Режиссеры | «Осень» по одноименному рассказу Августа Стриндберга. МХТ имени Чехова. Новая сцена., 18.03.2025 Это третий спектакль Андрея Гончарова в МХТ. В 2023 году он выпустил «Далёкую Радугу» по фантастической повести братьев Стругацких, а в 2022-м – «Чрево» по прозе Замятина. Спектакли очень разные, тем не менее, уже сейчас можно прочитать фирменный стиль режиссера. «Красивая безысходность» – именно так я бы определила дух его постановок. Что «Чрево», что «Радуга» – одинаково безысходны, но это подаётся именно так, что нет духа трагедии, хочется наслаждаться, упиваться безысходностью.Каждый раз мне казалось, что я попадаю в прошлое, притом не в то прошлое, в котором происходит действие, а в СССР в 1970-е годы, что я смотрю на сцене фильм, снятый где-нибудь в Прибалтике в позднесоветском строе, поэтому вместе с безысходностью возникает и легкое чувство ностальгии по тем прекрасным временам. Несмотря на то, что Гончаров – именно театральный режиссер, его постановки кажутся немного киношными; такое ощущение, что он разговаривает со зрителями именно на киноязыке, который при этом органично сочетается со сценой. И этот киноязык обволакивает, завораживает зрителя. А поскольку перед нами не экран, а именно живые актеры, то эффект значительно усиливается. Полное погружение как в проблемы героев, так и в советскую эпоху пятидесятилетней давности. Вообще, у меня сложилось впечатление, что сейчас выйду из театра и окажусь не в Камергерском переулке, а где-нибудь на пляжах Юрмалы. Еще когда я узнала, что Андрей Гончаров работает над спектаклем по Стриндбергу – было понятно: спектакль получится. Уж слишком они похожи по духу, по подаче. Приятно, что я не ошиблась. А еще приятней, что у Гончарова получился очень женский спектакль. Даже удивительно, как молодой режиссер-мужчина смог так точно затронуть темы, волнующие взрослых, опытных женщин, за плечами которых многие годы брака. Постановка простая, драматургически не замысловатая. В ней заняты всего два актера – Артём Быстров и Ольга Литвинова. Несмотря на то, что актеры – молоды, они играют супружескую пару, прожившую долгую совместную жизнь. Перед нами вполне благополучная семья без всплесков эмоций, без скандалов и радостей. Просто живут и воспитывают детей. Она образцовая домохозяйка, он добытчик и кормилец. Все как у всех. Она знает его на 100 процентов. Знает, какую передачу ему надо посмотреть, что он хочет поесть и как ему надо вести себя в сложных ситуациях. Он шагу не может ступить без ее контроля и советов. Такие «глубокие родственники». Неожиданно его отправляют в командировку, и у супругов есть возможность побыть отдельно друг от друга, расшевелить давно уснувшие чувства. Они пишут друг другу письма, которые с каждым разом становятся все более и более нежными. И, наконец, решают встретиться в маленьком городке, где начиналась их любовь. Он маринует шашлык, а она покупает для встречи ярко-розовые туфли. И вот, томимая ожиданием, она приезжает, а он… спит. Упс, первое разочарование. Они гуляют по пляжу, но все время упираются в непреодолимые стены. Им просто нечего сказать друг другу. И вот уже шкурки сброшены, и перед нами уже не упитанные люди средних лет, а молодые красавцы с прекрасными телами. Но… снова ничего не происходит. И это еще одно женское разочарование. Трагедия, но поданная красиво, пастельными театральными красками. С одной стороны, я искренне сочувствовала Лили, мне досконально понятны все ее проблемы, я сама через это прошла. Это грустная история, и я расстроена и за героиню, и в первую очередь за себя, потому что я испытывала те же самые переживания, но они не были такими красивыми, проникновенными. Мне казалось, что я просто живу, как все. А Гончаров доказывает, что даже обыденная драма может быть красивой, лиричной. Вообще, на мой взгляд, это спектакль о женском разочаровании. Он называет ее мамой, а она это ненавидит. Ведь в душе она все та же девочка. Она хочет веселья и радости, а он – шашлыка и поспать. Они больше не мужчина и женщина, они мама и папа. Грустно? Нет, наверное. Типа, все так живут. Но спектакль оставляет грустное послевкусие о несбывшихся надеждах, об отсутствии женского счастья. И упование, что где-то же бывает по-другому. Разумеется, в первую очередь я рекомендую этот спектакль для семей, проживших вместе долгие годы. Постановка позволяет не просто переосмыслить все происшедшее, но и понять причину этого. И очень хорошо, что режиссер не пытается морализаторствовать. Он не объясняет, почему так получилось, но это становится и так понятно каждому. Сейчас очень модны психологи, к ним бегают по каждому поводу. На мой взгляд, спектакль «Осень» даст гораздо больше полезных советов, нежели самый крутой специалист. Оно и логично. Именно для этого и нужен театр. Оригинал статьи Пресса Спектакль «Осень» поставили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2025 Ольга Литвинова и Артем Быстров сыграли сцены из супружеской жизни, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 20.03.2025 «Осень» по одноименному рассказу Августа Стриндберга. МХТ имени Чехова. Новая сцена., Евгения Малкина, Ревизор.ru, 18.03.2025 В МХТ показали премьеру «Осень», фоторепортаж Анатолия Морковкина, Театрал, 18.03.2025 Чувства и уязвимости: в МХТ поставили «Осень» Августа Стриндберга, Зоя Игумнова, Известия, 17.03.2025 В МХТ имени Чехова приготовили премьеру спектакля «Осень», Полина Федосеева, BFM.ru, 15.03.2025 В МХТ имени А. П. Чехова покажут спектакль по рассказу Стриндберга, ТАСС, 15.03.2025 «Далекая Радуга»: Земные отношения в неземных обстоятельствах, Инесе Понелис, КиноРепортер, 6.04.2023 Антиутопия братьев Стругацких – на Малой Сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 27.03.2023 МХТ им. Чехова приготовил спектакль по повести Стругацких, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 24.03.2023 Видеоверсия спектакля «Чрево», Культура.РФ, 29.10.2022 «Чрево» в МХТ им. А. П. Чехова: страшный рассказ Евгения Замятина — впервые на сцене, Елена Федоренко, Культура, 19.05.2022 На Новой сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Чрево», видеосюжет телеканала «Культура», 16.05.2022 МХТ им. Чехова покажет премьеру спектакля «Чрево» по рассказу Замятина, ТАСС, 14.05.2022 «Чрево» Замятина стало крестьянским мюзиклом. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 13.05.2022 «Чрево» Замятина впервые поставили на сцене МХТ имени Чехова, Александра Чигринская, Московский комсомолец, 13.05.2022 Крестьянский мюзикл на сцене МХТ им. А. П. Чехова: Ольга Литвинова и Артём Быстров о своих ролях в спектакле «Чрево», Дарья Зиновьева, Ника Ерофеева, Ok!, 13.05.2022 Сказ о точке невозврата. Интервью с режиссером Андреем Гончаровым, Александра Машукова, Ok!, 10.05.2022 Бунт отдельно взятой личности, Елена Булова, Вечерняя Москва, 15.05.2018 О чём плачет русское «Чрево», Алёна Лосева, Русский блоггер, 13.05.2018 В новом спектакле МХТ им Чехова прошелся по классике босиком, Наталия Гопаненко, Э Вести, 12.05.2018 «Чрево» МХТ: спектакль о домашнем насилии в царской России, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 11.05.2018 |