Драматурги

Виктор Астафьев

СНОВА БУМ-БА-РАШ?

Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993
Знакомые имена: Юлий Ким, Владимир Дашкевич. Хореограф Алла Сигалова. Художник Александр Боровский. Московский театр под руководством Олега Табакова. В главной роли — восходящая звезда Евгений Миронов. Режиссер — Владимир Машков. И название такое-эдакое: «Страсти оп Бумбарашу». Кому-то, может быть, вспомниться Аркадий Гайдар. Но большинству, конечно же, фильм режиссеров Н. Рашеева и А. Народицкого. Песни Кима, музыка Дашкевича. Звездная роль В. Золотухина — незабываемый Бумбараш, невинный, как младенец, и простодушный, как ангел. Иван-дурак, он же Иван-царевич, на Гражданской войне.

Что изменилось? Изменилась война. Абсолютно противореча словам песни: «Белые и красные, и все такие разные», банды белых, красных, зеленых необыкновенно похожи. Красные, белые, зеленые дерутся друг с другом, и каждый считает свою борьбу святой и правой, у всех руки в крови. Сонька-атаманша (Ольга Блок-Миримская), однорукий поручик (Алексей Неклюдов), чубатый Василий Иванович (Вадим Александров) — гротескные образы-морды, опознавательные приметы гражданской войны. Военные советы и боевые схватки с вспышками прожекторов, громом музыки, мельтешением фигур и горой трупов разыгрываются актерами увлеченно, азартно и весело. В этот сумасшедший и диковатый карнавал только изредка врывается Смерть непрошенной гостьей, не удосужась надеть подходящую маску. И тогда рвется пестрая ткань слов и песен. И хотя обрывы эти редки, но от болезненности их все равно спешат заслониться зрители, радостно подхватывая первую же немудреную шутку.

Изменился мир, в котором живет Бумбараш, но и сам герой изменился. Пропала наивность, исчезло простодушие. Евгений Миронов принес в эту роль надрыв и умудренность. С первой же сцены — отчаяние и ярость, бессильная злоба и вызов. Если Золотухин временами напоминал блаженного младенца, то Миронов играет, скорее, трудного подростка — блата Сашки из фильма В. Тодоровского «Любовь». Ушла легкость безмятежности и невозмутимости, ушла цельность и особое внутреннее равновесие, которое роднило Золотухина-Бумбараша с бессмертным «бравым солдатом Швейком» и еще более древней куклой, которую любят дети, — Ванькой-Встанькой. Бумбараш Миронова, скорее, похож на куклу, у которой смещен центр тяжести, и потому она падает из любого положения. Но в отличие от куклы он предпринимает отчаянные попытки падения этого избежать, судорожно цепляясь как за единственную ценность — за свою любовь, свою Варю (Анастасия Заворотнюк).

Герой Миронова немножко слишком настоящий в условном мире спектакля. Стремительность, с которой разворачиваются события, приходит в противоречие с логикой душевных переживаний. Герой просто не успевает пережить ни смерть друга детства, ни расстрел нового «кореша», ни стремительные повороты собственной судьбы. Ритм спектакля и внутренний ритм актера фатально не совпадают. Точнее, можно говорить о несовпадении разных миров: просвечивает знаменитый фильм, своей особой логике подчиняется песенная стихия. И ставшая банальностью мысль об отсутствии правых и праведных в гражданской войне не совпадает с внутренними законами пусть даже и переосмысленной повести Аркадия Гайдара. Несовпадение это не становится фактом эстетическим и вообще никак не осмысляется, оставаясь лишь досадной помехой, которую Е. Миронову приходится преодолевать, форсируя чувства и голосовые связки.

И тем не менее в новом Бумбараше можно различить черты, привнесенные сегодняшним днем. И как, вглядываясь в незнакомое лицо старого друга, мы остро ощущаем ход времени, так и, открывая новые черты знакомого образа, мы вдруг осознаем перемены в себе и окружающем мире.
Пресса
Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019
Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019
Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019
Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019
Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019
В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019
В МХТ им. Чехова представят «XX век. Бал» Сигаловой и Эрнста, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.12.2018
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
Алла Сигалова: Есть ли у таланта потолок — видно со временем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.09.2013
Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Истина — в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007
Про это, Итоги, 8.01.2007
Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006
Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006
СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006
Эмма — это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006
Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Феллини не ночевал…, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993