Алексей Николаевич Арбузов

Драматурги

Виктор Астафьев
Кен Людвиг

Переводчики

Михаил Мишин
Тамара Скуй
(26.05.1908, г. Москва — 20.04.1986, г. Москва)

Русский советский драматург.

Родился в дворянской семье, в годы Гражданской войны из-за развода родителей и тяжелой болезни матери попал в детдом, был беспризорником. В 1925-27 годах учился в Палестре, студии при Передвижном театре П. П. Гайдебурова в Ленинграде. Первые пьесы начал писать, участвуя в представлениях агитвагона, театра на колесах, который ездил по малым городам России. Первая многоактная пьеса – «Класс». Ранние пьесы Арбузова «Сердце», «Сыны отечества», «Идиллия» не были опубликованы, резонанс получила комедия «Шестеро любимых», которая с 1934 года пошла во многих театрах СССР. Сотрудничал с ТРАМом Электрозавода, где другом Арбузова режиссером Валентином Плучеком был поставлен спектакль по его пьесе «Мечталия».
В 1938 году вместе с Плучеком организовал Государственную театральную московскую студию, вошедшую в историю советского театра под неофициальным названием Арбузовская студия. Был одним из авторов и редактором пьесы «Город на заре», написанной студийцами коллективно (премьера спектакля «Город на заре» состоялась в феврале 1941 года). В 1957 году сделал новую редакцию этой пьесы и опубликовал ее под своей фамилией и с посвящением студийцам.
Первая знаменитая пьеса А. Н. Арбузова – «Таня» – была написана им специально для Марии Бабановой и поставлена в 1939 году режиссером Андреем Лобановым в Театре Революции.  Алексей Арбузов – классик советской драматургии. Его пьесы «Таня», «Иркутская история», «Мой бедный Марат», «Счастливые дни несчастливого человека», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры», «Старомодная комедия», «Выбор» и другие шли во множестве театрах СССР и по всему миру. Драматургия Арбузова продолжает быть популярна и сегодня благодаря ее сценичности, универсальности, интересу автора к жанрам мелодрамы и комедии, благодаря живым диалогам и характерам, теплому вниманию Арбузова к человеку, его частной, душевной жизни.
Пьеса «Мое загляденье», одно из поздних и не самых известных сочинений Арбузова, была написана в 1972 году. Ставится эта «оптимистическая комедия» не часто, один из лучших спектаклей по этой пьесе вышел в 1994 году в Театре на Малой Бронной (режиссер Артем Хряков).



…Возможно молодые люди, родившиеся совсем недавно, его не знают. И кое-кто из современников уже стал забывать. А между тем в течение многих лет Арбузов по праву считался одним из самых талантливых и популярных драматургов России ХХ века. Его пьесы широко шли как на Родине, так и за рубежом. Многие театры гордились тем, что с их сцен звучал его текст. Поколения российских актеров прошли школу арбузовской драматургии. Целая плеяда нынешних кино- и театральных звезд, отечественных и зарубежных, начинала свою творческую карьеру именно с исполнения ролей в его пьесах.


Парадокс о драматурге.

Если принять во внимание, что театр, а следовательно, и драматургия,- своеобразный способ моделирования поведения человека, то арбузовские пьесы — как бы типовые варианты людских взаимоотношений. На них лежит отблеск времени, но они не привязаны к нему столь жестко, как это бывает с пьесами, трактующими сугубо сегодняшние проблемы. Эти пьесы, разумеется, нужны, но у них зачастую меньший запас прочности. Между тем пьесы Арбузова, окутанные поэзией, приподнятые над бытом, но отнюдь не исключающие быт, являют нам, в каком бы возрасте мы ни находились, нечто знакомое, как бы пережитое. Пьесы Арбузова, как сказали бы ученые, инвариантны, то есть таят в себе возможность насыщать их сценический рисунок приметами и характерами различных поколений и даже «вписывать» в них нечто близкое и зрителям зарубежных стран. Поэтому, видя в арбузовских пьесах продолжение классической русской драматургии и, прежде всего, великих открытий Чехова, режиссеры, актеры, зрители почти тридцати пяти стран разыгрывают и смотрят «Таню», «Иркутскую историю», «Мой бедный Марат», «Старомодную комедию», «Жестокие игры», «Воспоминание» и другие пьесы, находя в них не только наши характеры и устремления, но и созвучие своим надеждам, извлекая из них поэзию и музыку бытия. 

Какие же это мотивы? Какие созвучия?

Неисчислимые в своей кажущейся немногочисленности нюансы отношений мужчины и женщины. Тут — нерв арбузовских пьес. Сказать, что драматург поэтизировал эти отношения, значило бы коснуться поверхности. Он извлекал из них некий лексикон человечности, заставляя вспомнить глубокое замечание Маркса, что отношения мужчины и женщины есть высшая форма отношения человека к человеку вообще. В знакомых и, казалось бы, таких изученных и драматургами и зрителями «треугольниках» и «четвероугольниках» возникали переливы все новых и новых мелодий. Почти во всех своих пьесах Арбузов начинал «от женщины», он знаток и певец женских характеров. Всей системой пьесы он создавал как бы идеальный тип отношений, может быть, и не осуществившийся в данных конкретных обстоятельствах, но словно витающий над ними. Это как бы эталон, отношения нашей мечты. Арбузов верил, что в каждом зрителе от природы заложено ожидание справедливости и счастливого финала своих жизненных усилий. И потому он не только не стеснялся сентиментальности, но, напротив, рассматривал ее как художественное выражение доброты. Поэтому с течением лет в его пьесах вырастал, кристаллизовался образ маленькой, но стойкой женщины, переносящей удары судьбы, невзгоды истории, никогда не повышающей голос, но не изменяющей своей природе. Такова легендарная Таня, чей нежный голос для зрителей моего поколения останется небесным голосом покинувшей нас Марии Бабановой. Такова Люся из пьесы «Годы странствий», может быть, главная маленькая женщина Арбузова. Такова Валя из «Иркутской истории»; Лика из «Моего бедного Марата». Можно называть и дальше. Арбузов следовал классической традиции. Арбузовский герой на вечном рандеву!

…Загадка Арбузова существует. Теперь, когда его нет, собравшись вместе, его работы явили нечто целостное и ценное. Для театра, для культуры. Оглядываешь пространство его сцены и думаешь: может быть, разгадка в зале, в нас?

О, он знал зрителя! Знал наш инстинкт театра. Ему были ведомы наши заботы, и наши изменчивые состояния находили отклик в его пьесах. И ранние надежды, и поздняя любовь.

В одном из своих устных гимнов театру он воскликнул:

 — Театр должен быть простодушен! Он должен исторгать восторг у зрителя!

Когда это случается на его спектаклях — а это было, и много раз! — мы в зале счастлив. Мы не помним себя, истина театра властвует над нами.

Александр Свободин
Из книги «Сказки… Сказки… Сказки Старого Арбата»
Изд-во «Зебра» 2003 г.