Режиссеры | Как он съел планетуОльга Гердт, Газета, 11.12.2001 «Планета» первый спектакль, в котором известный драматург, актер и сам себе режиссер Евгений Гришковец играет не один, а, страшно сказать, с женщиной. Партнершей Евгения Гришковца стала актриса Театра им. Вахтангова Анна Дубровская. Премьеру сыграли в Центре им. Вс. Мейерхольда. На спектаклях Гришковца всегда возникают странные чувства. Противоречивые. Во-первых, хочется выгнать из зала всех, потому что «интимности», которыми делится Гришковец, кажется, касаются только тебя. Во-вторых, хочется уйти самому и сразу. Потому что все, что ты думал и чувствовал, но как-то боялся или не мог сказать не важно о чем: о встрече Нового года, детстве, маме, любви, наконец, до спектакля было твоим, а теперь это цитаты из Гришковца. Раз в три-четыре месяца наезжающий в Москву из Калининграда Евгений Гришковец собирает вокруг себя все больше и больше народу. Знаешь ведь обворует в лучших чувствах, а идешь. Как будто он какой-то психотерапевт, с которым пообщаешься о «запретном» и легче станет. Удивительно только, что темы, которыми и лечит, проговаривая, Гришковец своих пациентов, не кончаются. Рассказал, как в армии служил («Как я съел собаку»), сказали: все, дальше не получится. Поделился, как пытался понять, что живет в мире, где все происходит одновременно: вот я болтаю с вами, а кто-то сейчас рожает или на самолете летит («Одновременно»), заметили, что это совсем уже частный случай. Поделился, наконец, мужскими проблемами, рассказав о дредноутах больших кораблях, на которых мечтает героически умереть мужчина за какую-нибудь высокую идею, потому что нет другого способа доказать женщине, что ты на свете есть («Дредноуты»), и снова словно поставил точку. И каждый раз, когда Гришковец рассказывает очередную историю, кажется, открывает и закрывает очередную запретную тему, кажется, все, финита! Развивать этот жанр некуда. Тем более что Гришковец не делает театр в привычном смысле слова. Он делает его не из пьес, актеров и реквизита, а из самого себя. И в каждом спектакле подробно рассказывает, что все вот тут и самолеты из картона, и кораблик из бумажки сделано его собственными умелыми руками. «Кружковец» Гришковец театроведов каждый раз просит не беспокоиться. Он и про реквизит все расскажет, и про то, какими метафорами пользуется. Сам себя оценит («пошлая метафора, знаю») и сам поделит собственное творчество на периоды: вчера я был новый сентименталист («Собака» и «Одновременно»), а теперь, приготовьтесь, я -«новый романтик» («Дредноуты» и «Планета»). Но Гришковец, кажется, потому и не кончается, что он не знает, как делать театр. Когда узнает все и закончится. Поэтому «Планету» ждали почти с испугом: Гришковец играет не один? С партнершей? Это конец. Да еще и про любовь. Как он выкрутится? С любовью в постсоветском пространстве ни театр не справляется, ни кинематограф. О ней или молчат, или преувеличенно и вдохновенно по-виктюковски врут. Даже в балете за последние десять лет не складывается ни одно адажио. Он и она запретная структура. Как об этом говорить? Держаться за руки и смотреть в глаза, как прежде, уже неловко, а все остальное стыдно. У Гришковца получилось: без ханжества и без откровений, но трогательно и трепетно. Наверное, потому что пошел другим путем бесконтактным. Поместил женщину за стекло (идеи они же в воздухе) и заставил жить своей жизнью в маленьком домике прямо на сцене. Мы ее видим через окно, она нас нет. Между нами Евгений Гришковец, который стоит перед окном и размахивает сухими ветками, как будто он дерево. Ветками я машу, обьясняет Гришковец, чтобы Она, женщина, не испугалась, а то выглянет в окно, увидит двести человек народу, испугается, уйдет, и спектакля не будет. Когда он помахивает перед ее носом палочкой, на которую насажен комарик, женщина отмахивается. Когда дергает за веревочку и включает звезды на небе она ими любуется. Иногда невидимый Гришковец заходит в комнату и рассказывает, какую она читает книжку. Прочитав имя «Фандорин», смеется вместе с публикой и выходит вон. Планета, разумеется, она. Он, разумеется, спутник. Невидимый. По мысли Гришковца, планетой он становится, когда она, забыв о самодостаточности, обращает на него внимание. Впускает в поле зрения. И это начало конца. Потому что впавший в состояние любви мужчина начинает вращаться вокруг себя. Он описывает себя, пока она болтает по телефону о серых брючках с подругой и пересказывает сон, в котором учитель химии парит ноги в тазике с вареньем. Пока входит и выходит, и говорит по телефону с любовником. Между ними ничего не происходит. Какая-то тень, но только тень контакта возникает ближе к финалу, когда босая и с голыми плечами она произносит на авансцене монолог о спутнике, которого сначала не замечаешь (как муху), а потом без него жить не можешь, а когда он уходит, жить приходится осторожно чтобы не дай бог, чтобы никогда, потому что больно Другими словами, пока мужчина рассказывает о любви (это слово не дается Гришковцу, и он честно признается, что произнести это по-русски можно, только предварительно кашлянув, крякнув или хихикнув), у женщины она проходит. А кто ж этого не знает? Гришковец в «Планете» темпераментный, нервный, страшно сказать, сексуальный, разный, другими словами, по-прежнему не играет. Он рассказывает. Но тонкости, которые он вербализирует, кажется, впервые можно выносить хоть на стадион. Про то, например, что любовь это когда слушаешь какую-то мерзкую песню, как Он попал в лагеря, а Она его не дождалась, и понимаешь, что это про тебя. Или когда открываешь Шекспира и это тоже вдруг про тебя. И все в мире, оказывается, про тебя. С «Планеты» тоже уходили, я уверена, с чувством, которого обычно стесняются: про меня это. Даже те, кто ушел, утомившись десятком «ложных» финалов. И те, кто задремал над затянутым фрагментом, в котором Гришковец воображает, как летит над планетой и кричит людям, верблюдам и слонам на всех континентах в мегафон: «А любви-то нету! Нету ее!» И те, кто ждал «поцелуя в диафрагму», как в кино, а получил, как в жизни: в финале Гришковец забирается в накренившийся домик, и партнерша Аня Дубровская не как женщина, а как подруга и сестра кладет ему голову на плечо. И конец. И темнота. Пресса Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 Саратовским зрителям МХТ показал спектакль для взрослых про Винни-Пуха, Регион 64, 10.09.2023 Входит и выходит, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 9.01.2023 Винни-Пух и всё, вся, все: куда пойти всей семьей, Марина Иванова, Известия, 3.01.2023 МХТ имени Чехова предлагает по-новому прочесть книгу о Винни-Пухе, видеосюжет телеканала «Культура», 20.12.2022 В МХТ имени Чехова пройдут «Винни-Пуховские чтения», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.12.2022 Евгений Гришковец: «Люди уверены, что знают книгу о Винни-Пухе, но это не так», Александра Машукова, Ok!, 19.12.2022 Актер Игорь Золотовицкий: «Зрители приходят в театр как с другой планеты», Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 17.12.2020 Фестиваль «Балтийские сезоны» завершился спектаклем «Дом» по пьесе Евгения Гришковца, Алина Салова, Клопс, 9.12.2020 МХТ им. Чехова завершил фестиваль «Балтийские сезоны» в Калининграде спектаклем «Дом», ТАСС, 8.12.2020 В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019 Евгений Гришковец: «Я не выступаю с текстами, я играю спектакли», Зоя Игумнова, Известия, 15.11.2018 Евгений Гришковец о гастролях МХТ в Ташкенте, 6.10.2017 «Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017 Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017 Евгений Гришковец представил спектакль «Весы», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2017 Евгений Гришковец в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 29.03.2017 Евгений Гришковец о премьере спектакля «Весы», блог Евгения Гришковца, 28.03.2017 За что мы любим Евгения Гришковца, Валентина Филиппенко, Сила культуры, 25.03.2017 Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 24.03.2017 Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017 Ночь в приемном покое родильного отделения: Гришковец рассказал о новом спектакле, BFM.ru, 24.03.2017 Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017 «Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017 Евгений Гришковец провел целую ночь в роддоме, 7 дней, 23.03.2017 Евгений Гришковец поставил в МХТ имени Чехова собственную пьесу, Москва 24, 23.03.2017 Евгений Гришковец срежиссировал собственную пьесу «Весы» в МХТ имени Чехова, Ольга Свистунова, ТАСС, 23.03.2017 Евгений Гришковец о работе над спектаклем «Весы», блог Евгения Гришковца, 20.03.2017 Евгений Гришковец: «Мы люди ещё ХХ века», Владимир Полупанов, Аргументы и факты, 17.02.2017 Евгений Гришковец: совершенно не понимаю, что такое пятьдесят лет, ТАСС, 17.02.2017 Евгений Гришковец: Жить в Москву я не перееду никогда, Александр Катеруша, Комсомольская правда (Калининград), 16.02.2017 У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016 МХАТ в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014 Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011 Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011 Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011 «Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011 Актер, педагог и режиссер Игорь Золотовицкий празднует свое 50-летие, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 18.06.2011 Дело вкуса, НГ-антракт, 8.06.2007 Пушкин всё?, Глеб Ситковский, Газета, 25.04.2007 Теневые развлечения богемы, Ольга Егошина, Новые известия, 24.04.2007 Рок-н-ролл в «Бигудях», Александр Волков, Российская газета, 16.02.2007 Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалы, Ксения Аитова, АНН, 24.11.2006 По По, Елена Ковальская, Афиша, 7.02.2006 Чтобы убить нужно много знать, Артур Соломонов, Известия, 14.12.2005 Евгений Гришковец и Александр Цекало пересказали Эдгара По, Марина Шимадина, Коммерсант, 14.12.2005 Играем По, Ольга Егошина, Новые известия, 14.12.2005 Кто смеется последним, Олег Зинцов, Ведомости, 14.12.2005 Это вот я, а это он, Александр Соколянский, Время новостей, 14.12.2005 Евгений Гришковец представил спектакль"По-По", телеканал «Культура», 14.12.2005 Первое слово дороже второго, Глеб Ситковский, Газета, 13.12.2005 Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003 Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003 Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003 Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003 Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003 Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003 Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003 Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003 По заявкам зрителей, Григорий Заславский, Театральное дело, 8.02.2002 Занимательная астрономия и кхе-любовь, Глеб Ситковский, Ваш досуг, 29.01.2002 Город лечит, город калечит, Павел Руднев, Ваш досуг, 21.01.2002 Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002 Этого танца не будет, Дина Годер, Еженедельный журнал, 10.01.2002 Человек, которого не было, Алиса Никольская, LifeStyle, 9.01.2002 Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002 Под маской себя самого, Полина Богданова, Современная драматургия № 3, 2002 Любовное настроение, Алла Шендерова, Общая газета, 20.12.2001 Второе изобретение колеса, Ирина Алпатова, Культура, 20.12.2001 Мужчина и женщина на планете Земля, Виктория Никифорова, Эксперт, 17.12.2001 Девушка на шаре, Олег Зинцов, Ведомости, 11.12.2001 Как он съел планету, Ольга Гердт, Газета, 11.12.2001 Про любовь. Вообще, Марина Давыдова, Время новостей, 11.12.2001 Планета на двоих, Ирина Корнеева, Время МН, 11.12.2001 «Планета» любви, Алексей Филиппов, Известия, 11.12.2001 Планета людей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.12.2001 |