Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в ЯпонииМарина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006 Дмитрия Куличкова называют одним из самых перспективных актеров, работающих под руководством Олега Табакова. Он много играет на театральной площадке МХТ и Театра Табакова еще со студенческой скамьи. С одним из лучших молодых режиссеров М. Карбаускисом актер сделал две работы Ноздрева в спектакле «Похождение. ..» по «Мертвым душам» и Цыганка в «Рассказе о семи повешенных». Спектакль по повести В. Распутина «Живи и помни» в МХТ им. Чехова доказал, что актерская молодежь не только подает надежды, но и удивляет зрелостью, актерской и человеческой. Театр добился своего: молодой зритель пошел на этот спектакль, чтобы увидеть пронзительную историю любви, рассказанную мощно, лаконично и современно. Сейчас Дмитрий репетирует роль Евсюкова по повести Б. Лавренева «Сорок первый». Амплуа «народного» героя к нему приклеилось давно, но он его не боится, потому что умеет открывать в своих даже порой простоватых героях глубину мыслей и чувств.Три года назад Тадаси Судзуки приехал в МХТ им. Чехова отбирать актеров для постановки спектакля «Король Лир». Ему нужны были актеры, обладающие внешней и внутренней гибкостью, которые могли бы скопировать манеру японских актеров. Уже на кастинге мы испытали шок. Японская актриса показывала актерам задание. Она произносила монолог по-японски на протяжении нескольких часов, но с таким выбросом энергии, что было жутко. Актеры все немного пугались, но пытались из себя что-то выдавить в том же духе, произнося русский текст. Вторым пробным заданием была проверка координации тела. Надо было прочитать шекспировский монолог с очень энергичным посылом, распределяя слова так, чтобы за время чтения можно было сделать приседание. Причем энергичным посылом называлась концентрация животной энергии, идущей от нижних чакр тела. Мы стушевались. Ведь мы столько лет учились по системе Станиславского, где главное зерно роли, сверхзадача, смысл произведения. Но здесь потребовалась не душа, а умение управлять своим телом, выдавать мощные энергетические импульсы, владеть навыками боевых искусств. Непривычно, но соприкоснуться с другой театральной культурой всегда любопытно. Мы тянулись, тем более что репетиции предстояли в такой своеобразной театральной Мекке в японской деревне Тога, в горах, где в полном монастырском уединении живут актеры школы Судзуки. Мхатовских актеров, прошедших кастинг, ждали новые испытания. Монастырь мало походил на актёрскую школу, а скорее на военный лагерь. Мы осваивали боевые искусства, граничащие с хореографией. Пытались наладить человеческие контакты, но это оказалось затруднительно. Все здесь было необычно. Наш мастер, например, вызывал свою ведущую актрису и показывал проявления агрессии короля Лира очень буквально бил актрису по голове. Я с трудом сдерживал свой гнев, но все же пытался проникнуться национальным «своеобразием» этой актерской школы. Надо признаться, что вообще тема агрессии, отражения опасности для островного народа очень актуальна. Даже то, что они живут в сейсмоопасной зоне, очень накладывает отпечаток на ощущение себя в мире, полном опасностей. В Японии мы словно заново прошли азы актерского мастерства. Даже заново учились ходить на сцене: мастер показал пятнадцать видов походки. Но главное, надо было прежде всего научиться понимать режиссера и его трактовку спектакля. Он все время говорил про персонажей пьесы: это бандиты, это мафия, временами это просто роботы-терминаторы. Актеры терялись, переглядывались, прилагали огромные усилия, чтобы принять его взгляд. На репетициях он все время «убирал» быт, стремился пробудить внутреннюю энергию. И актеры тянулись. Конечно, было очень любопытно наблюдать за жизнью монастыря, за самоотверженными коллегами, которые пренебрегли всеми радостями жизни ради погружения в профессию. Наверное, это рождает чувства сродни религиозным. Ведь у них нет даже семьи, и все романтические отношения там пресекались на корню. Актеры там и костюмеры, и гримеры, и водители, и машинисты сцены. Это помимо каждодневного почти спортивного тренинга в условиях армейской дисциплины. За малейшую провинность мастер начинал так кричать, что становилось его даже жалко. Несмотря на этот монастырский аскетизм, кое-кто из моих коллег подумывал о заключении долгосрочного контракта с этой коммуной, где живут легионеры из Германии, Португалии, Америки. Японский спектакль «Король Лир» оказался для нас странноватым зрелищем. Мы, русские актеры, посмотрели его с целью скопировать эту постановку. Казалось, что японцы думают не о смысле драматургии, а заняты концентрацией энергии и ее выбросами. И все это при очень монотонной мелодике речи, что заставляло нас вспомнить фильмы о самураях. Мы буквально засыпали на этом зрелище. Однако, наблюдая за нами, Судзуки заставил нас посмотреть спектакль раз десять, чтобы до нас все наконец дошло. Вообще тема налаживания человеческого взаимопонимания между японским режиссером и российскими актерами это увлекательная история. Изменились не только мы, но и сам Судзуки. Понимание налаживалось трудно: вся японская труппа в общении держала дистанцию. Конечно, Судзуки в силу своих задач был вынужден себя в чем-то перестраивать, стать немножко русским, хотя бы на время репетиций в Москве. Когда я опоздал на тренинг, то ждал от Судзуки вспышки гнева а в ярости он страшен! Вхожу с виноватым лицом режиссер размахивает мощной бамбуковой палкой, которой привык отбивать ритм, задавать энергию. Все замерли А тот говорит: «Входи. Ты изменился со времени пребывания в Тога (японская деревня, где шли первые уроки актерского мастерства), и я с вами тоже изменился. Я буду тебя ждать переодевайся». Все актеры перевели дух. Что меня приятно поразило в Японии, так это техническое оснащение театра Судзуки в городе Сидзуока это театр будущего, нашпигованный высокотехнологичными устройствами. Свет, механика сцены на грани фантастики. Даже зрительские кресла снабжены персональными кондиционерами. Мы посмотрели спектакль в открытом театре, где декорациями служат горы, озеро, и все это играет в световой партитуре. Это зрелище фантастической, но холодной красоты. Такой же холодной мне показалась и актерская игра. Ведь русскому актеру хочется страдать на сцене, а не пленять красотой позы. Очень тянуло домой. Пресса Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018 Шестью сестрами больше, Марина Шимадина, Театр, 17.06.2018 Легкое сдыхание, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 14.06.2018 Хорошо посидели, Елена Покорская, Российская газета, 5.06.2018 Научились не орать. А счастья нет, Елена Дьякова, Новая газета, 3.06.2018 Богомолов показал в спектакле «Три сестры» женскую любовь, Алексей Филиппов, News.ru, 31.05.2018 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Три сестры», 31.05.2018 В МХТ имени Чехова покажут «Трех сестер» Константина Богомолова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.05.2018 Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007 Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007 Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007 «Красная Москва» город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007 Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007 В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве», Вечерняя Москва, 18.05.2007 Платоновская проза, Елена Ковальская, АФИША, 15.05.2007 Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007 Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007 Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007 Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007 Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007 Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007 Наш ответ оптимистам, Александр Соколянский, Время новостей, 30.03.2007 ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006 Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, 30.11.2006 On-line форум с Дмитрием Куличковым, 28.11.2006 Масляков был зрителем, а Табаков покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006 Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006 Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 24.01.2006 Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006 Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006 Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006 Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006 Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.01.2006 Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006 Жажда жизни, Светлана Тарасова, Досуг & развлечения, 22.12.2005 Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, Газета, 29.11.2005 Смерть как весело, Роман Должанский, Коммерсант, 29.11.2005 Минуты настоящего, Ольга Егошина, Новые Известия, 28.11.2005 Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005 Дмитрий Куличков: «Настоящее рождается из свободы», Марина Лёвина, @кция, 26.10.2004 На пределе и за ним, Григорий Заславский, Независимая газета, 16.09.2004 Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003 |