Режиссеры | Турбины первые и последниеДина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004 Нельзя не рассказать про накрененный железный помост, выстроенный на сцене. Он так грохочет, когда по нему печатают шаг юнкера (юнкеров изображают солдаты батальона Почетного караула из московского комендантского полка). Про мебель турбинской квартиры, будто бы съехавшую с этого покосившегося помоста, да так и застрявшую тесной кучей внизу: гости теперь, усаживаясь ужинать, боком протискиваются мимо кровати и пианино, а их стаканы едут по наклонному столу. Нельзя не рассказать о том, что, назвав спектакль именем романа и первого варианта булгаковской пьесы, Женовач использовал главным образом знакомый всем окончательный текст «Дней Турбиных» с небольшими добавлениями. И про то, что массовые сцены с юнкерами и петлюровцами как всегда кажутся неизбежным и досадным дополнением к нежным и смешным картинкам из жизни дома Турбиных. Вот и рассказали. Теперь про дом.То, что сцены в гостиной большой киевской квартиры окажутся в спектакле главными, было ясно и до премьеры. Не только потому, что картины гражданской войны и Булгаковым написаны скорее как служебные и никогда в прежних постановках особенно хорошо не получались. Но и оттого, что было ясно: вся эта дружелюбная домашняя атмосфера, веселые пикировки приятелей, воздух влюбленности и ощущение давнего, устоявшегося быта с общими законами и смешными ритуалами очень близки теплому и искреннему дарованию Сергея Женовача. Женовач, когда-то ученик Петра Фоменко, теперь сам унаследовавший его курс в РАТИ, умеет наполнять смыслом неважные слова и замечать несущественные детали так, что все они складываются в очень подробную, насыщенную и полнокровную картину, от которой невозможно оторвать глаз. Вот, удаляясь греться в ванную, Мышлаевский спрашивает: «Как ты думаешь, Леночка, мне сейчас водки выпить или потом, за ужином, сразу?» Получает ответ, что потом, но беспрестанно пытается вернуться к столу и втихаря утащить с собой оставленную бутылку. А Алексей перехватывает взглядом это движение и бдительно возвышает голос: «Потом, за ужином, сразу!» Такого, конечно, не было в пьесе. Тот же забияка и ругатель Мышлаевский говорит, слегка запинаясь и будто бы сглатывая матерные слова. Притормаживает, буксуя: «М-м-м » «Мерзавец», поспешно подсказывает ему восемнадцатилетний Николка, заботясь, чтобы обожаемый Витенька выглядел прилично. Сестра с братьями все время переглядываются, делая друг другу не заметные чужим вопросительные или насмешливые знаки. Елена округляет глаза за спиной у Лариосика: мол, кто это? «сам не знаю!» корчит лукавую рожу Алексей. В спектакле старшему брату не так легко, как считал Булгаков, описывавший «громадную квартиру», оставить в доме Лариона. Он соглашается на нового жильца со вздохом, откликаясь на умоляющие взгляды сестры. Ясно, что теперь полковнику и вовсе негде будет работать зрителям, живущим в тесном советском быте, легко понять скученное житье в этом сползшем с Андреевского спуска доме. И теперь, когда Алексей говорит: «Я пойду к себе, у меня еще масса дел», ясно, что идти ему особенно некуда, только на улицу, на гремящий плац, под снег. В мужском братстве рядом с единственной женщиной есть и забота, и бретерство, и подтрунивание друг над другом, и молодеческая любовь к выпивке. Особенно забавны ритуалы, нажитые долгой дружбой. Вот вся эта компания молодых военных намеревается ужинать, и, устраиваясь вокруг стола, все разом приглашающим жестом отодвигают по стулу рядом с собой и хором зовут: «Леночка!» А лишь только Лариосик признается, что не пьет водку, хор дружно гаркает: «Стыдитесь, Ларион!» Для этой пьесы вообще удивительно важна команда. Не просто набор хороших актеров, а ощущение, что этих людей что-то действительно соединяет, как это было в легендарной первой МХАТовской постановке в 1926 году. Именно тех актеров совсем молодых Николая Хмелева в роли Алексея Турбина, Веру Соколову Елену, Марка Прудкина Шервинского, Бориса Добронравова Мышлаевского, Михаила Яншина Лариосика потом называли «вторым поколением МХАТ». В отсутствии команды булгаковская пьеса теряет обаяние мало кто теперь помнит постановку Леонида Варпаховского в том же МХАТе, хоть она держалась в репертуаре очень долго. Или спектакль в драматическом театре Станиславского, где пожилой Яншин пытался восстановить спектакль своей молодости. (Оттуда вспоминают разве что молоденького Евгения Леонова, который играл Лариосика очень похожим на прежнего Лариосика-Яншина.) Зато предпоследнюю МХАТовскую постановку «Турбиных» весьма скромных достоинств спектакль Николая Скорика 1981 года помнят многие. Тогда в ролях друзей-офицеров вышла спаянная команда выпускников Школы-студии, сегодняшних 45-летних, тех, кто в доперестроечные годы составляли ядро студии «Человек», а потом ненадолго превратились в Четвертую студию МХАТ. Именно там Шервинским был Роман Козак (теперь главный режиссер театра имени Пушкина), Мышлаевским звезда Александр Феклистов, Алексеем Турбиным Дмитрий Брусникин, а Еленой Полина Медведева сегодняшние МХАТовские «первачи» среднего поколения. Хоть их теперь и разбросало про разным театрам, все они по-прежнему часто работают вместе и воспринимаются как поколение. Для Сергея Женовача «командный» способ работы всегда был очень важен. Он собирал вокруг себя «своих» актеров всегда, начиная с той же студии «Человек» (где он работал одновременно с компанией Козака), потом в Театре на Малой Бронной и даже в Малом театре, где пока сделал только две зато отличные постановки. Для МХАТа в его нынешнем раздробленном состоянии особенно важно было найти человека, который умеет стянуть вокруг себя команду. Тем более что условия для этого явно есть за последние несколько лет в театр пришли очень сильные молодые актеры. Центром кристаллизации команды Женовач сделал пару друзей, спаянную давно и тесно, питерских актеров, только в прошлом году принятых во МХАТ: Константина Хабенского (он сыграл Алексея Турбина) и Михаила Пореченкова (Виктора Мышлаевского). Недавние звезды криминальных телесериалов и нового кино имели за плечами серьезный театральный опыт: Беккета, Бюхнера, Камю и русской классики в спектаклях Юрия Бутусова. И немало театральных наград, включая «Золотую маску». Надо сказать, команду Женовач собрал отличную. Ослепительная рыжая красавица Наталья Рогожкина (и почему ее не замечали раньше?) сыграла Елену Тальберг нежную и лукавую. Лариосиком, которого обычно играли восторженным мальчиком, стал толстенный Александр Семчев, (режиссеру этот герой напоминал Пьера Безухова). Когда Ларион появлялся в доме Турбиных невозможно трогательная туша, замотанная бабьим платком, в запотевших очках и с болтающимися на резиночках варежками, со своей высокопарностью и беспрестанными упоминаниями о житомирской маме, трудно было представить человека более неуместного и нелепого в доме, полном бравых шутников и галантных сердцеедов. На роль обольстителя Шервинского нашлось целых два актера. Заводной и неотразимо обаятельный Анатолий Белый звезда спектаклей Центра драматургии и режиссуры, как и питерцы, лишь в прошлом году принятый во МХАТ. И Никита Зверев самый брутальный и напористый актер последнего фоменковского курса, вот уже три года работающий в «Табакерке». В моем спектакле играл Зверев он был заметно младше прочих офицеров (так и по пьесе, где поручику 24 года), и то, что среди его ровесников казалось грубоватой самоуверенностью, здесь выглядело милым мальчишеством, наивным хвастовством, и Елену он пленял не мужской соблазняющей вкрадчивостью, а неудержимым и простодушным восторгом. Даже Тальбергу (его играл Валерий Трошин), описанному Булгаковым беспримерной скотиной, была подарена капля режиссерского сочувствия, и теперь никто не удивлялся, отчего великолепная Елена вышла замуж за отвратительную штабную крысу. Они любили друг друга, это было ясно по их улыбкам и взаимной нежности, хоть и застали мы эту любовь на излете. В молодой актерской компании, которую собрал Женовач, было даже два студента: Николка по-детски непосредственный Иван Жидков и капитан Студзинский суховатый и нервный Дмитрий Куличков. Но в глаза бросалось, что большая часть участников спектакля окончили театральные институты в 1995-97 годах. То есть всем им сейчас около тридцати команда естественно складывалась в поколение. Как ни странно, в спектакле этом совсем нет тревоги, того подспудно ощущаемого напряжения, которое, казалось, должна приносить гражданская война в гостиную Турбиных. В нем нет бытийственного масштаба, о котором мы слышали в рассказах о первой постановке. Есть конкретная злость на глупое командование, беспокойство о долго не возвращающихся братьях, когда на улицах так опасно, презрение к трусости и подлости Тальберга. Это очень конкретный спектакль, очень понятный нам и соответствующий нашему сегодняшнему самочувствию попытке отгородиться от далекой беды, изо всех сил жить, сохраняя покой, и радоваться, что бы ни происходило за окнами. Особенно вот эта «сегодняшность» видна по главным героям спектакля современным молодым мужчинам, одетым в белогвардейские шинели. Я не хочу говорить о том, что они «не чувствуют породы» (откуда бы им ее чувствовать, да и знаем ли мы, что это такое?). Быть может, все верно они и должны быть такими, и именно через них когда-то станет понятнее наше время, как через воспоминание о героях первых МХАТовских «Турбиных» становится понятным давнее советское прошлое. Я говорила о тех «Турбиных» с историком МХАТа Инной Натановной Соловьевой, видевшей спектакль в ранней юности, еще до войны. Она рассказывала о том, как играл полковника Алексея Турбина Николай Хмелев: он был буквально пропитан близостью смерти и не хотел откладывать встречу с ней, как самую ответственную в жизни. В нем не было тревоги, он будто знал свою судьбу и, отправляя своих младших офицеров по домам, оставался в гимназии не ждать, пока вернется застава, а встретить смерть. Как говорила Инна Натановна: «Не знаю, так ли они играли на премьере в 1926-м году, но умение без тревоги ждать судьбы после 37 года имело особый смысл и сформировало мое отношение ко многому». По рассказам Инны Натановны, Хмелев выглядел красавцем с великолепной выправкой, а ведь до роли Турбина он был сутуловатым, да и о том, каким должен быть офицер, актер, происходивший из семьи пьяницы-рабочего, имел очень приблизительное представление. Не было у него такого опыта. Так же, как и у Бориса Добронравова Мышлаевского. Этот штабс-капитан был счастливым высоким красавцем, такого обаяния, что все горничные буквально обмирали, лишь только он входил в дом. Неудивительно, что Тальберг так занервничал, увидев его френч, брошенный в прихожей. Этот Мышлаевский был настоящим товарищем детства, и в его милой и смешной манере пошучивать не было ни тени хамства. Добронравов играл интеллигентного человека, как и Хмелев, не будучи им (он был из духовного звания). И это было очень важным в спектакле второго поколения МХАТ. Ни один из его актеров не был по природе человеком, близким своему герою, ни у кого не было личного опыта знать этих людей они улавливали их существо как-то иначе и сами становились другими. Не знаю, тесно ли личный опыт связывает актеров, играющих нынешнюю «Белую гвардию», с их героями. Но то, какими получились эти герои, уже показательно. Например, Мышлаевский у Пореченкова одновременно жлоб и рубаха-парень, матершинник-вышибала с лучезарной улыбкой, который, выпроваживая Тальберга, не достает револьвер, а снимает пиджак и засучивает рукава, приготовляясь дать в морду. Ясно, что Хмелев, впервые сыгравший 30-летнего Турбина в 25 лет, был очень молодым, но взрослым человеком. Хабенский, играющий эту роль в 32, взрослый по годам, но поведенчески кажется очень юным. В сегодняшнем времени, жадном до молодости, он сохранил мальчишеский тип нервного подростка, непрочного и склонного к отчаянью. Это многое говорит о нынешнем мужчине. Впрочем, как говорит Соловьева, Наталья Рогожкина сыграла Елену ничуть не хуже знаменитой Аллы Тарасовой. «Так могла бы выглядеть подруга моей мамы». Видимо, прекрасные женщины с тех пор не слишком изменились. Пресса Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023 Дневник фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: «Заговор чувств» (видео), фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», 9.12.2022 «Чайка» за верность – артисты и сотрудники МХТ имени Чехова получили памятные знаки, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2021 Дюжев, Пегова, Верник: в МХТ имени Чехова вручили памятных «Чаек». Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 26.10.2021 В МХТ им. Чехова начались показы победителей «Лаборатории режиссерских дебютов», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2021 «Лаборатория режиссёрских дебютов» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 2.10.2021 Премьеры МХТ долетят до Нью-Йорка, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.09.2021 МХТ имени Чехова открыл предъюбилейный сезон. Фоторепортаж Анатолия Морковкина, Анастасия Евтефеева, Театрал, 4.09.2021 Верник, Кравченко, Андреева, Пегова на собрании труппы МХТ: звездная галерея. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 3.09.2021 Новый 124-й по счету сезон открыл МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 3.09.2021 МХТ имени Чехова открывает 124-й сезон, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 3.09.2021 МХТ имени Чехова открыл новый 124-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2021 Сергей Женовач объявил планы МХТ им. Чехова на новый сезон, ТАСС, 3.09.2021 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021 «Говорят, ходит по Москве человек с подушкой…»: «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, Елена Вилле, Мир 24, 25.06.2021 У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021 Награждение лауреатов премии «Хрустальная Турандот» прошло в музее-усадьбе «Архангельское», видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2021 Юбилейные премии «Хрустальная Турандот» унесли Аронова, Женовач и Крымов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.06.2021 Поминальный стол по мальчикам, Наталья Ртищева, Петербургский театральный журнал, 27.05.2021 Премьера в Московском Художественном театре – спектакль «В окопах Сталиграда», видеосюжет Ticketland.ru, 26.05.2021 В окопах МХТ. Сергей Женовач поставил спектакль по роману Виктора Некрасова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.05.2021 Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021 И занавес срывает взрывной волной, Анна Чепурнова, Труд, 14.05.2021 Жизнь и смерть «В окопах Сталинграда»: монологи о войне в МХТ им. Чехова, Елена Вилле, Мир 24, 13.05.2021 Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021 Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021 В МХТ имени Чехова представили спектакль «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2021 Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021 В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021 О чем говорили «В окопах Сталинграда»?, Александра Сидорова, BFM.ru, 7.05.2021 В МХТ имени Чехова представили спектакль «В окопах Сталинграда», видеосюжет ОТР, 5.05.2021 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова, видеосюжет Первого канала, 5.05.2021 В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 5.05.2021 Сергей Женовач представит премьеру спектакля «В окопах Сталинграда» в МХТ им. Чехова, ТАСС, 5.05.2021 Записки из зрительного зала, Алиса Даншох, Литературная газета, 5.05.2021 Монологи о войне: МХТ выпускает премьеру «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 4.05.2021 Премьера в МХТ имени Чехова: парад эгоцентриков, марш неудачников и заговор чувств, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 4.05.2021 В МХТ премьера «В окопах Сталинграда», Свободная пресса, 1.05.2021 Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021 Фильм о спектакле Сергея Женовача «Заговор чувств», Медиацентр МХТ, 26.04.2021 «Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021 Премьера в МХТ «Заговор чувств» (видео), Ticketland.ru, 23.04.2021 Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021 Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021 «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021 Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021 Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021 На «Заговоре чувств» в МХТ имени Чехова зрителям предложили колбасу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.04.2021 Заговорщики. О новом спектакле «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, Нина Агишева, Сноб, 1.04.2021 Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021 Любовь, ревность, зависть, ненависть. В МХТ имени Чехова премьера — «Заговор чувств», Александра Сидорова, BFM.ru, 1.04.2021 Премьера «Заговора чувств». Фоторепортаж Александра Иванишина, Медиацентр МХТ, 31.03.2021 «Заговор чувств»: МХТ им. Чехова приготовил премьеру по произведениям Олеши, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 31.03.2021 «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.03.2021 «Энциклопедия советских 20-х годов» — в новом спектакле МХТ имени Чехова «Заговор чувств», видеосюжет телеканала «Культура», 30.03.2021 МХТ имени Чехова представляет премьеру — спектакль «Заговор чувств», видеосюжет телеканала «Культура», 30.03.2021 Сергей Женовач завершает работу над «Заговором чувств», Татьяна Власова, Театрал, 22.01.2021 В МХТ им. Чехова вручили почетные знаки «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2021 Женовач вручил «Чайки»: в театре прошла церемония награждения заслуженных деятелей. Фоторепортаж Наталии Мущинкиной, Московский комсомолец, 17.01.2021 Церемония открытия скульптурной композиции «Атом Солнца». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 14.12.2020 Сергей Женовач в программе «Личный подход», радио «Москва FM 92.0», 11.12.2020 Столетние молодые, Ольга Егошина, Новая газета, 16.09.2020 Литвинова, Нюганен и Макбёрни: МХТ имени Чехова рассказал о ближних и дальних планах, Елена Федоренко, Культура, 10.09.2020 Сергей Женовач: «Я человек, не любящий интриг», Марина Райкина, Московский комсомолец, 9.09.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Новый сезон в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 8.09.2020 Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020 В новом сезоне в МХТ им. Чехова поставят от Платонова до Пелевина, Ирина Корнеева, Российская газета, 8.09.2020 МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020 МХТ ждёт Бутусова, Херманиса и Макбёрни, Елена Алдашева, Театр, 7.09.2020 «Хочется отметить этот день большой работой
», Виктор Борзенко, Театрал, 7.09.2020 Хабенский сыграет Мюнхгаузена, а Рената Литвинова – стареющую кинозвезду, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 7.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Будни МХТ: плюс 10 премьер, минус 100 килограмм, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2020 Олеша, Пелевин, Литвинова: в МХТ рассказали о главных премьерах нового сезона, Свободная пресса, 7.09.2020 МХТ имени Чехова представил планы на два года, ТАСС, 7.09.2020 Худрук МХТ Сергей Женовач рассказал о жизни театра после карантина, РИА «Новости», 15.07.2020 Министерство культуры России упрощает требования к смете для новых театральных постановок, видеосюжет «Вести.Ру», 19.06.2020 Минкультуры упростит требования к смете для новых театральных постановок, ТАСС, 18.06.2020 МХТ им. А. П. Чехова начал подготовку к возобновлению театрального сезона, пресс-служба Министерства культуры РФ, 18.06.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Свет трех сестер, Ирина Корнеева, Российская газета, 16.02.2020 Видеомарафон к 160-летию А.П. Чехова, 29.01.2020 «В общем, сумерки, Ваше превосходительство», Татьяна Таран, Новый континент, 16.12.2019 Презентация книги «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 10.12.2019 «Память места»: «Царь Фёдор Иоаннович» в день рождения МХТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 26.10.2019 Вручение памятных знаков «Чайка» в МХТ им. А. П. Чехова. Фоторепортаж Сергея Куксина, Российская газета, 25.10.2019 В МХТ им. Чехова наградили сотрудников за многолетнюю службу в театре, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 Сергей Женовач вручил памятные награды своим актерам, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.10.2019 «Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019 Сергей Женовач раздал мхатовцам «Чаек», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 25.10.2019 Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 Премию «Хрустальная Турандот» впервые вручили в музее-усадьбе «Архангельское», видеосюжет телеканала «Культура», 16.09.2019 Машков, Женовач и Гришаева получили «Хрустальную Турандот», ТАСС, 15.09.2019 Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019 «В окопах Сталинграда», «Анатэма» и «Ганнеле». Планы МХТ имени Чехова на сезон, официальный сайт Мэра Москвы, 4.09.2019 МХТ им. Чехова открыл новый театральный сезон, видеосюжет NDTV, 4.09.2019 МХТ перед битвой: обозреватель «НИ» побывала на сборе труппы, Диляра Тасбулатова, Новые известия, 4.09.2019 Сезон открыт: МХТ имени Чехова порадует зрителей не только спектаклями, видеосюжет «Вести-Москва», 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 В новом сезоне в МХТ поставят спектакли Коршуновас, Баялиев и Женовач, Елена Алдашева, Театр, 2.09.2019 Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу», Анна Тимина, Театрал, 2.09.2019 Паулина Андреева сыграет Нину Заречную в «Чайке», Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2019 Новый сезон в МХТ им. Чехова открыт: брат Верника стал заместителем худрука, Лика Брагина, Телепрограмма, 2.09.2019 МХТ имени Чехова открывает 122-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2019 Новый театральный сезон стартует в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет ОТР, 2.09.2019 Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Андрей Бурковский и другие на сборе труппы МХТ им. Чехова, Ok!, 2.09.2019 Художественный театр вновь ставит «Чайку», Анна Тимина, Театрал, 2.09.2019 МХТ имени Чехова в новом сезоне удивит зрителей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2019 Сергей Женовач поставит в МХТ им. Чехова к юбилею Великой Победы «чисто мужской спектакль», ТАСС, 2.09.2019 Сергей Женовач в программе Марины Брусникиной «Практика театра». Видео, радио «Культура», 24.07.2019 Сергей Женовач в программе Марины Брусникиной «Практика театра», радио «Культура», 18.07.2019 Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019 Режиссер Сергей Женовач на фестивале в Казани рассказал о ситуации в МХТ, Аргументы и факты (Казань), 13.06.2019 Сергей Женовач в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 11.06.2019 Забег после мхатовской паузы, Наталья Решетникова, Российская газета, 6.06.2019 Творческая встреча с создателями спектакля «Бег» в Портретном фойе МХТ имени А. П. Чехова. Фоторепортаж Светланы Яковлевой, Мир женской политики, 5.06.2019 Браво на ошибку: МХТ восстановил художественную справедливость, Светлана Наборщикова, Известия, 30.05.2019 Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019 Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019 «Бег» в МХТ: Сергей Женовач исполнил мечту Булгакова, Анна Балуева, Собеседник, 23.05.2019 Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019 Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019 Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019 Сергей Женовач: «Новая плеяда артистов играет по-своему», Мария Михайлова, Театрал, 21.05.2019 Заблудившийся трамвай, Алена Карась, Colta.ru, 20.05.2019 Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019 Сергей Женовач представил спектакль «Бег». Интервью с режиссером, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019 В МХТ показали спектакль «Бег», видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019 Живые и мертвые, Ирина Шведова, Московская правда, 17.05.2019 Булгаковский «Бег» на сцене Художественного театра, видеосюжет Zond News, 17.05.2019 МХТ. М. А. Б. «Бег. Сны», Владимир Сабадаш, News-w.org, 17.05.2019 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Бег», 15.05.2019 «Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019 МХТ имени Чехова поставил «Бег» Булгакова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2019 Премьера спектакля «Бег. Сны» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2019 В МХТ имени Чехова премьера — булгаковский «Бег», Светлана Чередникова, BFM.ru, 15.05.2019 Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019 Режиссер Сергей Женовач представил свой первый спектакль на посту худрука МХТ им. Чехова, ТАСС, 14.05.2019 МХТ имени Чехова впервые поставил «Бег» Булгакова, ТАСС, 14.05.2019 Театральный поезд к юбилею МХТ запущен в московском метро, Иван Пышечкин, Российская газета, 3.11.2018 Программа «Агора». 120 лет МХТ, Михаил Швыдкой, телеканал «Культура», 27.10.2018 В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018 Зудина, Мединский, Машков на церемонии открытия бюст Табакову в МХТ. Фоторепортаж Геннадия Авраменко, Московский комсомолец, 26.10.2018 Рената Литвинова и Александр Ширвиндт на театральной премии «МК»: онлайн, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 11.10.2018 В Москве открыли мемориальную доску Ие Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 24.09.2018 Сергей Женовач. МХТ: «Я не Карабас-Барабас», Виктория Пешкова, Ревизор, 7.09.2018 Игра в классики, Зоя Игумнова, Известия, 7.09.2018 МХТ имени Чехова в ожидании кардинальных перемен, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2018 МХТ им. Чехова покажет в новом сезоне 8 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.09.2018 «Вопросы» к «Сереже» и пересмотр репертуара: МХТ имени Чехова объявил планы на сезон, официальный сайт Мэра Москвы, 3.09.2018 В МХТ имени Чехова рассказали о планах на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2018 «Хочется немножечко шторы открыть. Женовач рассказал о новом сезоне МХТ имени Чехова, Евгения Смурыгина, BFM.ru, 3.09.2018 Сергей Женовач: «Главное не рубить с плеча», Ирина Шведова, Московская правда, 3.09.2018 Сергей Женовач: «Главное раскрыть потенциал нашей труппы», Анастасия Павлова, Театрон, 2.09.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Тройка, семерка, бис, Ирина Корнеева, Российская газета, 2.09.2018 Сергей Женовач: «Это живой импровизационный процесс», Мария Михайлова, Театрал, 2.09.2018 МХТ имени Чехова открыл 121-й сезон, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 2.09.2018 В МХТ поставят Булгакова, который там мучился и страдал, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.09.2018 Сергей Женовач сократит репертуар МХТ им. Чехова вдвое, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 2.09.2018 Сергей Женовач в МХТ пойдет эволюционным путем, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2018 Сергей Женовач: «Этот год проживём вместе», Виктор Борзенко, Театрал, 2.09.2018 Женовач планирует поставить в МХТ имени Чехова «Бег» Булгакова, РИА Новости, 2.09.2018 МХТ им. Чехова обещает в новом сезоне восемь премьер, ТАСС, 2.09.2018 Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018 Рената Литвинова и Сергей Женовач возглавили список лауреатов театральной премии «МК», Ольга Свистунова, ТАСС, 18.07.2018 Итоги театрального сезона: от реформы и тюрьмы не зарекайся, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.07.2018 Зарево новой жизни и тотальное безразличие / «Три сестры» в СТИ и МХТ им. А. П. Чехова, Дарья Андреева, Страстной, 10, 12.07.2018 Сергей Женовач: Без опыта невозможно существовать в театре, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.06.2018 Сергей Женовач. Интервью с новым художественным руководителем МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2018 Сергей Женовач: «Новые повороты – это так интересно!», Ревизор, 25.04.2018 Сергей Женовач: начинается другой кусок жизни, РИА Новости, 25.04.2018 Нового худрука МХТ имени Чехова представили труппе, видеосюжет Пятого канала, 24.04.2018 В чем плюсы и минусы нового руководителя МХТ, Катерина Вахрамцева, Антон Хитров, Ольга Фукс, Ведомости, 24.04.2018 Сергей Женовач: «Главное, чтобы театр был художественным», Виктория Пешкова, Культура, 24.04.2018 Эра Женовача, Зоя Игумнова, Известия, 24.04.2018 Сергей Женовач: «Я был ошарашен всем, что со мной произошло», Марина Райкина, Московский комсомолец, 24.04.2018 Фоторепортажи со сбора труппы 23 апреля 2018 г., 24.04.2018 Владимир Машков подарил новому худруку МХТ историческую реликвию, 7 дней, 24.04.2018 На сцене МХТ разыгралось представление, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 24.04.2018 «Пожалуйста, помогайте новому худруку»: Мединский представил артистам МХТ нового руководителя Сергея Женовача, видеосюжет телеканала «Дождь», 23.04.2018 «Вместе делать работу — в радость и счастье», Марина Токарева, Новая газета, 23.04.2018 Сбор труппы МХТ. Полная расшифровка и фоторепортаж, Юлия Шнайдер, КультМск, 23.04.2018 «А» не пропало, Ирина Корнеева, Российская газета, 23.04.2018 Труппе МХТ имени Чехова представили нового худрука Сергея Женовача, видеосюжет телеканала «Мир 24», 23.04.2018 Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018 Революций не будет: Женовач встретился с труппой МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 23.04.2018 Сергей Женовач: «И поздравляли, и сочувствовали», Анна Тимина, Театрал, 23.04.2018 Труппе МХТ имени Чехова представили нового худрука, видеосюжет телеканала НТВ, 23.04.2018 Владимир Машков: «У нас одна традиция живой театр», Театрал, 23.04.2018 Новый худрук Женовач произнес трогательную речь перед труппой МХТ, видео газеты «Московский комсомолец», 23.04.2018 Сергей Женовач: «В МХТ мне выделили уголок – мне очень нравится», Елизавета Авдошина, Независимая газета, 23.04.2018 Марина Зудина: «С приходом Женовача в МХТ начнется другая эпоха», ТАСС, 23.04.2018 Сергей Женовач: «Не спал всю ночь, думал: с чего начать?», Театрал, 23.04.2018 Нового худрука МХТ имени Чехова представили труппе, Известия, 23.04.2018 Студия Женовача станет филиалом МХТ, Interfax, 23.04.2018 Труппе МХТ им. Чехова представили нового худрука (видео), Коммерсантъ, 23.04.2018 Мединский: студия Женовача станет филиалом МХТ, ТАСС, 23.04.2018 Машков подарил Женовачу бесконечность в МХТ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2018 Сергей Женовач: «Не человек управляет театром, а театр — человеком», Даниил Поляков, Известия, 24.03.2018 Назначен новый худрук МХТ вместо Табакова: что о нем известно, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.03.2018 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012 Сергей Женовач в программе «Театральная среда братьев Верников», радио «Культура», 12.10.2011 Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011 Павел Руднев: Классик Женовач, Павел Руднев, Взгляд, 15.05.2007 «15 мая это день икс в моей судьбе», Глеб Ситковский, Газета, 15.05.2007 Пятьдесят лет игрока, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.05.2007 ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИ, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2007 Игроки, Елена Ковальская, Афиша, 27.04.2007 ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, Независимая газета, 25.04.2007 Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007 Картежники, Итоги, 23.04.2007 Радости шулеров, Ольга Егошина, Новые известия, 19.04.2007 Обманутый лезет под стол, Олег Зинцов, Ведомости, 18.04.2007 Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, Известия, 18.04.2007 Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007 Они еще поиграют, Анна Гордеева, Время новостей, 17.04.2007 Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, Коммерсант, 17.04.2007 Сергей Женовач стал нашим всем, Мария Синельникова, Коммерсант, 16.04.2007 «Самое опасное превратиться в производство», Коммерсантъ-Weekend, 13.04.2007 Определенный расклад ума, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 13.04.2007 Играем по-новому, Елена Груева, Ведомости-Пятница, 6.04.2007 Спектакли: «Игроки», Независимая газета, 6.04.2007 Сергей Женовач: «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь», Ольга Романцова, Газета.ру (Gzt.Ru), 10.01.2007 «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь», Ольга Романцова, Газета, 25.12.2006 Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006 На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006 Свет художественности, 2006 Русский свет, 2006 Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004 Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004 Турбины первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004 Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004 А абажур висит, Итоги, 6.04.2004 Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004 Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004 Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004 Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004 Счастье хорошо, а правда хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004 Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004 Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004 Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004 Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004 Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004 «Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004 Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004 Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000 Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000 А еще
, Наталия Якубова, Театральная жизнь, № 1, 01.1997 «Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, Невское время, 16.03.1994 Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Пётр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994 Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, Эхо Литвы, 18.01.1994 Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993 Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, 1993 Дар, Наталья Крымова, 1992 «Владимир…» превосходной степени, Олег Табаков, Экран и сцена, 26.12.1991 Гоголь из кусочков, Мария Богатырева, Московский Комсомолец, 24.10.1991 Фоменки*, Аркадий Островский, Театр |