Режиссеры | Евгений Гришковец и Александр Цекало пересказали Эдгара ПоМарина Шимадина, Коммерсант, 14.12.2005 Вчера в Театральном центре на Страстном Евгений Гришковец представил свой новый спектакль «По По» по рассказам Эдгара По, на котором его партнером по сцене стал актер и шоумен Александр Цекало. МАРИНА ШИМАДИНА считает, что дуэт получился крайне удачным.Евгений Гришковец не делал новых спектаклей с 2001 года. Последней его премьерой была «Планета», в которой он впервые попробовал разделить сцену с кем-то еще. Тогда его партнером, вернее партнершей стала Анна Дубровская. Но актриса только изображала незнакомую девушку в окне, возле которого Евгений Гришковец в целях маскировки старательно махал ветками, но между ними так ничего и не происходило даже диалога. В спектакле «По По» между актерами устанавливается более тесная связь: они выходят на сцену, трогательно держась за руки,- господин Гришковец как более опытный и видавший виды боец театрального фронта ведет за собою послушно склонившего голову дебютанта Александра Цекало. Дальше отношения исполнителей становятся еще более интимными: господин Цекало то уютно устраивается слушать страшные истории, положив голову на колени своему партнеру, то ищет утешения у него в объятиях. Но между героями спектакля так и не возникает никакой истории. Кто они, что делают здесь, на сцене, зачем пересказывают друг другу истории американского классика остается непонятным. Никакого обрамляющего сюжета, который поместил бы рассказы Эдгара По в новый контекст, в спектакле нет. В своем новом проекте, который он откровенно называет коммерческим, Евгений Гришковец не пытается (как раньше) сформулировать какие-то важные и трудноуловимые чувства и ощущения или поразить зрителей очередным откровением о нашей жизни, он просто рассказывает истории. Рассказывает в прежней, хорошо знакомой косноязычной манере путаясь в словах, объясняясь жестами и междометиями и призывая на помощь всем понятные примеры из жизни. Долгое время считалось, что этот уникальный, фирменный «язык Гришковца» неотъемлемая часть его самого и придуманного им стиля «нового сентиментализма». Как выяснилось, он вполне может существовать как самостоятельный прием и использоваться в совсем других жанрах и другими артистами. Александр Цекало, пожалуй, первый разрушил миф о том, что играть в манере Евгения Гришковца может только сам Евгений Гришковец. Он вроде бы делает то же самое: заикается, использует бытовую речь, пересыпая ее всякими «ну вот» или «так сказать», но получается у него это как-то по-своему. Так что на сцене возникают не два Гришковца и не Гришковец и его бледная тень, а два равноценных и совершенно разных персонажа. И господин Цекало с его энергией и энтузиазмом дебютанта, пожалуй, может даже дать фору своему усталому партнеру, интонации и манеры которого зрители, кажется, уже выучили наизусть. Оставив на время свой имидж акулы шоу-бизнеса, для спектакля актер выбирает маску большого ребенка импульсивного, обидчивого, непосредственного в своей инфантильности и не знакомого с понятием нравственности. Он с таким азартом, вдохновением и знанием дела рассказывает о разных видах убийств, что поневоле вспоминаешь тех мальчиков, которые «в подвале играли в гестапо». Сравнение с детским городским фольклором здесь всплыло не случайно. В начале спектакля Евгений Гришковец, переиначивая слова Эдгара По, удивляется тому, что читать его книги страшно, даже зная, что все это вымысел, а читать газеты почему-то не страшно, хотя в них описываются реальные и действительно ужасные происшествия. Актеры предлагают нам третий вариант, когда страшное становится смешным. В их исполнении мрачные рассказы Эдгара По превращаются в смешные страшилки, похожие на те, которыми дети пугают друга после отбоя в пионерском лагере. «И вот он разрывает свежую могилу, откидывает крышку гроба, протягивает руки, чтобы отрезать у любимой локон, и тут она открывает глаза и удивленно восклицает:'О, Жульен!'» Ожившие мертвецы из «Заживо погребенных» вообще стали главной темой спектакля. Ее достойно обрамляют истории об изощренных убийствах и кровной мести из «Беса противоречия» и «Бочонка амонтильядо». Но эти старые сюжеты в вольном пересказе актеров наполняются современными реалиями: вместо скелетов в старом подвале, где один из героев собирается замуровать своего обидчика, обнаруживаются банки с маринованными грибочками и сломанные детские санки, перед ураганом в замке передают «штормовое предупреждение», а магазин «Все для дома» регулярно снабжает персонажей лопатами для рытья могил. Если подбирать этому страшно смешному спектаклю жанровое определение, то ближе всего будет американский жанр stand up comedy, который до сих пор не хотел приживаться на русской сцене. А то, что в «По По» отсутствует такое важнейшее условие жанра, как непосредственный контакт с залом, не беда, он может запросто возникнуть, например, если у кого-то из зрителей вдруг зазвонит мобильный телефон. Не знаю как Александр Цекало, а господин Гришковец очень этого не любит. Пресса Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 Саратовским зрителям МХТ показал спектакль для взрослых про Винни-Пуха, Регион 64, 10.09.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023 МХТ имени Чехова предлагает по-новому прочесть книгу о Винни-Пухе, видеосюжет телеканала «Культура», 20.12.2022 В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022 Евгений Гришковец: «Люди уверены, что знают книгу о Винни-Пухе, но это не так», Александра Машукова, Ok!, 19.12.2022 Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020 Фестиваль «Балтийские сезоны» завершился спектаклем «Дом» по пьесе Евгения Гришковца, Алина Салова, Клопс, 9.12.2020 МХТ им. Чехова завершил фестиваль «Балтийские сезоны» в Калининграде спектаклем «Дом», ТАСС, 8.12.2020 В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019 Евгений Гришковец: «Я не выступаю с текстами, я играю спектакли», Зоя Игумнова, Известия, 15.11.2018 Евгений Гришковец о гастролях МХТ в Ташкенте, 6.10.2017 «Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017 Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017 Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017 Евгений Гришковец в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 29.03.2017 Евгений Гришковец о премьере спектакля «Весы», блог Евгения Гришковца, 28.03.2017 За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017 Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017 Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017 Ночь в приемном покое родильного отделения: Гришковец рассказал о новом спектакле, BFM.ru, 24.03.2017 Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017 «Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017 Евгений Гришковец провел целую ночь в роддоме, 7 дней, 23.03.2017 Евгений Гришковец поставил в МХТ имени Чехова собственную пьесу, Москва 24, 23.03.2017 Евгений Гришковец срежиссировал собственную пьесу «Весы» в МХТ имени Чехова, Ольга Свистунова, ТАСС, 23.03.2017 Евгений Гришковец о работе над спектаклем «Весы», блог Евгения Гришковца, 20.03.2017 Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017 Евгений Гришковец: совершенно не понимаю, что такое пятьдесят лет, ТАСС, 17.02.2017 Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017 У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016 МХАТ в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014 Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011 Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011 Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011 «Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011 Актер, педагог и режиссер Игорь Золотовицкий празднует свое 50-летие, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 18.06.2011 Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007 Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007 Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007 Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007 Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалы, Ксения Аитова, АНН, 24.11.2006 По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006 Чтобы убить нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005 Евгений Гришковец и Александр Цекало пересказали Эдгара По, Марина Шимадина, Коммерсант, 14.12.2005 Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005 Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005 Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005 Евгений Гришковец представил спектакль"По-По", телеканал «Культура», 14.12.2005 Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005 Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003 Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003 Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003 Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003 Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003 Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003 Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003 Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003 По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002 Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002 Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002 Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002 Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002 Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002 Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002 Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002 Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001 Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001 Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001 Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001 Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001 Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001 Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001 «Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001 Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001 |