ДраматургиВиктор Астафьев | АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАШАЕкатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993 Бум-ба-раш!.. Лихое имя взрывается гранатой, грохочет барабанной дробью, гремит медью полковых труб? Бумбарашка домашнее, ласковое, уютное, как печка да завалинка, такое до невозможности штатское прозвище?Придуман Гайдаром без расчета на бессмертье. Возрожден на сцене Горьковского ТЮЗа. «Оэкранен» в телефильме и долгие годы любим под фамилией «Золотухин». И вот четвертое явление героя трудовому народу на подмостках театра-студии «табковсцев». «Страсти по Бумбарашу» (режиссер В. Машков) новое осмысление жития бравого солдата, которому чертовски надоело воевать, а хочется совсем простого быть живым. События, диалоги, монологи, словесные и песенные, почти те же, что и в сценарии Е. Митько. Но вот «порядок слов» в пьесе Ю. Кима собственный. Расставшись с застойным псевдонимом «автор текстов песен Ю. Михайлов» стал Автором. Бумбараш в спектакле не выбирает, в какой цвет «перекрасить» видавшую военные виды гимнастерку. И белый, и красный, и зеленый ему не по душе. Бандит Гаврила (С. Беляев) в новой версии единокровный брат Бумбараша (Е. Миронов). Обоих легко представить детьми, деревенскими мальчишками, гоняющими кур по пыльной дороге. Но теперь куры собственность «плохиша» Гаврилы. И дом, и самовар, и красивая Варя (А. Заворотнюк) все прибрано к Гаврилиным ручищам, пока мальчиш Бумбараш в войну «играл». Только и осталось общего, что любимая песня? Этот самовар с блестящими боками, по-буржуйски пузатый, этот крепкий чистый стол, за которым всем хватит места (художник А. Боровский), заложниками, пленниками кочуют по всему спектаклю. Их отбивают красные от бандитов, белые от красных как скипетр и державу, как родную землю, которую не поделить. Власть переменилась, и «неделимый» стол накрывают новой скатертью-самобранкой боевым знаменем соответственного колера. А Бумбараша, который каждой власти нужен и люб на свой манер, едва не распяли все на том же столе-кресте. Белые, красные, зеленые в спектакле в равной степени и одновременно и мерзавцы, и милейшие люди. Атаманша Софья Николаевна (О. Блок-Миримская), бывшая этуаль с драматической (без шуток) судьбой, изящно и небрежно отправит к праотцам марксизма Яшку-коммуниста (А. Мохов). Умей Яшка бросать гранату действовал бы ею, а не стендом с наглядной агитацией и не томом «Капитала». Как славно спелся с Бумбарашем «мазурик» Левка (В. Егоров). Ах, и хорош он в элегантных костюме и шляпе, свистнутых, видимо, в модной лавке какого-нибудь недобитого жмеринского «мсье Жака» (под пиджаком, впрочем, ни рубашки, ни манишки). Левка будет также небрежно и буднично расстрелян героическим Василием Ивановичем (В. Александров), явившимся на сцену прямехонько из анекдота. А начитанные белые офицеры (А. Неклюдов, М. Хомяков, Д. Щербина) поставят яблоко на голову Бумбараша как в «Вильгельме Теле» чтоб палить по живой мишени. Все они, по очереди становясь в позы конных статуй при полном отсутствии лошадей, излагают программы-максимум всем подавай, как «кофе с какавой в койку», светлое будущее дорогой России. Знакомая музыка В. Дашкевича «овеществлена» не только наизусть известными «текстами» Кима. Она материализована в пластическом решении спектакля, прицельно точном для каждого героя и общих замысла и стиля. Резкие, убыстренные движения напоминают походку, жестикуляцию персонажей старой кинохроники. Или как если бы лубок времен германской войны превратился в мультипликацию. Но вдруг герои «каменеют» картинно будто старинное фото на негнущемся паспарту. Проводы в солдаты? Первая отчаянная пляска Бумбараша застывает на пике иступленного веселья: гармонь в руках разорвалась надвое. Музыка пополам. И жизнь? Танец красноармейцев гибрид танго из немой фильмы с простодушной кадрилью: кокетливо прижимаются, жеманно отстраняются от нескромных кавалеров нарядные? женские платья из реквизированного сундука вместо натуральных партнерш. И такая грусть в этих потешных визави (хореограф А. Сигалова)? «Психическая» атака белых как бы остановленный кадр из «Чапаева». Только Поручик, Князь, Барон и прочие «оболенские» щеголяют последней выправкой? полулежа и сидя словно перед фотографом, который уже поджигает свой магний. «Страсти по Бумбарашу» взрывной, заводной, куражный и победительно молодой спектакль. Разумеется, «нет предела совершенству». В том числе и в овладении мастерством сценической речи. Теперь же, когда поют «бандиты», явственно различимо одно слово, да и то - «хрен». Не сразу действие обретает настоящий темп. Так, Бумбараш совершает свой полет «на воздушном на шару» столь томительно долго, будто по-всамделишному отправился «к германцу в тыл». Издержек наперечет, и они не заслоняют главного. Новый Бумбараш-Миронов, конечно, родня золотухинскому Бумбарашу музыкальностью, темпераментом. Но его генеалогическое древо обширнее, со старыми корнями и новейшими побегами. Герой Миронова близкий родственник всем Иванушкам-дурачкам из русских сказок, всем Ванькам-встанькам из шуток-прибауток, всем солдатам, варившим «на гражданке» суп из топора, и, конечно, Ивану Чонкину. Единственная тайна этого мальчиша Бумбараша совсем не военная: изо всех сил быть живым, быть «своим», а не белым, не зеленым, не красным. Как бы не мечталось о последнем его родителю А. П. Гайдару. ?В гражданской войне не будет Дня Победы. В финале спектакля ее «апофеоз» (см. полотна Верещагина и Дали): как дрова в поленнице мертвые. И только после темноты вспышка света: все рядом, все вместе на последней «фотографии» спектакля. Пресса Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019 Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 «Как будто идешь по паутине». Алла Сигалова о профессии режиссера, Наталья Витвицкая, Коммерсантъ, 26.03.2019 Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019 Сто лет за два часа, или Как станцевать “XX век. Бал” в МХТ, Юлия Зу, Musecube.org, 17.03.2019 Алла Сигалова: «Если я делаю глупость, то запредельную!», Андрей Дворецков, Э-Вести, 14.03.2019 Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019 Алла Сигалова рассказала о Константине Эрнсте и его жене, 7 дней, 4.03.2019 Легендарный хореограф и режиссер Алла Сигалова отмечает день рождения, видеосюжет Первого канала, 28.02.2019 Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019 Алла Сигалова: Моя действительность ярче мечтаний!, Анна Владимирова, Труд, 1.02.2019 Алла Сигалова: Во всем мире нас воспринимают как угрозу, Олег Перанов, Собеседник, 25.01.2019 Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019 Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019 Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019 Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019 В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019 Алла Сигалова: «Еврейская кровь во мне очень сильна!», Гарри Канаев, Stmegi.com, 2.01.2019 Ленивцы и любовницы: московские театры занялись большими форматами, Влад Васюхин, Известия, 28.12.2018 Константин Эрнст, Алла Сигалова и Ирина Пегова в программе «Вечерний Ургант», Первый канал, 27.12.2018 Бал столетия в Камергерском переулке: спектакль в МХТ им. А. П. Чехова, Андрей Миндовский, Ревизор, 24.12.2018 Women in Power: Алла Сигалова – о новом спектакле «ХХ век. Бал», работе с Владимиром Машковым и вере в чудеса, Арина Яковлева, Post@-Magazine, 24.12.2018 В МХТ им. Чехова представят «XX век. Бал» Сигаловой и Эрнста, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал»: Ирина Пегова станцует яблочко и выступит на конкурсе железнодорожниц, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 13.12.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фотографии Валерии Новокрещеновой, 13.12.2018 Творческая встреча с создателями спектакля «XX век. Бал». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 13.12.2018 Алла Сигалова о премьере «XX век. Бал»: спектакль не про историю XX века, а про наши ощущения от него, видеосюжет Общественного Российского Телевидения, 12.12.2018 Эрнст и Сигалова выпустили спектакль в МХТ, 7 дней, 8.12.2018 В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018 XX век глазами Эрнста: репрессии, груз-200, оттепель и костюмы Александра Васильева в МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 5.12.2018 Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018 Алла Сигалова: «Творчество это неприятно», Анна Позина, Известия, 5.12.2018 МХТ им. Чехова завершает год работой режиссера Сигаловой «ХХ век. Бал», РИА Новости, 5.12.2018 МХТ им. Чехова представит премьеру спектакля «ХХ век. Бал» по сценарию Сигаловой и Эрнста, Ольга Свистунова, ТАСС, 4.12.2018 5 декабря в МХТ дадут «ХХ век. Бал», Ревизор, 4.12.2018 «Специальный репортаж»: «Какие наши годы», телеканал «Москва 24», 1.12.2018 В МХТ им. А. П. Чехова готовится яркая премьера «XX век. Бал» в постановке Аллы Сигаловой, Наталия Мануйлович, Юлия Замятина, pluggedin.ru, 28.11.2018 Алла Сигалова в Риге: «Это будет невыездной спектакль, так что — приезжайте сами», Наталия Морозова, LSM.LV, 7.10.2018 Алла Сигалова: Есть ли у таланта потолок видно со временем, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.09.2013 Памяти Романа Козака. Программа «Наблюдатель», телеканал «Культура», 28.06.2012 Алла Сигалова: «Я многих раздражаю. И это замечательно», Мария Пескова, Профиль, 16.04.2007 Премьеры января, Елена Дьякова, Новая газета, 15.01.2007 Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007 Истина в пузырьке, Алексей Аронов, Михаил Гуревич, Известия, 9.01.2007 Про это, Итоги, 8.01.2007 Многоуважаемый гардероб, Наталия Каминская, Культура, 28.12.2006 Бежит, кричит и рычит. .., Анна Гордеева, Время новостей, 26.12.2006 СТРАСТИ В ЧЕРНЫХ ЛОПУХАХ, Дина Годер, Газета.ру, 25.12.2006 Эмма это Алла, Олег Зинцов, Ведомости, 25.12.2006 Театр имени Пушкина поднял Флобера, Роман Должанский, Коммерсантъ, 25.12.2006 АЛЛА СИГАЛОВА: «Карьера не главное, главное личная жизнь», Наталия Каминская, Культура, 22.12.2006 Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006 Джан Театр: Театр им. А. С. Пушкина, Ваш досуг, 17.02.2005 «Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005 Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005 Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005 И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005 Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005 Станцевать Платонова, 27.01.2005 «Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005 Феллини не ночевал
, Роман Должанский, Коммерсант, 24.03.2004 АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993 ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993 СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993 |