Режиссеры

Пятьдесят лет игрока

Григорий Заславский, Независимая газета, 15.05.2007
Сергей Женовач — режиссер, художественный руководитель Студии театрального искусства — отмечает сегодня 50-летие. К юбилею он получил несколько подарков — «Золотую маску» за «Мнимого больного», которого он поставил в Малом театре, и еще одну — за спектакль «Захудалый род», премьеру прошлого сезона в Студии театрального искусства. Еще один подарок он сделал сам себе — премьеру «Игроков», кажется, любимого своего писателя, Николая Васильевича Гоголя. «Игроков», как уже принято в СТИ, репетировали основательно — ездили на Украину, в Васильевку Полтавской губернии, «оборудовали» сцену настоящими ломберными столами. В спектакле, надо сказать, немало настоящих открытий, имеющих отношение и к Гоголю, и к азартным играм, небезопасным для игрока, даже самого смелого и умелого. Накануне юбилея корреспондент «НГ» встретился с режиссером.

 — Сергей Васильевич! Хочу вас поздравить, на «Золотой маске» вы стали обладателем сразу трех премий. А недавно сыгранных «Игроков» все уверенно называют претендентом на «Маску» следующего года. Для вас это важно?

 — Всегда важно признание, когда твоя работа находит отклик, и всегда хочется, чтобы чувствовалось то, что вкладывается в работу, то, что выдумывается, сочиняется. Это иногда бывает важнее, чем похвалить ради похвальбы. А все остальное настолько субъективно и временно! В нашей профессии самое главное — не оценивать свои работы, а чтобы было желание их делать дальше: сочинять, выдумывать, пробовать, идти во что-то неизведанное, необычное, интересное, раскрыть молодых артистов. Самое главное — найти некую затею. Конечно, хочется, чтобы это все воплотилось, но театр и искусство временно, поэтому постепенно созревает спектакль, а не в день премьеры. В этом и прелесть театра как такового и театральной игры. Когда это попадает в людей, возникает радость, удовольствие, естественно, усталость — как без нее, тогда есть желание двигаться вперед, забыть про это и идти вперед.

 — Мне кажется, всякая настоящая студия, только что рождающийся театр — это всегда студия и на сцене, и в зале. Публика приходит на второе представление, на десятое. Для вас важно существование такой публики?

 — Только для такой публики работаешь, потому что сегодня в нашей суете теряется самое главное качество театральной игры — ежесекундность. Это как рисунки на песке, которые каждая волна смывает. Во время репетиции ищется только структура спектакля, а потом в мучительных «прогонах» это все созревает, возникает качество сегодняшних исполнений, качество игры. Это зависит от того, как сегодня пойдет спектакль, как сегодня этот артист увидит этого артиста, какой сегодня придет зал. Публика формирует идущий спектакль. Поэтому спектакли не могут быть одинаковыми. Всегда трудно, когда человек судит о спектакле по одному просмотру, это в принципе невозможно. Можно судить только качество сегодняшнего вечернего исполнения. Другое дело, что профессионал отличается от непрофессионала, что он умеет считывать структуру театральной затеи, структуру игры, а не только качество исполнения. В театр люди ходят за качеством сегодняшнего исполнения. Это уже потерянная культура, когда приходили в театр и смотрели, как сегодня будет играть, допустим, Олег Иванович Борисов. Спектакль каждый раз поворачивается разными сторонами, он поворачивается разными качествами. Поэтому мы радуемся, что у нас возникают свои зрители, которые ходят смотреть спектакли, у них есть потребность мыслить, думать, испытывать какие-то чувства параллельно со спектаклем.

 — Когда вышел спектакль «Игроки», появились мнения, что это не мистический Гоголь, что, мол, такой Гоголь вам не близок. Мне показалось, что у вас такие отношения с Гоголем, почти что родственные, что вы его понимаете всего и можете сказать, каким он был на самом деле.

 — Мне кажется, что любое мнение человека, пишущего о театре, конечно, субъективное. К сожалению, сегодня уже отсутствуют рецензии и печатные издания, в которых есть возможность вникнуть в структуру спектакля, в затею, в замысел, посмотреть несколько раз спектакль, проанализировать. К сожалению, сейчас статьи иногда носят характер отписки — фиксирование спектакля. А если спектакль действительно поисковый? Мы какие-то интересные идеи проверяем. Иногда этого ничего не видится, конечно, возникает такое ощущение. Мне кажется, надо внимательно относиться к тому, что делается, пытаться подтянуться к спектаклю, а не спектакль притянуть к своему уже устоявшемуся штампованному восприятию, что если на сцене нет зловещей музыки, хвостов и рогов, то нет мистики. Мне кажется, что мистика не во внешних проявлениях.

Я горжусь, что работаю с Александром Давидовичем Боровским и он является соавтором всех наших сочинений и придумок. Я в другом пространстве не представляю этой истории. А дальше уже возникают различные впечатления, ощущения: и тот свет, который нашел Дамир Исмагилов, и звук. Мне кажется, это все едино. И спектакль работался долго, мы делали очень много импровизаций. 

Много этюдов, проб. Поначалу спектакль был какой-то озорной, хулиганистый, а потом приходили к строгости, к простоте. Все отбирается только тогда, когда уже стоят декорации, когда есть костюмы, когда ты видишь людей в шляпах, в одинаковых пиджаках. От этого возникает интонация, от этого даже возникает разбор сцены. Поэтому самое счастливое время, когда с тобой рядом сидят и сценограф, и художник по свету, и композитор, и артисты. Начинается рождение, сочинение в этом пространстве спектакля. А все остальное было только поводом для этого.
Пресса
Дневник фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: «Заговор чувств» (видео), фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», 9.12.2022
Премьеры МХТ долетят до Нью-Йорка, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.09.2021
Новый 124-й по счету сезон открыл МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 3.09.2021
МХТ имени Чехова открывает 124-й сезон, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 3.09.2021
МХТ имени Чехова открыл новый 124-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2021
Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021
В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021
У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021
Поминальный стол по мальчикам, Наталья Ртищева, Петербургский театральный журнал, 27.05.2021
Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021
И занавес срывает взрывной волной, Анна Чепурнова, Труд, 14.05.2021
Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021
Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021
Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021
В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021
О чем говорили «В окопах Сталинграда»?, Александра Сидорова, BFM.ru, 7.05.2021
Записки из зрительного зала, Алиса Даншох, Литературная газета, 5.05.2021
Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021
«Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021
Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021
Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021
«Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021
Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021
Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021
Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021
«Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.03.2021
В МХТ им. Чехова вручили почетные знаки «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2021
Столетние молодые, Ольга Егошина, Новая газета, 16.09.2020
Сергей Женовач: «Я человек, не любящий интриг», Марина Райкина, Московский комсомолец, 9.09.2020
Новый сезон в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 8.09.2020
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020
МХТ ждёт Бутусова, Херманиса и Макбёрни, Елена Алдашева, Театр, 7.09.2020
«Хочется отметить этот день большой работой…», Виктор Борзенко, Театрал, 7.09.2020
Будни МХТ: плюс 10 премьер, минус 100 килограмм, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2020
Свет трех сестер, Ирина Корнеева, Российская газета, 16.02.2020
«В общем, сумерки, Ваше превосходительство», Татьяна Таран, Новый континент, 16.12.2019
Сергей Женовач вручил памятные награды своим актерам, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.10.2019
«Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019
Сергей Женовач раздал мхатовцам «Чаек», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 25.10.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019
МХТ перед битвой: обозреватель «НИ» побывала на сборе труппы, Диляра Тасбулатова, Новые известия, 4.09.2019
Паулина Андреева сыграет Нину Заречную в «Чайке», Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2019
МХТ имени Чехова открывает 122-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2019
МХТ имени Чехова в новом сезоне удивит зрителей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2019
Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019
Сергей Женовач в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 11.06.2019
Забег после мхатовской паузы, Наталья Решетникова, Российская газета, 6.06.2019
Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019
Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019
Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019
Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019
Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019
Заблудившийся трамвай, Алена Карась, Colta.ru, 20.05.2019
Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019
Сергей Женовач представил спектакль «Бег». Интервью с режиссером, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019
В МХТ показали спектакль «Бег», видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019
Живые и мертвые, Ирина Шведова, Московская правда, 17.05.2019
МХТ. М. А. Б. «Бег. Сны», Владимир Сабадаш, News-w.org, 17.05.2019
«Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019
МХТ имени Чехова поставил «Бег» Булгакова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2019
Премьера спектакля «Бег. Сны» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2019
В МХТ имени Чехова премьера — булгаковский «Бег», Светлана Чередникова, BFM.ru, 15.05.2019
Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019
Театральный поезд к юбилею МХТ запущен в московском метро, Иван Пышечкин, Российская газета, 3.11.2018
Программа «Агора». 120 лет МХТ, Михаил Швыдкой, телеканал «Культура», 27.10.2018
В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018
В Москве открыли мемориальную доску Ие Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 24.09.2018
Сергей Женовач. МХТ: «Я не Карабас-Барабас», Виктория Пешкова, Ревизор, 7.09.2018
Игра в классики, Зоя Игумнова, Известия, 7.09.2018
МХТ им. Чехова покажет в новом сезоне 8 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.09.2018
В МХТ имени Чехова рассказали о планах на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2018
Сергей Женовач: «Главное — не рубить с плеча», Ирина Шведова, Московская правда, 3.09.2018
Тройка, семерка, бис, Ирина Корнеева, Российская газета, 2.09.2018
МХТ имени Чехова открыл 121-й сезон, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 2.09.2018
В МХТ поставят Булгакова, который там мучился и страдал, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.09.2018
Сергей Женовач сократит репертуар МХТ им. Чехова вдвое, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 2.09.2018
Сергей Женовач в МХТ пойдет эволюционным путем, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2018
Сергей Женовач: «Этот год проживём вместе», Виктор Борзенко, Театрал, 2.09.2018
Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018
Итоги театрального сезона: от реформы и тюрьмы не зарекайся, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.07.2018
Сергей Женовач: Без опыта невозможно существовать в театре, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.06.2018
Сергей Женовач. Интервью с новым художественным руководителем МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2018
В чем плюсы и минусы нового руководителя МХТ, Катерина Вахрамцева, Антон Хитров, Ольга Фукс, Ведомости, 24.04.2018
Эра Женовача, Зоя Игумнова, Известия, 24.04.2018
Сергей Женовач: «Я был ошарашен всем, что со мной произошло», Марина Райкина, Московский комсомолец, 24.04.2018
На сцене МХТ разыгралось представление, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 24.04.2018
«Вместе делать работу — в радость и счастье», Марина Токарева, Новая газета, 23.04.2018
«А» не пропало, Ирина Корнеева, Российская газета, 23.04.2018
Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018
Революций не будет: Женовач встретился с труппой МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 23.04.2018
Новый худрук Женовач произнес трогательную речь перед труппой МХТ, видео газеты «Московский комсомолец», 23.04.2018
Сергей Женовач: «В МХТ мне выделили уголок – мне очень нравится», Елизавета Авдошина, Независимая газета, 23.04.2018
Машков подарил Женовачу бесконечность в МХТ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2018
Назначен новый худрук МХТ вместо Табакова: что о нем известно, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.03.2018
Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012
Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011
Павел Руднев: Классик Женовач, Павел Руднев, Взгляд, 15.05.2007
«15 мая — это день „икс“ в моей судьбе», Глеб Ситковский, Газета, 15.05.2007
Пятьдесят лет игрока, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.05.2007
ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИ, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2007
Игроки, Елена Ковальская, Афиша, 27.04.2007
ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, Независимая газета, 25.04.2007
Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007
Картежники, Итоги, 23.04.2007
Радости шулеров, Ольга Егошина, Новые известия, 19.04.2007
Обманутый лезет под стол, Олег Зинцов, Ведомости, 18.04.2007
Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, Известия, 18.04.2007
Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007
Они еще поиграют, Анна Гордеева, Время новостей, 17.04.2007
Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, Коммерсант, 17.04.2007
Сергей Женовач стал нашим всем, Мария Синельникова, Коммерсант, 16.04.2007
Определенный расклад ума, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 13.04.2007
Играем по-новому, Елена Груева, Ведомости-Пятница, 6.04.2007
Спектакли: «Игроки», Независимая газета, 6.04.2007
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
А еще…, Наталия Якубова, Театральная жизнь, № 1, 01.1997
«Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, Невское время, 16.03.1994
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Пётр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, Эхо Литвы, 18.01.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993
Дар, Наталья Крымова, 1992
«Владимир…» превосходной степени, Олег Табаков, Экран и сцена, 26.12.1991
Гоголь из кусочков, Мария Богатырева, Московский Комсомолец, 24.10.1991
Фоменки*, Аркадий Островский, Театр