видимо, неспроста. У самого Распутина, когда речь заходит о Настене, сплошь и рядом рассыпаны прозрачные намеки на Деву Марию. «Богородица ты моя!» гордится муж, узнав о ее тайной беременности, а сама она отбрехивается от любопытных деревенских кумушек, что зачала, дескать, от Святого Духа. В игре Дмитрия Куличкова очень здорово передана смесь молодецкой бравады и совершенно ребячливой растерянности перед мудрой и многотерпеливой женщиной, с которой он знакомится будто заново. Самая тяжелая задача в случае с «Живи и помни» состояла, пожалуй, в создании правильной инсценировки. Слишком уж существенной для распутинской прозы кажется заковыристая авторская речь, струящаяся, как река Ангара. Александр Солженицын утверждал даже, что «Распутин не использователь языка, а сам живая, непроизвольная струя языка». Когда по живому режешь диалоги из прозаического текста, готовься к неминуемым потерям. В спектакле Владимира Петрова такие потери свелись к минимуму, но иногда кажется, что режиссер, пожалуй, даже излишне бережен к авторскому тексту и резать во избежание пробуксовки действия следовало решительнее. А что точно пошло во благо спектаклю, так это резкое сокращение числа исполнителей. Сергей Сосновский и Янина Колесниченко с азартным удовольствием переиграли всех деревенских персонажей, включая молодух и старушек, пенсионеров и партийных активистов. Без этой их ребячливости, без сохранения должной дистанции между спектаклем и распутинской повестью ничего путного в результате и не получилось бы. Пресса Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018 Шестью сестрами больше, Марина Шимадина, Театр, 17.06.2018 Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018 Хорошо посидели, Елена Покорская, Российская газета, 5.06.2018 Научились не орать. А счастья нет, Елена Дьякова, Новая газета, 3.06.2018 Богомолов показал в спектакле «Три сестры» женскую любовь, Алексей Филиппов, News.ru, 31.05.2018 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Три сестры», 31.05.2018 В МХТ имени Чехова покажут «Трех сестер» Константина Богомолова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.05.2018 Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007 Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007 Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007 «Красная Москва» город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007 Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007 В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве», Вечерняя Москва, 18.05.2007 Платоновская проза, Елена Ковальская, АФИША, 15.05.2007 Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007 Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007 Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007 Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007 Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007 Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007 Наш ответ оптимистам, Александр Соколянский, Время новостей, 30.03.2007 ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006 Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, 30.11.2006 On-line форум с Дмитрием Куличковым, 28.11.2006 Масляков был зрителем, а Табаков покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006 Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006 Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 24.01.2006 Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006 Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006 Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006 Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006 Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.01.2006 Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006 Жажда жизни, Светлана Тарасова, Досуг & развлечения, 22.12.2005 Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, Газета, 29.11.2005 Смерть как весело, Роман Должанский, Коммерсант, 29.11.2005 Минуты настоящего, Ольга Егошина, Новые Известия, 28.11.2005 Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005 Дмитрий Куличков: «Настоящее рождается из свободы», Марина Лёвина, @кция, 26.10.2004 На пределе и за ним, Григорий Заславский, Независимая газета, 16.09.2004 Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003 |