Режиссеры | Пятки АхиллесаИрина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Художественный руководитель чеховского МХАТа Олег Табаков продолжает поиски молодых драматургически-режиссерских имен, которые еще театром не охвачены. Можно успокоиться их много. Но первым обретением нового мхатовского сезона стал небезызвестный Евгений Гришковец, выступивший в двух ипостасях сразу автора и постановщика. Впрочем, в программке он скромно поименовал себя «автором спектакля», а появившись перед публикой в прологе представления, заявил, что все это плод коллективного импровизационного творчества участников постановки.О Гришковце, кажется, все уже давным-давно сказано, причем куда больше лестных и комплиментарных фраз, нежели критических реплик. Его любят, он - феномен и мастер, вера и надежда. Он явился слишком неожиданно и по-хорошему «экзотично». Но, увы, экзотики не бывает много, иначе она неизбежно перемещается на территорию «общего места». Евгений Гришковец безусловно талантлив и также безусловно однообразен. Особенно в последнее время. Впрочем, это охотно выдается за неповторимость манеры и стиля. Меняются тексты и темы, но формы остаются прежними, узнаваемыми с полувзгляда. Его тексты наивные «потоки сознания», с бесконечными житейскими «ну», «ага», «угу», «это вот» и прочая, и прочая. Из его собственных уст это звучит искренне, откровенно и заманчиво, потому что имеет личностный характер. Но дай его текст актерам (любым!), и они моментально становятся «клонами» автора те же интонации, то же сбивчивое косноязычие, только, по ощущениям, тщательно отрепетированное. Когда в прологе мхатовской «Осады» Гришковец по-домашнему вышел на сцену и в своем привычном амплуа застенчивого простака заговорил о задержке спектакля и отключении мобильников, показалось, что это некий прием «камертона». Он взял свое «ля», немного подержал и передал актерам. Спектакль «Осада» о войне, причем о войне как о мифе, вневременной и бесконечной. О личном и сегодняшнем ощущении этой темы, хотя изначально Гришковец шагнул далеко, обратившись к гомеровской «Илиаде», античным же мифам и их героям. Получилась пародия, не лишенная занимательности, но насквозь пропитанная духом студенческих представлений. Герои мифов, не представляясь под своими именами, частично присутствуют на сцене (плотненький приземистый Икар Максим Какосов, Ахиллес со своей пятой Александр Усов). Остальные же, изрядно приниженные до уровня наших неказистых соотечественников, оживают в рассказах Ветерана (Виталий Хаев), которыми он навязчиво потчует абстрактного Юношу (Олег Соловьев). Так вот и сидят они друг против друга весь спектакль, первый в потрепанной одежонке и лысый, второй модный и кудрявый, с выкрашенными прядями. И Геракл, обращенный в Бубнилу, чистит в рассказах деревенскую конюшню. И Сизиф в облике недалекого селянина незнамо зачем катит в гору свой камень. В общем, сюжетец на тему рассказа Дяди: «Богатыри не вы». Мораль сей басни? В том, что все на свете повторяется. Ну, наверное. Свеженькая такая мораль. А между тем монологи сидящих то и дело разбиваются явлениями трех Воинов под порядковыми номерами (первый Игорь Золотовицкий, второй Валерий Трошин, третий Александр Усов) в смешных одеждах с намеком на «седую старину» (костюмы и сценография Ларисы Ломакиной). Осаждающие некий город древние солдатики очень разные есть и рефлексирующие, есть и тупо верящие в то, что «наше дело правое». Что-то там между собой они пытаются понять о войне и мире, жизни и смерти и прочих высоких материях. Но, взобравшись на помост-корабль-песочницу (игра все-таки) и приблизившись вплотную к публике, начинают отчаянно комиковать в духе кавээнных реприз и приемчиков. Это смешно, ничего не возразишь. Но не всегда адекватно сути происходящего. Есть и музыка, поданная в качестве Высшей силы (живой оркестрик в составе Ирины Лавриной, Алексей Балабанова и Евгения Щербакова), и наивные рукотворные облачка-стрелы-молнии (сколько всего подобного кочует у Гришковца из спектакля в спектакль), и явления поющей Богини (Елена Гришковец). К счастью, синтез иронии и серьеза в атмосфере угадывается. Как и то, что атмосфера эта не слишком свежа уже в который раз Гришковец, как истинный «мэтр», возобновляет и модернизирует свои старые спектакли. Право же, он достоин своего театра соответствующего стиля и уровня. Тем более что собрать его творения по Москве в одно место труда не представляет. Только отыщется ли тот, кто окажется в силе пересмотреть их все подряд. А так, пришел теперь во МХАТ, и одного будет вполне достаточно. Пресса Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 Саратовским зрителям МХТ показал спектакль для взрослых про Винни-Пуха, Регион 64, 10.09.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023 МХТ имени Чехова предлагает по-новому прочесть книгу о Винни-Пухе, видеосюжет телеканала «Культура», 20.12.2022 В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022 Евгений Гришковец: «Люди уверены, что знают книгу о Винни-Пухе, но это не так», Александра Машукова, Ok!, 19.12.2022 Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020 Фестиваль «Балтийские сезоны» завершился спектаклем «Дом» по пьесе Евгения Гришковца, Алина Салова, Клопс, 9.12.2020 МХТ им. Чехова завершил фестиваль «Балтийские сезоны» в Калининграде спектаклем «Дом», ТАСС, 8.12.2020 В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019 Евгений Гришковец: «Я не выступаю с текстами, я играю спектакли», Зоя Игумнова, Известия, 15.11.2018 Евгений Гришковец о гастролях МХТ в Ташкенте, 6.10.2017 «Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017 Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017 Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017 Евгений Гришковец в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 29.03.2017 Евгений Гришковец о премьере спектакля «Весы», блог Евгения Гришковца, 28.03.2017 За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017 Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017 Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017 Ночь в приемном покое родильного отделения: Гришковец рассказал о новом спектакле, BFM.ru, 24.03.2017 Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017 «Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017 Евгений Гришковец провел целую ночь в роддоме, 7 дней, 23.03.2017 Евгений Гришковец поставил в МХТ имени Чехова собственную пьесу, Москва 24, 23.03.2017 Евгений Гришковец срежиссировал собственную пьесу «Весы» в МХТ имени Чехова, Ольга Свистунова, ТАСС, 23.03.2017 Евгений Гришковец о работе над спектаклем «Весы», блог Евгения Гришковца, 20.03.2017 Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017 Евгений Гришковец: совершенно не понимаю, что такое пятьдесят лет, ТАСС, 17.02.2017 Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017 У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016 МХАТ в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014 Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011 Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011 Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011 «Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011 Актер, педагог и режиссер Игорь Золотовицкий празднует свое 50-летие, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 18.06.2011 Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007 Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007 Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007 Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007 Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалы, Ксения Аитова, АНН, 24.11.2006 По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006 Чтобы убить нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005 Евгений Гришковец и Александр Цекало пересказали Эдгара По, Марина Шимадина, Коммерсант, 14.12.2005 Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005 Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005 Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005 Евгений Гришковец представил спектакль"По-По", телеканал «Культура», 14.12.2005 Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005 Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003 Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003 Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003 Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003 Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003 Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003 Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003 Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003 По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002 Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002 Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002 Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002 Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002 Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002 Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002 Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002 Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001 Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001 Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001 Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001 Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001 Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001 Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001 «Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001 Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001 |