Режиссеры | ДарНаталья Крымова, 1992 Когда у ребенка обнаруживается абсолютный слух, счастливые родители торопятся купить ему инструмент и найти учителя.Когда подобный слух проявляется к слову это не столько радует окружающих, сколько настораживает. Действительно, это странно: в обычных словах кто-то слышит то, что другим не слышно. К чему приложить этот Божий дар, к какому практическому делу приспособить, нужно ли его развивать или лучше оставить в покое не ясно. Восьмилетний Валентин Серов часами не выходил из мастерской Репина и мгновенно взрослел на десять лет, когда решительно и смело взмахивал карандашом. Репин в изумлении наблюдал, как линия рисунка не отпускает мальчика от себя, а стремление найти точное сочетание цветов оказывается выше и ребячьего разума, и ребячьих забав. Дар художника, проснувшись, вел Серова за собой, а Репину, как он говорил, оставалось любоваться «зарождающимся Геркулесом в искусстве». Трудно сказать, какой слух или какое зрение ведут за собой будущего режиссера. Искусство режиссуры слагается из многих талантов, и это сложение далеко от простой арифметики. Режиссер не так, как все, слышит и музыку, и человеческие слова, и движение времени. Он не так, как все, читает книги воображение его почти болезненно. Мало сказать, что в тексте «Гамлета» или «Ревизора» он видит особое пространство, он еще и слышит это пространство. Не так, как все, он видит линию в человеческой фигуре, в цветке, в предметах. Не так, как все, он чувствует другого человека будто экстрасенс, угадывает его на расстоянии, ощущает и норму, и отклонения от нормы. Как гипнотизер, он знает, каким взглядом или местом можно увлечь, успокоить или что-то внушить многим людям. А в самом себе он чувствует неотвязную потребность, проникнув в чужой текст, познав чужое поведение, звуки, мелодии, объемы и смыслы, все это как-то скомбинировать и сопоставить. Режиссура искусство смысловых и чувственных сопоставлений. Смутное ощущение неладности не отпускает режиссера. Лишь ненадолго возникает удовлетворение и тут же пропадает от чьей-то ненужной паузы, от мелькнувшей, но исчезнувшей интонации, от неживого слова, которое только что было живо. Все, что вчера было найдено, сегодня может рассыпаться, потому что режиссер постоянно имеет дело с тем, что движется и меняется. То, что можно закрепить в актере, становится похоже на бабочку, живой полет которой остановлен взмахом сачка, а крылышки растянуты на картонке. Восстать ли против изменчивости актера или смириться с ней, а если смириться, то как при этом сохранить гармонию целого? Решать это нужно ежедневно, и не дома, не только в собственной голове, но публично, на людях, мгновенно, и так, чтобы никто не сомневался: решение верно, актерские «крылышки» всем видны, и краски их очаровательны. Все это слишком сложно. Да, правда, сложно. Потому и мало режиссеров-художников. И будет еще меньше, если в профессии, от которой зависит и настоящее, и будущее театра, ценностями станут лишь воля и деловой расчет. Не та художественная воля, которая в режиссуре все собой скрепляет, и не тот строгий расчет, которым держится здание спектакля. Если правда, что сегодняшнему театру нужны не художники, а деловые люди, они появятся, тут нет проблем. Можно выучить менеджеров точно так же можно обучить и режиссеров. А они в свою очередь обучат актеров всему, что нужно для «дела». Если нашему времени угодно превратить театр в «дело» театр в него превратится. А чудаков, которые путаются в ногах с «неделовыми» идеями, этот театр уберет с дороги. Театр всегда жесток, это известно. Никакие времена, ни гоголевские, ни булгаковские, не были расположены к художнику. Еще Кюхельбекер горевал по поводу того, что печальна участь поэтов всех времен, и особенно к ним неласкова Россия. Пушкин как будто и не горевал, просто заметил: «Мы ленивы и нелюбопытны». Возвращаясь к профессии режиссера после названных прекрасных имен. как-то неудобно произносить малоизвестное скромное имя. Женовач. Сергей Женовач. Что-то гоголевское, внезапное и забавное, есть в этом явлении. («А фамилия как?.. Это такая фамилия?.. Ах, боже мой, какая фамилия!») Итак, фамилия Женовач. Ученик П. Фоменко. Появился молодой режиссер, наделенный абсолютным слухом к своей профессии. Кстати, искусство режиссуры подразумевает совершенно особый слух к автору, к драматургу. Сейчас, правда, этот слух не в чести, вернее, не в моде. Сергей Женовач слышит Гоголя. Ему в этом Гоголе слышны такие оттенки человеческого смеха, такая тишина потустороннего мира, такие стоны и песни, такой храп, хрюканье и топот, что остается лишь признать: наш театр многого в Гоголе еще не расслышал. Живое любопытство и радость открытия новых созвучий отличает художника от глухих и нелюбопытных. Кропотливая работа во имя погружения актерских натур в этот многозвучный мир отличает Женовача от ленивых. Сейчас кажется, что его актеры, будь то профессионалы в «Панночке» или актеры-третьекурсники в учебном спектакле ГИТИСа «Владимир III степени», от природы наделены слухом именно к Гоголю. Песню «Однозвучно гремит колокольчик» можно спеть как угодно, но можно так, что воочию будут видны и тройка, и Чичиков, и те дороги, что сохранили свои колдобины с гоголевских времен, и то, как на эти дороги сейчас смотрят двадцатилетние, те, которые сегодня могут, миновав все колдобины, улететь куда-нибудь на другой край света, прочь от унылых российских дорог и песен. Разумеется, тройки и Чичикова нет ни в «Панночке», ни во «Владимире III степени». Актеры театра-студии «Человек», играющие «Панночку», бережны к пьесе Нины Садур, но они насквозь пропитаны Гоголем и в этом смысле равны драматургу. Молоденькие студенты во «Владимире III степени» не могли постичь законы великой гоголевской драматургии, потому что они в полной мере и не выражены в сценах, объединенных в спектакле под одним названием. Не законы драмы, но атмосферу Гоголя скрытые, но несомненные связи всех его персонажей (барина с лакеем, старухи с девицей, чиновника с его собачкой и т. п.), чисто гоголевское, вполне реальное, но и сновидческое смешение очаровательного и печального все это актеры постигли, как дети, которым сложнейшие математические задачи иногда доступнее, чем взрослым. У взрослых будто мозоли на чувствах и мыслях детская ткань нежна и восприимчива. От режиссера зависит эту нежность не поцарапать, восприимчивость не притупить. Сергей Женовач переходит (и актеров переводит) от ученических уроков к профессиональному ощущению спектакля как целого. В доверчивом общении его актеров с залом нет театральной фальши, а есть опять же детский, с детства сохраненный, естественный союз с партнером в игре. «Владимир III степени» во всех мизансценах обращен к залу, развернут на зал. «Панночка», напротив, «свернута», играется хотя и в центре крошечного зала, но обращена не к зрителям, а в какое-то неведомое пространство, с которым Гоголь умел переговариваться. Все, что в лакейской нечисто, в комнате чиновника безрадостно, а в душах лакеев и чиновников убого, актеры играют чисто и радостно. Кажется, режиссер укладывает перед ними на сцене не обстоятельства «быта», но какие-то надежные и сверкающие рельсы. На этот путь он завлекает своих актеров не побрякушками и не «фокусами» не до побрякушек, когда перед тобой великолепная дорога и надо пройти по ней изящно и ловко. Легко объяснить ловкость актеров их молодостью и безоглядным азартом. Но если присмотреться, актерский азарт не так уж безогляден, он по-своему строго и элегантно дисциплинирован. Кем? Конечно же, режиссером. Но, главное, Гоголем головокружительной сменой его ритмов, юмором любой простейшей фразы, музыкальным согласием не только слов и фраз, но всех звуков в этих словах. Смех Гоголя чуть ли не во всякую фразу заложен режиссер высвобождает его. Но при этом он умеет подсказать актерам грань, за которой смех над пошлостью способен обернуться пошлым театральным смехом. У Гоголя будто сама природа смеется над тем, какие нелепости творят люди. Спектакль Сергея Женовача природно здоров, в этом его притягательная сила. Ведь каждый, кто болен, желает выздороветь страстно желал этого и Гоголь. Автор поистине неисчерпаем на оттенки смешного, но и театр не лыком шит. Лыком, как говорит пословица, по парче не шьют. Гоголевский текст благородная парча, режиссер ощущает в своих руках именно эту прекрасную ткань и церковную, и старинную, праздничную. Гоголь знал, что все смешное на Руси мигом может обратиться в печальное, стоит только застояться перед ним. Режиссер еще не научил актеров этой науке их жизненный опыт не располагает к такому познанию. И гоголевской боли, гоголевского ужаса нет в спектакле. Но иногда познание художественное как бы обгоняет житейское. А когда в профессиональный опыт на первых же порах входит прекрасное, это, может быть, единственная гарантия того, что туда не войдет низменное и пошлое. В этом смысле режиссура Женовача, можно сказать, моральна. Она хорошо воспитывает и актеров, и зрителей. Недавно один очень уважаемый мною артист как о чем-то давно ушедшем вспоминал, что когда-то им, актерам, с помощью Гоголя внушали, что театр это кафедра, с которой много доброго можно сказать людям. Но сейчас во всем мире выяснилось, что театр вовсе не кафедра, а что-то другое. И раз так, то и нам следует понять: не кафедра. Люди хотят развлечений. Люди хотят видеть в театре «картинку на стене» картинку, которая никого не беспокоит, никого не учит, лишь украшает комнату. Но Женовачу настолько все близко в мире Гоголя, настолько интересно и хорошо там, что он и «кафедру» этого автора принимает и понимает не как проповедь, не как морализаторство, а как веру в очищающую силу искусства. И вот вам оживает гоголевская кафедра! Режиссер слышит Корнеля. В спектакле «Иллюзия» (театр-студия «Человек») торжествует великая магия театра. Корнель впустил эту магию в сюжет пьесы: отец разыскивает ушедшего из дома сына, а тот стал актером бродячей труппы. Некий волшебник показывает отцу, где и как живет его сын, ради каких иллюзий, наград и превращений он бросил обычную жизнь, при том, что прямое вознаграждение актеру вот, горсть монет. В спектакле такое множество превращений, что голова кружится. Корнель будто запеленал «что-то» в невероятное количество покровов. Режиссер, найдя нужный ритм и жест, не торопясь раскутывает, разворачивает то, что в пьесе спрятано, а зрители, будто под гипнозом, следят, какой еще покрое снят и кто его снял. Нет занавеса, но кажется, что их множество, что им нет конца. Нет особых ухищрений света и техники, но есть внутренняя актерская техника, которой подвластно нечто большее, чем самым образцовым софитам. Корнелевский высокий стих осваивается актерами на все лады, какие возможны. Этот стих уже проделал свою работу и проделывает ее еще и на наших глазах он чистит обыденную актерскую речь так, что в ней не остается мусора. Он шлифует эту речь до блеска. Актеры не только «живут в стихе», но и любуются им. Они протягивают этот прекрасный стих зрителю, как яблоко. Мы думали: Корнель это нечто далекое и скучноватое, классицизм, декламация, многословие. Но оказалось: магия культуры, магия театра, законы великого стиля. Кто сказал, что неудобно играть в зале, если этот «зал» размером чуть больше комнаты? Кто сказал, что французские актеры изящны, а наши нет? Все это предрассудки, выдумка. Когда у наших актеров обнаруживается способность разделить с таким французом, как Корнель, его высокий строй мыслей и чувств, это изнутри освещает пластическое изящество актеров. А это как добавочный свет в спектакле. И старинная пьеса сегодня звучит как гимн театру, то ли дошедший к нам из давних времен, то ли спетый сегодня всем временам наперекор. Сложнейшие задачи, перед которыми отступают маститые в больших театрах, оказываются по плечу молодым актерам (следовало бы назвать их всех в «Иллюзии», в «Панночке», во «Владимире III степени»). Профессия режиссера, ведущая в театре XX века, показывает еще раз, что она ведущая. Куда режиссер поведет, туда театр и пойдет. А о том, что представляют из себя реальные трудности режиссерской жизни, мне кажется, талант Сергея Женовача запрещает разговор. Отсутствие своего помещения, своего дома, средств разве само собой не ясно, что все это тяжело и плохо? Зато хороши спектакли. Молодым режиссерам принято желать мужества и призывать их к терпению. Но дар ничего не «терпит», он проявляет себя в согласии со своими законами, а не с нашими. Дар режиссера в том, чтобы слышать Гоголя и Корнеля, а не критиков-опекунов. Если бы речь шла о юном и неимущем даровании музыканта, может, следовало бы обратиться к Спивакову или Ростроповичу сложитесь, мол, или дайте благотворительный концерт купим рояль. Но когда перед нами режиссер, а в руках у него томик Шекспира с пьесой «Король Лир», можно только ждать и гадать что именно в Шекспире услышит режиссер. Где он этого Шекспира поставит неизвестно. Но, может быть, если поставит, в любое помещение не стыдно будет позвать и Спивакова, и Ростроповича. Не для того, чтобы у них что-то попросить, но чтобы просто доставить им удовольствие. Пресса Видеоверсия спектакля «Бег», Культура.РФ, 21.04.2023 Дневник фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»: «Заговор чувств» (видео), фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», 9.12.2022 «Чайка» за верность – артисты и сотрудники МХТ имени Чехова получили памятные знаки, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2021 Дюжев, Пегова, Верник: в МХТ имени Чехова вручили памятных «Чаек». Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 26.10.2021 В МХТ им. Чехова начались показы победителей «Лаборатории режиссерских дебютов», видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2021 «Лаборатория режиссёрских дебютов» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 2.10.2021 Премьеры МХТ долетят до Нью-Йорка, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.09.2021 МХТ имени Чехова открыл предъюбилейный сезон. Фоторепортаж Анатолия Морковкина, Анастасия Евтефеева, Театрал, 4.09.2021 Верник, Кравченко, Андреева, Пегова на собрании труппы МХТ: звездная галерея. Фоторепортаж Геннадия Черкасова, Московский комсомолец, 3.09.2021 Новый 124-й по счету сезон открыл МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 3.09.2021 МХТ имени Чехова открывает 124-й сезон, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 3.09.2021 МХТ имени Чехова открыл новый 124-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2021 Сергей Женовач объявил планы МХТ им. Чехова на новый сезон, ТАСС, 3.09.2021 Линия интуиции и чувства, Ольга Егошина, Вопросы театра, 25.07.2021 В тишине, Ольга Галахова, Литературная газета, 21.07.2021 «Говорят, ходит по Москве человек с подушкой…»: «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, Елена Вилле, Мир 24, 25.06.2021 У Бога нет мертвых, Светлана Бердичевская, Экран и сцена, 24.06.2021 Награждение лауреатов премии «Хрустальная Турандот» прошло в музее-усадьбе «Архангельское», видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2021 Юбилейные премии «Хрустальная Турандот» унесли Аронова, Женовач и Крымов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.06.2021 Поминальный стол по мальчикам, Наталья Ртищева, Петербургский театральный журнал, 27.05.2021 Премьера в Московском Художественном театре – спектакль «В окопах Сталиграда», видеосюжет Ticketland.ru, 26.05.2021 В окопах МХТ. Сергей Женовач поставил спектакль по роману Виктора Некрасова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.05.2021 Поэзия для голодных, Наталья Шаинян, Экран и сцена, 14.05.2021 И занавес срывает взрывной волной, Анна Чепурнова, Труд, 14.05.2021 Жизнь и смерть «В окопах Сталинграда»: монологи о войне в МХТ им. Чехова, Елена Вилле, Мир 24, 13.05.2021 Мужество оставаться человеком, Марина Токарева, Новая газета, 12.05.2021 Чайка под пулями, Ирина Корнеева, Российская газета, 11.05.2021 В МХТ имени Чехова представили спектакль «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 11.05.2021 Пейзаж между битвами, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 11.05.2021 В спектакле МХТ в окопах искали правду о войне, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2021 О чем говорили «В окопах Сталинграда»?, Александра Сидорова, BFM.ru, 7.05.2021 В МХТ имени Чехова представили спектакль «В окопах Сталинграда», видеосюжет ОТР, 5.05.2021 В МХТ имени Чехова премьера спектакля «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова, видеосюжет Первого канала, 5.05.2021 В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала «Культура», 5.05.2021 Сергей Женовач представит премьеру спектакля «В окопах Сталинграда» в МХТ им. Чехова, ТАСС, 5.05.2021 Записки из зрительного зала, Алиса Даншох, Литературная газета, 5.05.2021 Монологи о войне: МХТ выпускает премьеру «В окопах Сталинграда», видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 4.05.2021 Премьера в МХТ имени Чехова: парад эгоцентриков, марш неудачников и заговор чувств, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 4.05.2021 В МХТ премьера «В окопах Сталинграда», Свободная пресса, 1.05.2021 Исповедь сыновей века, Анна Чепурнова, Труд, 26.04.2021 Фильм о спектакле Сергея Женовача «Заговор чувств», Медиацентр МХТ, 26.04.2021 «Заговор чувств», или Чудачество и чудотворство, Вероника Словохотова, Независимая газета, 25.04.2021 Премьера в МХТ «Заговор чувств» (видео), Ticketland.ru, 23.04.2021 Заговор лузеров, Татьяна Власова, Театрал, 16.04.2021 Украли жизнь: «Заговор чувств» в МХТ имени Чехова, Татьяна Филиппова, Культура, 13.04.2021 «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 9.04.2021 Время заговоров, Марина Токарева, Новая газета, 9.04.2021 Бой без тени, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 5.04.2021 На «Заговоре чувств» в МХТ имени Чехова зрителям предложили колбасу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.04.2021 Заговорщики. О новом спектакле «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, Нина Агишева, Сноб, 1.04.2021 Мифы колбасного времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.04.2021 Любовь, ревность, зависть, ненависть. В МХТ имени Чехова премьера — «Заговор чувств», Александра Сидорова, BFM.ru, 1.04.2021 Премьера «Заговора чувств». Фоторепортаж Александра Иванишина, Медиацентр МХТ, 31.03.2021 «Заговор чувств»: МХТ им. Чехова приготовил премьеру по произведениям Олеши, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 31.03.2021 «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.03.2021 «Энциклопедия советских 20-х годов» — в новом спектакле МХТ имени Чехова «Заговор чувств», видеосюжет телеканала «Культура», 30.03.2021 МХТ имени Чехова представляет премьеру — спектакль «Заговор чувств», видеосюжет телеканала «Культура», 30.03.2021 Сергей Женовач завершает работу над «Заговором чувств», Татьяна Власова, Театрал, 22.01.2021 В МХТ им. Чехова вручили почетные знаки «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2021 Женовач вручил «Чайки»: в театре прошла церемония награждения заслуженных деятелей. Фоторепортаж Наталии Мущинкиной, Московский комсомолец, 17.01.2021 Церемония открытия скульптурной композиции «Атом Солнца». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 14.12.2020 Сергей Женовач в программе «Личный подход», радио «Москва FM 92.0», 11.12.2020 Столетние молодые, Ольга Егошина, Новая газета, 16.09.2020 Литвинова, Нюганен и Макбёрни: МХТ имени Чехова рассказал о ближних и дальних планах, Елена Федоренко, Культура, 10.09.2020 Сергей Женовач: «Я человек, не любящий интриг», Марина Райкина, Московский комсомолец, 9.09.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Новый сезон в МХТ им. Чехова, видеосюжет Первого канала, 8.09.2020 Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020 В новом сезоне в МХТ им. Чехова поставят от Платонова до Пелевина, Ирина Корнеева, Российская газета, 8.09.2020 МХТ им. Чехова приготовил для зрителей 9 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 7.09.2020 МХТ ждёт Бутусова, Херманиса и Макбёрни, Елена Алдашева, Театр, 7.09.2020 «Хочется отметить этот день большой работой
», Виктор Борзенко, Театрал, 7.09.2020 Хабенский сыграет Мюнхгаузена, а Рената Литвинова – стареющую кинозвезду, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 7.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Будни МХТ: плюс 10 премьер, минус 100 килограмм, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2020 Олеша, Пелевин, Литвинова: в МХТ рассказали о главных премьерах нового сезона, Свободная пресса, 7.09.2020 МХТ имени Чехова представил планы на два года, ТАСС, 7.09.2020 Худрук МХТ Сергей Женовач рассказал о жизни театра после карантина, РИА «Новости», 15.07.2020 Министерство культуры России упрощает требования к смете для новых театральных постановок, видеосюжет «Вести.Ру», 19.06.2020 Минкультуры упростит требования к смете для новых театральных постановок, ТАСС, 18.06.2020 МХТ им. А. П. Чехова начал подготовку к возобновлению театрального сезона, пресс-служба Министерства культуры РФ, 18.06.2020 Телеверсия спектакля «Белая гвардия» (запись 2005 года), ГТРК «Культура», 15.05.2020 Свет трех сестер, Ирина Корнеева, Российская газета, 16.02.2020 Видеомарафон к 160-летию А.П. Чехова, 29.01.2020 «В общем, сумерки, Ваше превосходительство», Татьяна Таран, Новый континент, 16.12.2019 Презентация книги «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 10.12.2019 «Память места»: «Царь Фёдор Иоаннович» в день рождения МХТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 26.10.2019 Вручение памятных знаков «Чайка» в МХТ им. А. П. Чехова. Фоторепортаж Сергея Куксина, Российская газета, 25.10.2019 В МХТ им. Чехова наградили сотрудников за многолетнюю службу в театре, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 Сергей Женовач вручил памятные награды своим актерам, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.10.2019 «Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019 Сергей Женовач раздал мхатовцам «Чаек», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 25.10.2019 Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 Премию «Хрустальная Турандот» впервые вручили в музее-усадьбе «Архангельское», видеосюжет телеканала «Культура», 16.09.2019 Машков, Женовач и Гришаева получили «Хрустальную Турандот», ТАСС, 15.09.2019 Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019 «В окопах Сталинграда», «Анатэма» и «Ганнеле». Планы МХТ имени Чехова на сезон, официальный сайт Мэра Москвы, 4.09.2019 МХТ им. Чехова открыл новый театральный сезон, видеосюжет NDTV, 4.09.2019 МХТ перед битвой: обозреватель «НИ» побывала на сборе труппы, Диляра Тасбулатова, Новые известия, 4.09.2019 Сезон открыт: МХТ имени Чехова порадует зрителей не только спектаклями, видеосюжет «Вести-Москва», 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 В новом сезоне в МХТ поставят спектакли Коршуновас, Баялиев и Женовач, Елена Алдашева, Театр, 2.09.2019 Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу», Анна Тимина, Театрал, 2.09.2019 Паулина Андреева сыграет Нину Заречную в «Чайке», Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2019 Новый сезон в МХТ им. Чехова открыт: брат Верника стал заместителем худрука, Лика Брагина, Телепрограмма, 2.09.2019 МХТ имени Чехова открывает 122-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2019 Новый театральный сезон стартует в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет ОТР, 2.09.2019 Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Андрей Бурковский и другие на сборе труппы МХТ им. Чехова, Ok!, 2.09.2019 Художественный театр вновь ставит «Чайку», Анна Тимина, Театрал, 2.09.2019 МХТ имени Чехова в новом сезоне удивит зрителей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2019 Сергей Женовач поставит в МХТ им. Чехова к юбилею Великой Победы «чисто мужской спектакль», ТАСС, 2.09.2019 Сергей Женовач в программе Марины Брусникиной «Практика театра». Видео, радио «Культура», 24.07.2019 Сергей Женовач в программе Марины Брусникиной «Практика театра», радио «Культура», 18.07.2019 Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019 Режиссер Сергей Женовач на фестивале в Казани рассказал о ситуации в МХТ, Аргументы и факты (Казань), 13.06.2019 Сергей Женовач в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 11.06.2019 Забег после мхатовской паузы, Наталья Решетникова, Российская газета, 6.06.2019 Творческая встреча с создателями спектакля «Бег» в Портретном фойе МХТ имени А. П. Чехова. Фоторепортаж Светланы Яковлевой, Мир женской политики, 5.06.2019 Браво на ошибку: МХТ восстановил художественную справедливость, Светлана Наборщикова, Известия, 30.05.2019 Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019 Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019 «Бег» в МХТ: Сергей Женовач исполнил мечту Булгакова, Анна Балуева, Собеседник, 23.05.2019 Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019 Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019 Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019 Сергей Женовач: «Новая плеяда артистов играет по-своему», Мария Михайлова, Театрал, 21.05.2019 Заблудившийся трамвай, Алена Карась, Colta.ru, 20.05.2019 Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019 Сергей Женовач представил спектакль «Бег». Интервью с режиссером, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019 В МХТ показали спектакль «Бег», видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019 Живые и мертвые, Ирина Шведова, Московская правда, 17.05.2019 Булгаковский «Бег» на сцене Художественного театра, видеосюжет Zond News, 17.05.2019 МХТ. М. А. Б. «Бег. Сны», Владимир Сабадаш, News-w.org, 17.05.2019 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Бег», 15.05.2019 «Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019 МХТ имени Чехова поставил «Бег» Булгакова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2019 Премьера спектакля «Бег. Сны» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2019 В МХТ имени Чехова премьера — булгаковский «Бег», Светлана Чередникова, BFM.ru, 15.05.2019 Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019 Режиссер Сергей Женовач представил свой первый спектакль на посту худрука МХТ им. Чехова, ТАСС, 14.05.2019 МХТ имени Чехова впервые поставил «Бег» Булгакова, ТАСС, 14.05.2019 Театральный поезд к юбилею МХТ запущен в московском метро, Иван Пышечкин, Российская газета, 3.11.2018 Программа «Агора». 120 лет МХТ, Михаил Швыдкой, телеканал «Культура», 27.10.2018 В МХАТ состоится праздничный вечер по случаю 120-летия, видеосюжет телекомпании НТВ, 27.10.2018 Зудина, Мединский, Машков на церемонии открытия бюст Табакову в МХТ. Фоторепортаж Геннадия Авраменко, Московский комсомолец, 26.10.2018 Рената Литвинова и Александр Ширвиндт на театральной премии «МК»: онлайн, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 11.10.2018 В Москве открыли мемориальную доску Ие Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 24.09.2018 Сергей Женовач. МХТ: «Я не Карабас-Барабас», Виктория Пешкова, Ревизор, 7.09.2018 Игра в классики, Зоя Игумнова, Известия, 7.09.2018 МХТ имени Чехова в ожидании кардинальных перемен, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2018 МХТ им. Чехова покажет в новом сезоне 8 премьер, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.09.2018 «Вопросы» к «Сереже» и пересмотр репертуара: МХТ имени Чехова объявил планы на сезон, официальный сайт Мэра Москвы, 3.09.2018 В МХТ имени Чехова рассказали о планах на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2018 «Хочется немножечко шторы открыть. Женовач рассказал о новом сезоне МХТ имени Чехова, Евгения Смурыгина, BFM.ru, 3.09.2018 Сергей Женовач: «Главное не рубить с плеча», Ирина Шведова, Московская правда, 3.09.2018 Сергей Женовач: «Главное раскрыть потенциал нашей труппы», Анастасия Павлова, Театрон, 2.09.2018 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Тройка, семерка, бис, Ирина Корнеева, Российская газета, 2.09.2018 Сергей Женовач: «Это живой импровизационный процесс», Мария Михайлова, Театрал, 2.09.2018 МХТ имени Чехова открыл 121-й сезон, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 2.09.2018 В МХТ поставят Булгакова, который там мучился и страдал, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.09.2018 Сергей Женовач сократит репертуар МХТ им. Чехова вдвое, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 2.09.2018 Сергей Женовач в МХТ пойдет эволюционным путем, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2018 Сергей Женовач: «Этот год проживём вместе», Виктор Борзенко, Театрал, 2.09.2018 Женовач планирует поставить в МХТ имени Чехова «Бег» Булгакова, РИА Новости, 2.09.2018 МХТ им. Чехова обещает в новом сезоне восемь премьер, ТАСС, 2.09.2018 Три плюс три сестры, Ольга Фукс, Международный институт театра, 19.07.2018 Рената Литвинова и Сергей Женовач возглавили список лауреатов театральной премии «МК», Ольга Свистунова, ТАСС, 18.07.2018 Итоги театрального сезона: от реформы и тюрьмы не зарекайся, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.07.2018 Зарево новой жизни и тотальное безразличие / «Три сестры» в СТИ и МХТ им. А. П. Чехова, Дарья Андреева, Страстной, 10, 12.07.2018 Сергей Женовач: Без опыта невозможно существовать в театре, Григорий Заславский, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.06.2018 Сергей Женовач. Интервью с новым художественным руководителем МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.04.2018 Сергей Женовач: «Новые повороты – это так интересно!», Ревизор, 25.04.2018 Сергей Женовач: начинается другой кусок жизни, РИА Новости, 25.04.2018 Нового худрука МХТ имени Чехова представили труппе, видеосюжет Пятого канала, 24.04.2018 В чем плюсы и минусы нового руководителя МХТ, Катерина Вахрамцева, Антон Хитров, Ольга Фукс, Ведомости, 24.04.2018 Сергей Женовач: «Главное, чтобы театр был художественным», Виктория Пешкова, Культура, 24.04.2018 Эра Женовача, Зоя Игумнова, Известия, 24.04.2018 Сергей Женовач: «Я был ошарашен всем, что со мной произошло», Марина Райкина, Московский комсомолец, 24.04.2018 Фоторепортажи со сбора труппы 23 апреля 2018 г., 24.04.2018 Владимир Машков подарил новому худруку МХТ историческую реликвию, 7 дней, 24.04.2018 На сцене МХТ разыгралось представление, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 24.04.2018 «Пожалуйста, помогайте новому худруку»: Мединский представил артистам МХТ нового руководителя Сергея Женовача, видеосюжет телеканала «Дождь», 23.04.2018 «Вместе делать работу — в радость и счастье», Марина Токарева, Новая газета, 23.04.2018 Сбор труппы МХТ. Полная расшифровка и фоторепортаж, Юлия Шнайдер, КультМск, 23.04.2018 «А» не пропало, Ирина Корнеева, Российская газета, 23.04.2018 Труппе МХТ имени Чехова представили нового худрука Сергея Женовача, видеосюжет телеканала «Мир 24», 23.04.2018 Сергей Женовач возглавил МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 23.04.2018 Революций не будет: Женовач встретился с труппой МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 23.04.2018 Сергей Женовач: «И поздравляли, и сочувствовали», Анна Тимина, Театрал, 23.04.2018 Труппе МХТ имени Чехова представили нового худрука, видеосюжет телеканала НТВ, 23.04.2018 Владимир Машков: «У нас одна традиция живой театр», Театрал, 23.04.2018 Новый худрук Женовач произнес трогательную речь перед труппой МХТ, видео газеты «Московский комсомолец», 23.04.2018 Сергей Женовач: «В МХТ мне выделили уголок – мне очень нравится», Елизавета Авдошина, Независимая газета, 23.04.2018 Марина Зудина: «С приходом Женовача в МХТ начнется другая эпоха», ТАСС, 23.04.2018 Сергей Женовач: «Не спал всю ночь, думал: с чего начать?», Театрал, 23.04.2018 Нового худрука МХТ имени Чехова представили труппе, Известия, 23.04.2018 Студия Женовача станет филиалом МХТ, Interfax, 23.04.2018 Труппе МХТ им. Чехова представили нового худрука (видео), Коммерсантъ, 23.04.2018 Мединский: студия Женовача станет филиалом МХТ, ТАСС, 23.04.2018 Машков подарил Женовачу бесконечность в МХТ, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2018 Сергей Женовач: «Не человек управляет театром, а театр — человеком», Даниил Поляков, Известия, 24.03.2018 Назначен новый худрук МХТ вместо Табакова: что о нем известно, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.03.2018 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012 Сергей Женовач в программе «Театральная среда братьев Верников», радио «Культура», 12.10.2011 Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011 Павел Руднев: Классик Женовач, Павел Руднев, Взгляд, 15.05.2007 «15 мая это день икс в моей судьбе», Глеб Ситковский, Газета, 15.05.2007 Пятьдесят лет игрока, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.05.2007 ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИ, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2007 Игроки, Елена Ковальская, Афиша, 27.04.2007 ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, Независимая газета, 25.04.2007 Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007 Картежники, Итоги, 23.04.2007 Радости шулеров, Ольга Егошина, Новые известия, 19.04.2007 Обманутый лезет под стол, Олег Зинцов, Ведомости, 18.04.2007 Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, Известия, 18.04.2007 Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007 Они еще поиграют, Анна Гордеева, Время новостей, 17.04.2007 Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, Коммерсант, 17.04.2007 Сергей Женовач стал нашим всем, Мария Синельникова, Коммерсант, 16.04.2007 «Самое опасное превратиться в производство», Коммерсантъ-Weekend, 13.04.2007 Определенный расклад ума, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 13.04.2007 Играем по-новому, Елена Груева, Ведомости-Пятница, 6.04.2007 Спектакли: «Игроки», Независимая газета, 6.04.2007 Сергей Женовач: «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь», Ольга Романцова, Газета.ру (Gzt.Ru), 10.01.2007 «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь», Ольга Романцова, Газета, 25.12.2006 Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006 На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006 Свет художественности, 2006 Русский свет, 2006 Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004 Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004 Турбины первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004 Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004 А абажур висит, Итоги, 6.04.2004 Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004 Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004 Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004 Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004 Счастье хорошо, а правда хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004 Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004 Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004 Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004 Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004 Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004 «Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004 Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004 Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000 Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000 А еще
, Наталия Якубова, Театральная жизнь, № 1, 01.1997 «Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, Невское время, 16.03.1994 Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Пётр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994 Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, Эхо Литвы, 18.01.1994 Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993 Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, 1993 Дар, Наталья Крымова, 1992 «Владимир…» превосходной степени, Олег Табаков, Экран и сцена, 26.12.1991 Гоголь из кусочков, Мария Богатырева, Московский Комсомолец, 24.10.1991 Фоменки*, Аркадий Островский, Театр |